Радиолюбительские спутники: Мифы и Факты

Повышение квалификации

А.Н. Зайцев,
Институт космических исследований РАН

Современные радиолюбительские спутники имеют современную компьютерную систему, работают сразу на нескольких  радиолюбительских диапазонах аналоговыми и цифровыми сигналами, имеют полный комплект приборов и датчиков для контроля ориентации, бортового питания и всяких других дополнительных устройств, обеспечивающих работу спутника в космических условиях. В последние годы стало популярным ставить на спутник цифровые фотокамеры для съемки земной поверхности. Как правило, вес спутников составляет первые десятки килограмм, хотя есть пример радиолюбительского спутника OSCAR-40, весившего более 650 кг. Но этот спутник пока что единичный пример такого класса. Самым наглядным примером применения высоких технологий на радиолюбительских спутниках мы видим на примере спутника ОСКАР-Е. (см.http://www.amsat.org/amsat/sats/echo/index.html). Скорость передачи данных доведена до 78,6 кбит/сек, спутник может работать на 5 диапазонах (28, 144, 430, 1200, 2400 МГц) всеми видами аналоговых и цифровых сигналов, под спутник планируется большая программа  технических и образовательных экспериментов.

Очень интересным экспериментом в космосе стала работа радиолюбительских станций на пилотируемых объектах - станции МИР, на кораблях Шаттл и теперь на МКС. Как правило все космонавты имеют радиолюбительские позывные, и используют этот канал связи как для личного общения, так и для образовательных целей. В программе НАСА связь космонавтов со студентами и школьниками по радио оформлена в виде специальной образовательной программы ARISS (см. сайт http://ariss.gsfc.nasa.gov). К лету 2004 года более 200 школ Европы и США провели сеансы связи с МКС. Кроме прямой голосовой связи с космонавтами, станция на МКС имеет режим автоматической пакетной связи, что позволяет проводить уникальные эксперименты и образовательные программы. Один из таких экспериментов подготовили курсанты Академии ВМФ США (см. сайтhttp://web.usna.navy.mil/~bruninga/mirex.html). В самое ближайшее время в планах радиолюбителей организовать постоянное соединение с МКС по сети Интернет.

Следует напомнить, что сеть Интернет основана на протоколе TCP/IP, одним из разработчиков которого является известный радиолюбитель Фил Карн, KA9Q, сейчас являющийся ведущим экспертом фирмы QUALCOMM. До сих пор он продолжает изобретать новые виды связи и как радиолюбитель, и как профессионал, и его статьи по самым разным аспектам цифровой связи можно прочесть на его персональном сайтеhttp://people.qualcomm.com/karn. Всем, кто заинтересовался пакетным любительским радио можно рекомендовать лучший сайт по этой теме –www.tapr.org,  где имеется самая подробная информация по пакетной связи и всем новым перспективным видам цифровой любительской связи, включая связь с шумоподобными сигналами и всевозможные цифровые моды связи. Опять таки здесь полезно сослаться на опыт профессора Д.Тэйлора из Принстона, лаурета Нобелевской премии по физике 1993 года за открытие новых свойств пульсаров. Его радиолюбительский позывной K1JT хорошо известен всем, кто проводит связи слабыми сигналами, в частности через Луну. Он разработал новый вид цифровой связи, так что даже при малой мощности передатчиков гигагерцового диапазона радиолюбители проводят связь через Луну. Подробности на сайтеhttp://pulsar.princeton.edu/~joe/K1JT/.  Так что Луна стала вполне «радиолюбительским» спутником Земли. При чем среди радиолюбителей всерьез рассматриваются проекты доставки ретрансляторов на Луну и на Марс.

Координацией радиочастотных ресурсов для радиолюбительских спутников занимается Международный союз радиолюбителей (IARU,www.iaru.org/satellite/). В настоящее время поданы заявки на использование радиолюбительских частот более чем от 20 групп разработчиков микроспутников. В основном это университеты США, Европы и Японии. Интерес университетов к микроспутникам основан на том, что в последнее время микроспутники стали использоваться не только для радиолюбительской связи, но и в качестве учебных пособий. При  этом учебный процесс распадается на две фазы: первое - разработка и изготовление отдельных элементов микроспутников и целых спутников (см. Таблицу), что особенно важно для подготовки разработчиков космических систем. Второе – прием, обработка и анализ спутниковой информации, включая данные бортовых приборов и измерений параметров окружающей среды, что важно для подготовки исследователей в области космической физики. В качестве примера можно привести ссылку на работы в Римском Университете "La Sapienza" группы проф. Ф. Грациани над микроспутниками UNISAT (см.http://gauss.diaa.uniroma1.it/). В запуске 29 июня 2004 года на ракете Днепр с Байконура пойдет уже третий спутник этой группы, основной задачей которого будут измерения параметров окружающей среды и магнитного поля Земли.

  Большинство университетских проектов нацелены именно на два аспекта – наука и образование. При этом выход на освоение космических технологий проще всего организовать при  изготовлении микроспутников. Несомненным лидером использования спутников для образования является Университет Суррея в Англии. Небольшая группа радиолюбителей-сотрудников Университета собрала свой первый спутник UoSAT-1 (OSCAR-9), который был запущен 6 октября 1981 года. С тех пор в Суррее было подготовлено более 20 спутников и маленькая группа энтузиастов стала лучшей профессиональной командой по разработке, обучению и эксплуатации микроспутников, см. http://www.sstl.co.uk/index.php?loc=1 , илиhttp://www.ee.surrey.ac.uk/SSC/. Сегодня Суррей подготовил большое число  специалистов для многих стран, в том числе для Чили, Кореи, Турции, Алжира и т.д. Все эти страны свой путь  в космос начали с обучения в Англии в Суррейском Университете и затем с запуска радиолюбительских спутников.

http://www.computer-museum.ru/connect/radiolub_sputnik.htm