Загадочное радиоэхо

Гипотезы и загадки

alt

Это явление впервые было обнаружено в конце лета 1927г.норвежским радиолюбителем И.Халсом. Принимая сигналы голландской КВ станции в Эндховене, он слышал и их ослабленное эхо.Его удивил не сам факт радиоэха, а то, что с наряду с сигналами, запаздывающими на 1/7с,- на время обращения сигнала вокруг Земли – наблюдались и более слабые их отголоски, с задержкой на 3 с. В феврале 1928 года Халс сообщил об этом странном явлении своему соотечественнику – исследователю полярных сияний Карлу Штермеру.

Штермер решил сам проверить сообщение Халса. По его просьбе радиостанция Хильверсум специально для наблюдений за радиоэхом передавала в определённое время на волне 31.4 м условные сигналы ( три тире). Сигналы посылались каждые 20 с продолжительностью 1.5-2.0 с. Наблюдения начались в марте 1928 г, но только 11 октября после полудня в Осло было принято радиоэхо с запаздыванием в 3-15 с. За каждым посланным сигналом следовало одно радиоэхо, или несколько, которые, как правило, также состояли из трёх тире. Иногда длительность радиоэха была больше основного сигнала, но частота модуляции оставалась такой же, как у основного сигнала. Были измерены следующие промежутки времени между сигналом и радиоэхом: 15, 8, 4, 8, 13, 8, 12, 10, 9, 5, 8, 7, 6, 12, 14, 14, 12,8, 12, 5, 8 и 12, 8, 5, 14, 14, 15, 12, 7, 5, 5, 13, 8, 8, 8, 13, 9, 10, 7, 14, 6, 9, 5, 9 с. В тот же день , но в другие часы голландский физик Ван-дер-поль также наблюдал многочисленные радиоэхо с запаздыванием в 8, 11, 15, 8, 13, 3, 8, 8, 8, 12, 15, 13, 8, 8 с.

В последующие дни обнаружить радиоэхо удалось только 24 октября от 16 до 17 по Гринвичу. Радиоэхо принимали в нескольких пунктах, причём запаздывание во времени в отдель ных случаях достигало 30 с . Позже это явление наблюдалось в феврале 1929 года. В мае того же года французские наблюдатели Галле и Талон на волне 25 м и на о. Пуло-Кондор (Индокитай) приняли около 2 тыс. радиоэхо с запаздыванием до 30 с. и амплитудой, примерно в три раза меньше основного сигнала. Более чем о 70 радиоэхо с запаздыванием до 55 с, наблюдавшихся от 30 мая до 8 июля, сообщалось в печати в 1934 г. Впоследствии не раз появлялись сообщения о странных запаздываниях не только телеграфных сигналов, но и телефонных разговоров. Штермер пытался объяснить загадочное радиоэхо следующим образом.

Он полагал, что земной шар окружён огромной областью, имеющей форму тороида, в которой нет свободных электронов. Поверхность, ограничивающая эту область, по его мнению, обладает отражающими свойствами и создаёт радиоэхо. Она, как считал Штермер, может мгновенно появляться и исчезать, на различных расстояниях от Земли. Этим он объяснял то, что величина запаздываний меняется.

Предположения Штермера вряд ли сегодня можно считать правильными. Хорошо известно, что там, где, по Штермеру, недолжно быть свободных электронов, на самом деле существует радиационный пояс Земли, состоящий в основном из электронов. Внутренняя часть пояса расположена на расстоянии 500-5000 км от Земли, а внешняя – на высоте от 1 до 5 земных радиусов ( ок.6371 км.). При отражении сигнала от внутренней границы запаздывание будет не более 0,04 с, от внешней – не более 0,31 с.

Автор считает, что рассматриваемое явление можно объяснить, если предложить, что наряду с обыкновенным кругосветным радиоэхом, когда имеют место многократные отражения радиоволн от ионосферы, и Земли, возникают и волноводные радиоэхо. Это происходит, когда образуется сплошной (или почти сплошной) волновой канал вокруг Земли между двумя слоями ионосферы, например, между Е спорадическим и F1 и F2. Образование волнового канала вокруг Земли явление, связанное с определённой солнечной активностью и, как правило, с появлением полярных сияний. В средних и высоких широтах в нижнем слое волнового канала образуется область повышенной ионизации, как бы вкрапление в него. В результате он остаётся прозрачным для сигналов, частота которых превышает его критическую частоту, и вместе с тем способен отражать, когда волна попадает на области повышенной ионизации.

