Передатчик Маркони - "невоспетый герой" истории "Титаника"

Работа с молодежью
"Титаник" отплывает из Саутгемптона, 10 апреля 1912 года

АВТОР ФОТО,PA

Подпись к фото,

"Титаник" отплывает из Саутгемптона в свой первый и последний рейс, 10 апреля 1912 года

В начале нынешнего года компания заявила, что планирует достать из радиорубки "Титаника" передатчик, и запросила разрешение суда. В сопровождавших запрос документах RMS Titanic Inc. утверждала, что за 20 лет судно в области радиорубки сильно обветшало и вскрытие не причинит почти никакого вреда корпусу в целом.

Суд это разрешил. В мае судья окружного суда в Норфолке Ребекка Бич Смит постановила, что компания имеет право достать радиопередатчик, а корпус при этом будет поврежден незначительно.

"Это преумножит наследие, оставленное невосполнимой потерей "Титаника", - наследие тех, кто погиб, и тех, кто выжил", - прокомментировала она свое решение.

Но передатчик Marconi стал бы настоящей жемчужиной коллекции.

"Невоспетый герой"

Последняя радиограмма, переданная с "Титаника" за минуты до его гибели
Подпись к фото,

"Спасите, спасите, мы тонем очень быстро. Пассажиров размещают в шлюпках". Последняя радиограмма, переданная с "Титаника" за минуты до его гибели

"Невоспетым героем" истории "Титаника" называют сам передатчик Marconi, с которого шла вся коммуникация.

Несмотря на то, что все сообщения нам известны, он по-прежнему представляет большую культурную ценность, считают в RMS Titanic Inc.

Во время круиза его операторы, Джек Филипс и его ассистент Гарольд Брайд, регулярно передавали "маркониграммы" азбукой Морзе от пассажиров на сушу и на другие суда.

Эти телеграммы сохранились до сегодняшнего дня. В одной из них говорится: "Больных нет, все хорошо. Известите всех, кто интересуется покером". "Отличное путешествие, прекрасный корабль", - говорится в другом. С помощью телеграфа корабль получал последние новости.

В ночь катастрофы находившийся неподалеку от "Титаника" британский корабль "Калифорниэн" пытался предупредить его команду об айсбергах, но Филипс был слишком поглощен передачей на сушу сообщений от пассажиров.

Из-за близости кораблей передача с "Калифорниэна" заглушила передачу с мыса Рейс, с которым обменивался информацией "Титаник". "Замолчите, замолчите, я занят. Я работаю с мысом Рейс", - оборвал предупреждение Филипс.

Радист "Калифорниэна" после этого отправился спать, а через час "Титаник" врезался в айсберг.

телеграмма с "Титаника"
Подпись к фото,

Радиограмма с борта "Олимпика", извещающая о получении сигнала бедствия с "Титаника"

В 1912 году сигнал SOS был еще в новинку. Более устоявшимся был сигнал CQD ("Come Quick Danger" - "Сюда, быстро, опасность"). Именно его первым подали радисты "Титаника". Потом они решили подать и новый тогда сигнал SOS, полушутя предположив, что это их последний шанс его опробовать.

Филипс и Брайд использовали оба сигнала вперемешку, однако "Калифорниэн", находившийся всего в нескольких морских милях от "Титаника", их уже не услышал. Первым сигналы получил находившийся в 58 милях пароход "Карпатия". В район места крушения "Карпатия" прибыла спустя три часа. К тому моменту погибли уже около 1500 пассажиров "Титаника".

Несмотря на то, что с началом эвакуации Филипсу было позволено покинуть радиорубку и он мог спастись подобно своему напарнику Брайду, он героически оставался на своем посту, продолжая подавать сигналы бедствия вплоть до самого момента, когда на "Титанике" отключилось электричество за три минуты до того, как над ним сомкнулись ледяные воды Атлантики.

https://www.bbc.com/russian/features-54630210