Простая схема реверса двигателя постоянного тока с концевиками

Уголок радиоконструктора

   При использовании двигателя постоянного тока в различных устройствах иногда возникает необходимость остановки двигателя в любом положении, а также в крайних положениях позиционирования с последующим реверсом.

   Эту задачу решает предлагаемая схема.

  В1 - тумблер со средним положением для реверса двигателя. В зависимости от задачи он может иметь фиксацию в крайних положениях или без неё.

   Диоды Д1 и Д2 подбираются по максимальному току двигателя при его нагрузке.

   SA– концевики, установленные в устройстве.

                                                   Работа схемы.

   В исходном состоянии питание на двигатель не поступает и он не вращается.

   Если тумблер перевести в верхнее по схеме положение двигатель вращается (допустим) влево. В крайнем левом положении SAлевыйразмыкается и диод Д1 не пропускает напряжение питания. Двигатель останавливается.

   Если тумблер перевести в нижнее положение -  то происходит переполюсовка напряжения питания.    Двигатель тогда вращается  в правую сторону.    Д1 этому уже не препятствует.

   Далее концевик SAлевый замыкается.  При достижении крайнего правого положения  SAправыйразмыкается и диод Д2не пропускает напряжение питания. Двигатель останавливается.

   Переключением положения  тумблера меняется направление вращения двигателя.

   Схему можно применить для вращения антенн, КПЕ, вариометров и т.п.

   us3ut.  Матвийчук Валерий.098-553-7459