Блок объявлений
Опрос мнения
На какой аппаратуре Вы предпочитаете работать в эфире в последнее время?
 
Друзья сайта

Самолетные радиостанции времен ВОВ

Ретро - Радио

САМОЛЕТНЫЕ
РСБ-Збис
50 до 350 до 1500 25—120 самолет
РСИ-4
5 до 150 60—85,71 самолет
РСР-М
до 30 до 100
до 200 25—120 самолет

Новые типы радиостанций по своим качествам превосходили находившиеся в то время в войсках по компактности, удобству и простоте эксплуатации, по экономичности питания и диапазону частот. Однако количество их было крайне недостаточным и ни в коей мере не могло удовлетворить потребности войск.
Необходимо отметить, что хотя в боевых действиях Красной Армии в 1939—1940 гг. более широкое применение, чем прежде, находила радиосвязь, роль ее все еще недооценивалась, и основным средством управления до Великой Отечественной войны считалась проводная связь.
К 1941 г. на вооружении Военно-Воздушных Сил имелись самолетные радиостанции: для истребительной авиации — радиостанция РСИ, для разведывательной — РСР, для бомбардировочной РСБ— 3бис.
Радиостанция РСИ-3 являлась приемно-передающей, симплексной, коротковолновой, телефонной радиостанцией. Она обеспечивала двухстороннюю радиосвязь между самолетами в полете, а также самолетов с радиостанциями наземных пунктов управления. Приемник этой радиостанции настраивался на одну частоту из пяти возможных при большой погрешности частоты за счет нестабильности (порядка 0,2%). Питание приемника осуществлялось от аккумуляторов и сухих батарей.
В конце 1939 г. был разработан более совершенный самолетный радиоприемник типа РСИ-4 («Малютка»). Он был выполнен по супергетеродинной схеме с плавной перестройкой по диапазону и имел автоматическую и ручную регулировку громкости при чувствительности 2—5 мкВ. Питание шести ламп приемника осуществлялось по аноду от умформера РУ-11А и по накалу от бортовой сети.
Самолетная радиостанция разведывательной авиации РСР являлась приемно-передающей, симплексной, коротковолновой, телефонно-телеграфной радиостанцией. Она обеспечивала двухстороннюю связь самолетов с радиостанциями наземных пунктов управления и между самолетами в полете. Схема радиопередатчика станции была выполнена на пентодах с высокой стабильностью частоты (уход частоты за 5 мин. работы не превышал 0,03%). Питание всей радиостанции осуществлялось от бортовой сети.
Самолетная радиостанция бомбардировочной авиации РСБ-3бис являлась приёмно-передающей, симплексной, коротковолновой, телеграфно-телефонной радиостанцией. Она обеспечивала двухстороннюю радиосвязь экипажей самолетов бомбардировочной авиации с радиостанциями наземных пунктов управления и между самолетами в полете. Радиоприемники этой станции УС-3, а затем УС-4 были выполнены по супергетеродинной схеме на лампах с металлическими баллонами в непрерывном диапазоне от 20 до 120 м. Чувствительность приемника составляла 4 мкВ в телеграфном и 20 мкВ в телефонном режиме.
Самолетная радиостанция для морской авиации РСБМ-бис являлась приемно-передающей, симплексной, телефонно-телеграфной радиостанцией. В наземном варианте эта радиостанция нашла широкое применение в истребительной и штурмовой авиации в качестве наземной приводной радиостанции (МПАР).
Для обеспечения связи между членами экипажа внутри многоместных самолетов применялось самолетное переговорное устройство СПУ-Ф. Связь и звуковая сигнализация в СПУ-Ф осуществлялась циркулярно между всеми членами экипажа.
В 1939 г. начали применяться летные шлемофоны с телефонами ТА-2 и ларингофонами ЛА-2, а затем ЛА-3. В 1939 г. все самолеты боевой авиации были оборудованы жесткими антеннами.
К началу Великой Отечественной войны на вооружении ВВС имелись наземные радиостанции: ПАК, 5АК, PAT, PA, РАФ-КД (использовались и как приводные) и РСБ-Ф.
Радиостанции ПАК и PAT применялись преимущественно для связи с самолетами дальней авиации (ДА), а также между наземными штабами авиационных объединений и соединений. Однако радиостанция ПАК не обеспечивала потребной дальности и надежности радиосвязи с самолетами ДА. Кроме того, она имела неустойчивость частоты по времени (уход частоты 0,1% за 15 мин.). Радиостанция PAT в сравнении с ПАК имела значительно лучшие характеристики. Ее создание в 1938 г. на заводе имени Коминтерна было крупной победой нашей радиопромышленности. Она обеспечивала быстродействующую телеграфную работу со скоростью до 120 стандартных слов в минуту. Станция имела два супергетеродинных приемника с двойным преобразованием частоты для связи и один супергетеродинный приемник типа «Дозор» для приема метеосводок от специальных международных станций.
Радиостанции РАФ-КД, РСБ-Ф и 5АК использовались для радиосвязи во фронтовой авиации, а также для наземной связи в авиационных соединениях и частях.
В предвоенные годы возникла необходимость в подвижном радиоузле для обеспечения радиосвязи при частых перебазированиях авиационных штабов. В 1940 г. на базе радиостанции типа PAT была создана приемно-передающая, коротковолновая, симплексно-полудуплексная радиостанция типа РА. Радиостанция РА наряду с ручной телеграфной работой обеспечивала быстродействующую телеграфную связь со скоростью 500 стандартных слов в минуту, а также симплексно-полудуплексную радиосвязь и связь фототелеграфом. В своем составе радиостанция имела пять однотипных радиоприемников. Это дало возможность использовать приемную машину в качестве приемно-манипуляциочного пункта в системе подвижного узла связи. Радиостанция РА вполне удовлетворяла требованиям управления авиацией. Однако серийное изготовление ее было прекращено в связи
с перебазированием завода имени Коминтерна в начале войны в тыл страны.
В ходе войны в 1942 г. был создам подвижный радиоузел типа РУК-42. Он состоял из передатчика типа РБМ, пяти приемников типа УС-Зс, приемника РБМ и размещался на одной автомашине ГАЗ-ЗА.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны ВВС Красной Армии имели на вооружении разнообразные по назначению самолетные и наземные радиостанции. Однако в процессе их эксплуатации выявился ряд недостатков, например: двигатели Л6 и ЛЗ имели недостаточный моторесурс и выходили из строя раньше положенного срока, часто отказывали динамомашины РДН-2500; использование радиостанции РАФ-КД для связи и привода себя не оправдало. Нерешенной к началу войны оказалась задача по обеспечению буквопечатающей радиосвязи в звене ВВС округа — авиационный корпус, авиационный корпус — дивизия, а также слабо были отработаны вопросы с оборудованием подвижных и стационарных узлов связи. Решение этих вопросов продолжалось уже в период Великой Отечественной войны.
Внезапное вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну вынудило эвакуировать значительную часть заводов, производивших средства связи. В труднейших условиях рабочие и инженерно-технический состав радиопромышленности в ответ на призыв ЦК нашей партии героически трудились над всемерным развитием производственных мощностей и совершенствованием образцов техники. Так, в первый же год войны на базе радиостанции РАФ-КД была создана радиостанция типа РАФ-КВ, а затем РАФ-КВ-3 — основная наземная радиостанция в частях и соединениях ВВС.
http://www.radioscanner.ru/forum/topic26777.html