В результате нижний слой волнового канала в этих широтах выполняет роль как бы пространственного клапана, периодически запирающего в волновом канале радиосигнал, посланный с Земли. Попав в него, он многократно отражается от внутренних слоёв и огибает Землю. Возможны случаи, когда сигнал частично попадает на Землю, продолжая оставаться в волновом канале до следующего отражения. В результате возникает несколько радиоэхо, от одного сигнала. При определённой частоте сигнала и параметрах волнового канала, близких к резонансным, затухание амплитуды сигнала, многократно обогнувшего Землю, будет небольшим.

Отсутствие удовлетворительных гипотез, объясняющих возникновение радиоэха с большим запаздыванием создало благоприятную почву для всякого рода домыслов и фантастических предположений об их происхождении. Так, ещё в 30-х годах Н. Тесла, известный своими трудами в области электротехники, высказал мнение, что это явление связано с инопланетной цивилизацией.

В 1960 г. Р. Брейсуелл – профессор Радиоастрономического института (США) вернулся к гипотезе Тесла и предположил, что импульсы ретранслирует с запаздыванием кибернетическое устройство инопланетного аппарата, находящегося на орбите Луны. В 1966 г. Ф. Зигель, развивая мысль Брейсуелла, высказал предположение, что числа, выражающие время запаздывания сигнала, обозначают « какой-то непонятный нами код ».

И , наконец, в 1972 г. английский астроном и научный обозреватель Д. Льюнэн попытался расшифровать эти числа. Он построил график, на одной оси которого отложил интервалы между сигналами и эхом, а на другой их порядковые номера. Неожиданно он увидел на графике знакомую ему карту созвездий северного полушария. Однако звёзды на этой карте занимали положение несколько отличное от того, какое мы наблюдаем сегодня. Явно не наместе была двойная звезда Эпсилон в созвездии Волопаса. Используя давно известные астрономические методы, Льюнэн установил, что карта точно отражает рисунок неба в северном полушарии, каким оно было около 13 тыс. лет назад. Отсюда он заключил, что космический аппарат прибыл в Солнечную систему приблизительно в это время, а явно неверное положение звезды Эпсилон – способ, с помощью которого указывается, откуда он прибыл. Гипотеза Льюнэна также пока не принята в серьёз.

Несомненно, большую помощь в разгадке этого явления могли бы оказать радиолюбители. Для наблюдения за ним необходимо иметь КВ приёмник с чувствительностью 5 – 15 мкв и осциллограф с длительностью развёртки луча до 10-30 с. При наблюдении за сигналами осциллограф подключается к выходу детектора, либо каскада НЧ приёмника. Сравнивая форму запаздывающего сигнала, устанавливают факт возникновения радиоэха и измеряют время его задержки.

Наблюдения радиолюбителей за радиоэхом могут иметь научную ценность только в том случае, если будут известны следующие данные:

- географические координаты наблюдателя ( область, район, город ).

- Дата и точное время наблюдения радиоэха ( до 1 мин );

- Несущая частота сигнала ( мГц );

- Время запаздывания радиоэха ( до 0.3 сек. );

- Тип приёмной антенны и характеристики (ориентация относительно частей света, угол наклона к горизонту и диагр.направленности );

- Соответствие формы радиоэха ( по длительности и модуляции НЧ ); Канд. Тех. Наук В. Четверик. РАДИО № 12. 1974 г.


Продолжая тему : 6 августа 2007г всеукраинский познавательный еженедельник «Инопланетянин» опубликовала статью «Есть контакт» ( на украинском языке ). Привожу выдержки из статьи, часть которой также рассказывает об истории открытия радиоэха.

« В разное время люди заявляли, что контактировали с пришельцами как дистанционно, так и в близком общении. ..Но от такой информации мало пользы, часто всё, о чём рассказывали контактёры, есть всего лишь выдумка. Интересным фактом есть «эффект присутствия» - явление, которое наблюдали некоторые космонавты на орбите во время выполнения некоторых космических программ. Суть этого явления лежит в том, что астронавты чувствовали чьё-то присутствие на корабле ( говорится не о всех членах экипажа ), их преследовало чувство, что за ними кто-то наблюдает. Это можно было бы списать на психологические заболевания, стресс, специфику пребывания в космосе, но эти случаи подтверждаются всеми членами экипажа, которые присутствовали на космическом корабле в то время, когда явление имело место. Космонавты слышали шёпот, не совсем понятный, но по словам очевидцев: «… текст звучал где-то в глубине подсознания…».

