Мы должны передать свои знания, опыт и энтузиазм молодёжи

Работа с молодежью

Ну, до чего хорошо после долгого перерыва снова окунуться в эфир!

Опять, затаив дыхание, скорее угадываешь, чем слышишь позывные экзотического DX. Опять пытаешься определить наилучшие возможности для QSO в то или иное время суток.

Жаль, что супер имеет всего восемь, а не восемьдесят ламп. Жаль, что мощность передатчика не должна превышать ста ватт.

Эх! Трахнуть бы киловаттом на двадцати метрах и за одну ночь положить на обе лопатки все материки. Как досадно, что кроме коротких волн на свете существуют трамваи, лифты, электрические звонки, рентгеновские установки и прочие египетские казни коротковолновиков.

Но все равно, преодолевая все эти препоны, мы будем, утверждать и утвердим в эфире советские любительские позывные во всех наших диапазонах.

Так что же делается в послевоенном эфире? Какие слышны любители?

Мой краткий обзор охватывает по времени период с первых чисел января этого года по середину марта.

Начнём с Европы. Если в январе было сравнительно мало любителей, то изо дня в день количество их увеличивается. Довоенная численность ещё не достигнута, но нарастание идёт бодрыми темпами.

В воскресный день, когда все свободны и сидят в эфире, на двадцати метрах становится уже тесно и редкое QSO удаётся довести до конца без QRM.

Нам можно пользоваться международными любительскими диапазонами 160, 40, 20, 14 и 10 m

На сорока метрах за все время было обнаружено два-три любителя. Естественно, положение явно ненормальное, и поэтому я запросил объяснения у моих корреспондентов. Ответы были неутешительными и скептическими: сорокаметровый диапазон плох, так как он «заселён» правительственными и мощными телефонными станциями.

Это, действительно, так. Но мне кажется, что мы должны вновь «открыть» этот диапазон, так как, во-первых, есть все-таки свободные места и, во-вторых, можно будет поставить вопрос о соблюдении международных соглашений и расчистить диапазон в s пользу любителей. Это необходимо сделать, тем более, что любители третьей группы не имеют права пользоваться двадцатиметровым диапазоном и, следовательно, им для «дальнобойности» остаётся лишь сорока-метровый диапазон.

Правда, третья группа может пользоваться четырнадцати- и десятиметровыми диапазонами. Но они не особенно привились и требуют сравнительно больших технических знаний при налаживании передатчика и приёмника. То и другое для начинающих товарищей будет тяжёлой задачей.

Одним словом, надо возобновить работу на сорока метрах.

Англичанин Боб Уайт (ZC4C QRA остров Кипр) горячо рекомендовал заняться десятиметровым диапазоном. Особенно хорошо работать, конечно, в воскресенье.

Он указал наивыгоднейшее время — от 13 до 16 часов GMT. Естественно, что часы слышимости будут меняться с удлинением дня и наступлением весны.

Он сообщил также, что все телеграфные (cw) станции любителей сиДят от 28 ООО до 28 100 кс. Это необходимо учесть, иначе до седых волос не добъёшься QSO на десяти метрах.

Этот диапазон замечателен тем, что отсутствуют местные помехи.

Боб Уайт сообщил, что на десяти метрах у него были QSO CW, ZC, КА-1, VS и с островом Гуам.

Я мало был в этом диапазоне, но всё же слышал несколько англичан и итальянцев. Десятиметровый диапазон жив и, несомненно, очень интересен.

На четырнадцати метрах я не слушал. Мнение наших уважаемых «оЬ'ов» об этом диапазоне таково: весьма вероятно, что этот диапазон станет самым интересным и привлекательным. Он обладает дальнобойностью двадцатиметрового диапазона и так же, как десятиметровый, не имеет местных помех, что облегчает работу нам, городским радиолюбителям.

Для начинающих товарищей (третья группа) отведён диапазон 160 m. Центральный радиоклуб обязывает всех любителей первой и второй групп работать и на этом диапазоне и будет жёстко следить за тем, чтобы начинающие товарищи имели большой круг корреспондентов.

Это общественный долг всех высококвалифицированных коротковолновиков, и они не должны забывать этого при постройке своего передатчика* Именно этот диапазон должен стать той «почвой», на которой будут расти наши молодые кадры.

В настоящее время самым бойким местом является двадцатиметровый диапазон. Если в январе и феврале слышимость европейцев исчезала к 18 часам, то в марте продолжительность слышимости удлинилась до 23 часов. Около полуночи и позже начинают появляться DX вроде Бразилии, Венецуэлы, Коста-Рики и т. д.

Как и раньше, наблюдаются шалости эфира. Иногда в совершенно мёртвом диапазоне маячит одна единственная, но зато очень отдалённая любительская станция. Но это исключение из правила.

Большинство стран уже появилось в эфире. Отсутствуют пока Польша и Финляндия.

Вот перечень стран, с которыми было установлено QSO в продолжение февраля и марта: Уругвай, Ирландия, Франция, Эйре, Венгрия, Швейцария, Италия, Люксембург, Норвегия, Чехословакия, Австрия, Бельгия, Дания, Голландия, Швеция, Греция, Исландия, Ирак, о-в Кипр, и кроме того, пароход «Френсис» вблизи Канарских островов.

Следует отметить, что пока мало слышно американцев, но они работают. С наступлением весны слышимость американцев и других DX'ob должна улучшиться.

Из европейских любителей наибольшую активность в эфире проявляют французы, швейцарцы, итальянцы и бельгийцы.

Удивительно, что по сравнению с довоенным периодом, в эфире мало англичан.

За последнее время появились шведы и норвежцы.

Довольно часто в эфире слышны дикие «самодельные» позывные любителей. В большинстве случаев это бывшие любители, ныне находящиеся на военной службе §. американской или английской оккупационных зонах.

Было странно в воскресный день ясно, с большой громкостью слышать американский позывной. Это был американский любитель в Европе.

Или, например, «PR 1АВ»—его часто слышно, и по стилю QSO и его работе чувствуется, что это матерый любитель: На вопрос «ur QRA?» он отвечает: «На Балканах» — понятие довольно расплывчатое.

От посылки QSL он, естественно, отказывается.

На мою долю выпала радостная и почётная задача в продолжение нескольких недель быть единственным представителем Советского Союза, в эфире.

Во всех двусторонних связях с любителями других стран я выслушивал горячие слова приветствия советским любителям. Все спрашивали: «Когда русские любители появятся в эфире?».

Трогательно было слушать приветствие чеха. Немного перевирая русские слова, он выстукал «Здравствуй, брате».

Даже в маленькой капле любительских разговоров и связей блистает и искрится слава нашей Родины. Это накладывает на нас большие обязанности: дисциплина в эфире, чёткая операторская работа и замечательная техника, должны быть отличительными качествами советского коротковолновика.

И в заключение несколько слов ко всем «старичкам».

Дорогие друзья! Наша основная задача состоит в том, чтобы воспитать тысячи и тысячи новых любителей. Мы должны передать свои знания, опыт и энтузиазм молодёжи.

Личным примером, активностью в эфире, большой общественной работой мы должны содействовать радиолюбительству.

Так примемся же за работу!

Э. Т. Кренкель (RAEM)