 


Популярное в разделе
  –  Я не приветствую радиовандализм, но...   22.02.2017
  –  Обращение к молодым историкам   23.02.2017
  –  Бареттер и урдокс   16.02.2017
  –  Первый выход в эфир на SSB   02.02.2017
  –  Радиоприемник "Волна-К"   13.01.2017
  –  Усилитель с ЭМОС   13.02.2017
  –  Специальный радиоприёмник ''ПР-56''   14.12.2016
  –  Самодельный трансивер 10 лет спустя   04.10.2013
  –  В этом году исполняется 70 лет приставке на 6П3С   07.02.2016
  –  Знаменитая "Dorette"   06.01.2017
  –  Как появилась первая магнитная запись? И не только.   12.02.2017
  –  С чего начинал радиолюбитель 65 лет назад   31.01.2017
  –  Самолетные радиостанции времен ВОВ   03.12.2016
  –  Передатчик начинающего коротковолновика   26.11.2016
  –  Приемник ЭКЛ-34   01.02.2017


Донецкое областное отделение Лиги радиолюбителей Украины

Сайт УКВ комитета ЛРУ http://www.vhf-uarl.org

 Информационный партнер: Сайт радиолюбителей Донецкой области    Мариупольский радиоклуб Маррад    Hamradio notes