Си-Би связь нужна многим, только не все об этом догадываются

Повышение квалификации

Си-Би-связь прочно занимает свою нишу. В США, например, более 50 млн. таких радиостанций, и для большегрузных автомобилей они фактически стали штатным средством связи. Станции недорогие и удобные и не требуют поминутной оплаты. Основное преимущество такой связи – доступность. Си-Би-станции позволяют автомобилистам поддерживать связь между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, в незнакомой местности, при авариях и неполадках, при вызове "скорой помощи" и т. д.

 

Использование Си-Би, или 27 МГц, для гражданской радиосвязи в России стало возможным благодаря двум правовым актам – решению Государственной комиссии по радиочастотам СССР о выделении данного диапазона для гражданского использования (1988 год) и утвержденным Министерством связи СССР правилам продажи, регистрации и эксплуатации радиостанций (1990 год). Эти документы позволяют использовать все типы радиостанций диапазона 27 МГц как отдельным гражданам, так и юридическим лицам – при наличии соответствующего разрешения Главгоссвязьнадзора России.

У нас в стране разрешено использовать частотную (FM), амплитудную (AM) и однополосную модуляцию (SSB) в сетках C и D (80 каналов, по 40 в каждой сетке), применяя мощность до 10 Вт. Для связи на небольших расстояниях, в первую очередь в городе, целесообразно использовать FM. Она отличается наиболее качественным звучанием (при сильном сигнале) и позволяет подавить большинство помех, носящих амплитудный характер. AM хороша для средних и больших расстояний, когда FM-сигнал оказывается слабым. Дальность связи в AM и FM практически одинакова. Для очень больших расстояний рекомендуется использовать SSB. Тем не менее преимущества SSB перед FM и AM настолько велики (дальность связи на 50–75% больше), что она находит все более широкое применение.

Дальность связи зависит от многих факторов: высоты установки антенн над уровнем окружения, геодезической высоты, точки установки, вида используемых антенн, поляризации излучения (горизонтальной или вертикальной), мощности передатчика, уровня помех в точке приема, наличия преград на трассе связи, вида используемой модуляции и даже погодных условий. Вот усредненные данные при мощности передатчика 4–10 Вт: автомобиль – носимая – 5–7 км; автомобиль – автомобиль – 12–14 км; автомобиль – стационар – 14–32 км. Дальность пропорциональна квадратному корню из мощности, то есть если возможна связь на 30 км при мощности 10 Вт, то для обеспечения связи на 60 км необходимо 40 Вт. Поэтому, особенно в городах, где сильны электромагнитные помехи, часто используют усилители, хотя это и незаконно. На дальность и качество связи сильно влияет установка высокоэффективных антенн, недаром говорится, что "лучший усилитель – это хорошая антенна". Это касается как радиостанций, так и телефонов.

Современные радиостанции имеют много дополнительных возможностей, например, телефонные интерфейсы, позволяющие выходить в телефонную сеть или сочетать в себе одновременно и радиостанцию, и автомагнитолу, к примеру, как ALAN 318.

ALAN 318 включает кассетный плейер, радиоприемник и Си-Би-радиостанцию, имеет съемную переднюю панель.

В Москве с Си-Би-радиостанциями ездит 30–40 тысяч автомобилистов. Конечно, их гораздо меньше, чем владельцев сотовых телефонов, но все же цифра солидная. Кстати, сотовый телефон по цене сопоставим с радиостанцией.

Особая значимость Си-Би-связи признана и на государственном уровне. Действующая федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в России" предусматривает создание сети диспетчерских служб вдоль основных автотрасс. Уже сегодня в диапазоне 27 МГц работает более 100 таких служб, в том числе в Московском регионе – более 20. Диспетчерские радиослужбы предоставляют владельцам Си-Би-радиостанций следующие услуги; помощь в экстренных ситуациях путем вызова "01", "02", "03" и т. д.; информирование участников движения о ситуации на дорогах ("пробки", нарушения дорожного покрытия и т. п.), выбор оптимального маршрута; справки (вокзалы, аэропорты, магазины, больницы, услуги, АЭС и т. д.); передача информации от пользователей Си-Би абонентам АТС и обратно, в том числе отложенные сообщения, "почтовый ящик"; ретрансляция сообщений от удаленных, плохо слышимых корреспондентов Си-Би.

Первая круглосуточная диспетчерская служба "КРИК", (позывной "ПЕТРОВКА") начала свою работу на 9-м канале гражданского диапазона в мае 1993 года в Москве. Сегодня подобные службы созданы во многих городах России. Постановлением № 653 от 7 июня 1996 года "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в России" на 1996– 1998 годы" предусмотрено создание систем оперативной радиосвязи на сети федеральных дорог и установление Си-Би-радиостанций на 6800 автомобилях, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки на пригородных и междугородных маршрутах.

Позывной "ДЕВЯТКА" для оперативных радиослужб девятого канала Си-Би раздается из Твери, он звучит в эфире с 1994 года. С 15 мая 1995 года из Твери начала активно работать информационно-оперативная радиослужба "ДЕВЯТКА" на частоте 27, 065 FM. С сентября 1995 года открыта радиослужба "ДЕВЯТКА-Торжок". До конца года система "Девятка" охватит сетью взаимосвязанных радиослужб всю территорию Тверской области. В настоящее время на север от Москвы вы можете услышать радиослужбы "ДЕВЯТКА-Клин" и "ДЕВЯТКА-Дубна". Наличие единого позывного служб 9-го канала Си-Би очень удобно для пользователей – по приезде в любой город оператор вызывает лишь один известный позывной.

Результаты работы радиослужб системы "ДЕВЯТКА" – это сотни спасенных человеческих жизней, сообщений о пожарах, несчастных случаях, правонарушениях, преступлениях против имущества и личности. По системе "ДЕВЯТКА" информация быстро передается на большие расстояния за счет прямой радиосвязи между службами.

Поэтому на вопрос, кому нужна Си-Би, ответ простой – она нужна многим, только не все об этом догадываются.

http://www.computer-museum.ru/connect/autoradi.htm