ИСТОРИЯ SOS

Ретро - Радио

 Георгий Члиянц (UY5XE)

 Как известно, А.С. Попов служил в военно-морском ведомстве и разрабатывал радиотелеграфию в первую очередь для нужд флота. Г. Маркони же первоначально внедрял беспроволочную связь в почтовом ведомстве между малыми островами Британского архипелага там, где прокладка кабеля по дну пролива была экономически убыточна. Одними из первых, радиотелеграфом оснащались маяки, многие из которых строились на островках, выдвинутых в море. Но кроме стационарных маячных башен имелись и т.н. "плавучие" маяки - специально оборудованные баржи (с облегченной башенной надстройкой), излучающие маячный сигнал и поставленные на якорь.  

Ранним утром 3 марта 1899 г., во время густого тумана, на один из таких плавучих маяков - "Ист Гудвин" (был расположен у восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) натолкнулась баржа "Мэттьюз". С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее) впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж баржы добрался на шлюпках. Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с использованием радиосвязи.

Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11 месяцев. Hезадолго до этого, была построена радиотелеграфная линия (около 40 км) между островами Кутсало (около г. Котка) и Готланд (осенью 1899 г. в данном районе сел на ель броненосец "Апраксин"). Руководил постройкой островных радиостанций А.С. Попов. Сообщение о том, что пятидесяти рыбакам грозит гибель стала первой служебной радиограммой, переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г., в 15 часов на борту ледокола "Ермак" получили радиограмму с приказом спасать рыбаков. Вскоре, 27 человек были доставлены на борт "Ермака" в Ревеле (ныне - Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению человеческих жизней с использованием радиосвязи.

Следует отметить, что "Международный регламент радиосвязи" и "Перечень специальных сигналов" появились позже. В те времена, позывные сигналы радиостанций выбирались, как правило, двухбуквенными - с использованием производных от локальных названий местности.

В 1903 г. в Берлине собралась Первая международная радиотелеграфная конференция. Кроме делегации Германии, присутствовали представители Австро-Венгрии, Великобритании, Испании, Италии, России, США и Франции (в составе делегации от России был А.С. Попов). Конференция рекомендовала использовать телеграфный сигнал бедствия, как "SSS DDD" (вместо "CQ" - Сome Quick, применявшегося по негласному соглашению ранее). Однако фирма Маркони к радиостанциям ее производства прикладывала собственный "Регламент связи", в котором сигнал бедствия выглядел как "CQD" (Come Quick Danger - Идите быстрее, опасность).

В 1906 г., снова в Берлине, собралась Международная конференция (105 делегатов из 29-и стран), на которой был предложен делегацией Германии сигнал "SOE", но и его забраковали, т.к. букву Е ("точку") легко пропустить на фоне сильных помех. Был забракован и предложенный американцами сигнал "NC" и было продолжено использование сигнала "CQD".

В соответствии с "Международной радиотелеграфной конвенцией" 1906 г., для связи с судами были отведены волны длиной 300 и 600 м.

Телеграфный сигнал бедствия "SOS" был введен в международную практику профессиональной радиосвязи в 1908 г. и неофициально расшифровывается как "Save Our Souls" ("спасите наши души"), а официально - он очень удобен и прост при его передаче азбукой  Морзе (три точки - три тире - три точки).

Но, по инерции, использовали и "CQD" (например: в апреле 1912 г., с борта "Титаника", в первые часы передавали только сигнал "CQD" и лишь в конце катастрофы - поочередно "SOS" и "СQD").

В конце того же 1912 г., в Лондоне прошла очередная Международная конференция, которая ввела более жесткий "Регламент радиосвязи", включающий требования круглосуточной радиовахты на судах и обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения радиообмена, был введен Q-код. Было принято решение об обязательном наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м (500 кГц).

В 1927 г., на Международной конференции в Вашингтоне было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых и радиостанциях. Кроме того, каждый час в течении шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т.н. "частоте бедствия") все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов "SOS". Ввели сигнал срочности - "ХХХ", предваряющий срочное сообщение и сигнал безопасности - "ТТТ", предваряющий сообщения по навигации и о погоде.

В 1932 г., в Мадриде, очередная конференция ввела т.н. "периоды молчания" на частоте 500 кГц: с 15 по 18 и 45 и 48 минуты каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили не более чем 16 стандартных слов (по системе"РARIS") в мин. - т.е. 80 знаков.

Каирская Конференция 1938 г. узаконила телефонную частоту бедствия - 1650 кГц, а также "периоды молчания" на ней (первые 3 минуты каждого часа).

Конференция 1947 г. в Атлантик-Сити заменила 1650 кГц на 2182 кГц.

Женевская Конференция 1959 г. перенесла трехминутные периоды молчания на четверть часа (00-03 и 30-33). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота и на УКВ (156,8 МГц).

 

Примечание:

1. Сигнал тревоги для телефонии - поочередные тоны (чистая синусоида) 1300 и 2200 Гц.

2. 05.02.1900 г. по новому стилю - это 24.01.1900 г. по старому стилю. Hекоторые издания дают дату 6 февраля - это ошибка перерасчета: по 28 февраля старый стиль (12 марта по новому стилю разница была 12 дней, а с 29 февраля - 13. 1900 г. - високосный только по старому стилю, а по новому - нет).

 

Литература и источники:

1. Л.Ф. Черниев. "Азбука судовождения" (для ПТУ) (М.: "Транспорт", 1984).

2. А.И. Суханов. "Радиосвязь на промысловом флоте" (для курсантов - радистов мореходных училищ) (М.: "Легкая и пищевая промышленность", 1984).

3. Георгий Члиянц (UY5XE). "Первому «радиосигналу бедствия» - 105 лет!" ("Радиохобби"; #3/2004, c. 2; "Радиолюбитель КВ и УКВ"; #3/2004, c.7).

4. http://www.qrz.ru/articles/detail.phtml?id=253