Космический шёпот можно интерпретировать по-разному, но факт, что его источником есть разум – не вызывает сомнений. Естественно, телепатические контакты можно считать уже не потенциальной возможностью, а довольно утвердительным фактом. Это заставляет по – новому задуматься над сообщениями некоторых контактёров. В 1955 г контактёру Ю. В. Бабанину во время сеанса телепатической связи пришла информация о «некоторых знаках космического кода, который используется внеземными цивилизациями для контактирования между собой». В соответствии с сообщением, высокоразвитые цивилизации используют язык графических символов, каждый из которых имеет строго определённое значение и номер. При этом Бабанин записал целую таблицу таких символов с их номерами и что они обозначают. Наверное, это первый случай, когда контактёр получил важную информацию, хотя непонятно, как использовать принятую информацию, ведь до сих пор на Землю не приходило ни одного послания из Космоса; если и приходили в виде радиосигналов, то учёные не смогли их идентифицировать. Но нашёлся человек, что смог разгадать эту загадку. Им оказался московский исследователь Алексей Подъяпольский, он применил код Бабанина для расшифрования загадочного радиоэха в так называемых сериях Штермера – Хальса.

Их история: в октябре 1928г сотрудник голландской фирмы «ФИЛИПС» Ван дер Поль с интервалом в несколько суток на волне 31,4 м посылал стандартные телеграфные сигналы – три точки, три тире – через каждые пять секунд сначала, и через каждые 20 – вторично. По договорённости сигналы принимали два норвежских радиолюбителя – физик К. Штермер и инженер И. Хальс. Эти данные по приёму радиоэха были опубликованы как серии Штермера – Хальса.

Только в 1960 г профессор Р. Брейсуел (США) предположил вышесказанную догадку.

Первая задача космического зонда– принимать сигналы с планет и отправлять себе домой для изучения; второе – возвращать принятые сигналы на планету, с которой они были приняты. Последняя функция, по предположению Брейсуела, есть кодированным элементом. Алексей Подъяпольский вспомнил про серии Штермера – Хальса и решил попробовать использовать в качестве ключа для расшифровки космического кода , принятого контактёром Бабаниным . Для этого вместо цифр, что обозначают число секунд, через сколько пришло радиоэхо точек и тире, он решил поставить графические символы из кода, что имеют соответствующие номера – хаотические наборы цифр превратились в смысловые сообщения. Нужно сказать, что профессор Подъяпольский продолжает работу по усовершенствовании системы расшифрования. Ещё до начала контрольного эксперимента, в 1928 г, во время пробного сеанса связи Хальс получил несколько эхо с задержкой в 3 сек. По космическому коду это число означает «М Ы- из реального мира, мы – живые, мы – люди». Получается, инопланетные собеседники во первых представились….»

В том же еженедельнике 3 сент. 2007 опубликована статья Александра Шкарпотько, руководителя уфологического клуба «CONM» г.Запорожье, в которой он сообщает, что в 1988 г он вместе с операторами коллективной радиостанции одного из вузов г. Запорожья проводили эксперимент по регистрированию эффекта Штермера. Эхо было услышано но записать сигналы на магнитофон не получилось – всё время перегорали предохранители. Запас предохранителей исчерпался, точка направления сигнала вышла из зоны захвата антенны передатчика и эксперимент пришлось остановить. А. Шкапрпотько делал сообщение на съезде уфологической организации УКУФАС в 1991г. Сейчас УКУФАС уже не существует…Александр предлагает провести через 5 – 6 лет радиофизический эксперимент газеты «Инопланетянин» и запорожских уфологов. 5 – 6 лет для того что бы модернезировать имеющуюся аппаратуру для проведения эксперимента, во – вторых начать ближе к минимуму солнечной активности. Что нужно – иметь для начала АМ и SSB приёмник на 20 м диапазон (14 мГц). Нужно образовать сеть из радиоприёмных устройств, что бы обнаружить, где будет регестрироватся радиоэхо.

Виталий UB4UBQ

http://news.cqham.ru/articles/detail.phtml?id=923