Приходил ко мне ОМОН - ничего хорошего!

Ретро - Радио


 

— Приходил ко мне ОМОН, ничего хорошего!
— Три повестки на столе и лампёшки в крошево!

— И ко мне пришёл ОМОН, плакали родители
— Ну куда теперь идти? В радиолюбители!

В пятидесятых годах двадцатого века, в связи с наступлением политической оттепели и общим ростом благосостояния граждан резко усилился интерес к радио. В прошлые исторические периоды сам факт владения радиоприёмником с одной стороны всегда мог послужить причиной доноса в соответствующие органы, дескать «из-за стенки слышна речь на несоветском языке», а с другой характеризовал обладателя как зажиточного человека. В самом же начале войны вообще все находящиеся в частном пользовании радиоприёмники были изъяты, для облегчения борьбы с вражеской пропагандой и как ресурс комплектующих для военного производства. На случайно, после 1945 года солдаты-победители вывозили из поверженной Германии не только мотоциклы, велосипеды, швейные машинки, но и многие тысячи отнятых у населения «трофейных» радиоприёмников.

Вместе с тем, вставшая ни мирные рельсы промышленность СССР производила всё больше и больше, хотя и недешёвых, но более менее доступных аппаратов. После войны был возобновлён выпуск популярного журнала «Радио» и в эфире стали появляться коротковолновики. Однако, получение разрешения на выход в эфир сопровождала длительная и тягостная бюрократическая процедура. Кроме того, советские коротковолновики находились под тотальным идеологическим прессом и контролем, достаточно сказать, что им до конца пятидесятых годов разрешалось проводить радиосвязи только внутри страны и со странами так называемых «народных демократий», то есть сателлитами СССР. Пережитки этого состояния сохранялись до конца социалистической эпохи в виде непременного членства в ДОСААФ, необходимости получать отдельное разрешение на работу с иностранцами и запрет на передачу в эфир даже собственного адреса и телефона. Как результат, с середины пятидесятых годов в эфире стали появляться кустарные незарегистрированные станции, но радиохулиганами их тогда ещё не называли.

В течении марта – июня 1960 года Президиумы Верховных Советов всех союзных республик приняли указы «Об ответственности за незаконное изготовление и использование радиопередающих устройств». Ответственность предусматривалась следующая: меры общественного воздействия или административная ответственность в виде штрафа с конфискацией аппаратуры. За первое правонарушение штрафовали на 10 – 50 рублей, чаще на 50 – сумма по тем временам не малая. За повторное – на 50 – 150 рублей, а 150 рублей, это очень много по тем временам, редко у кого была такая месячная зарплата. Кроме законной конфискации аппаратуры использовавшейся для означенных целей, часто нечистые на руку сотрудники органов изымали из квартиры «радиолюбителя» вообще ВСЮ имеющуюся аппаратуру, вплоть до утюга. (Это не шутка). Конечно, все эти вещи, кроме передатчиков, не всегда уничтожались по акту, часто они присваивались заинтересованными лицами, или ими же сдавались в комиссионки.

Сам термин – радиохулиганство появился в СССР с 3 июля 1963, когда, следуя указаниям Пленума Верховного суда, суды низшей инстанции стали выносить приговоры за использование незаконно действующих передатчиков (НДП) по той же самой статье, по которой квалифицировалось обычное, бытовое хулиганство с применением технических средств, а именно по части второй статьи 206 УК РСФСР и по соответствующим статьям УК других союзных республик. Критериями начала уголовного преследования нарушителя служил не просто незаконный выход в эфир, а «умышленные действия, выразившиеся в ведении по радио передач, связанных с проявлением явного неуважения к обществу, из озорства, грубо нарушающих общественный порядок, либо создающих помехи радиовещанию и служебной радиосвязи».

Легенда гласит, что движение «радиохулиганов» зародилось на рубеже шестидесятых годов, во времена хрущевской оттепели, и пик расцвета пришелся на 1965-75 годы.

Включив радиоприемник на средних волнах, в районе волны 200 метров можно было принимать множество радиостанций, транслирующих разнообразную музыку: Аркадия Северного, Высоцкого, песни собственного сочинения под аккомпанемент гитары, баяна и балалайки, Beatles и Deep Purple — все, что было запрещено в те далекие времена.

В бывшем СССР повальное увлечение молодежи техническим творчеством, радиосвязью на средних волнах — было своеобразным протестом, внутренней эмиграцией, ответом на лживую советскую пропаганду, повсеместного запрета всего и вся.
 

Техническая смекалка позволяла из подручных радиодеталей — лампового приемника и запасных ламп к нему — сделать за несколько часов приставку, в простонародье «шарманка», и выйти в эфир.
Десятки голосов вызывали друг друга на связь своеобразными мантрами: «Всем свободным, здесь „Мойдодыр“ кто слышит, прием».

В случае, если кто отзывался на вызов, следовал рапорт о приеме, силе сигнала в 120% с захлестом — высшая оценка силы приема, основанная на показателях индикатора настройки бытового радиоприемника.
Власть, разумеется, боролась с этим явлением, пеленгуя и арестовывая используемую технику, а зачастую и злостных нарушителей, как правило рецидивистов. Но в большинстве случаев все заканчивалось административным штрафом порядка 50 рублей, доской позора в учебном учреждении или на производстве.

Официальный орган ДОСААФ — журнал «Радио» периодически публиковал страшилки о пагубности этого явления; сбитых эшелонах поездов и эскадрилий самолетов, о морских судах, не сумевших передать сигнал SOS.

Сложность получения разрешительных документов препятствовала большей части радиолюбителей иметь легальный статус коротковолновика и под присмотром контролирующих органов и института «стукачества» проводить сеансы радиосвязи на коротких волнах.

Но те, кто смог пробиться через различные препоны и имея незапятнаную биографию, получили хорошую школу и смогли себя реализовать на ниве радиоспорта, добиться высоких результатов в соревнованиях и получить престижные DX дипломы.
http://terrasochi.ru/blog/hobby/320.html