Радиолюбитель-террорист
Юмор в жизни радиолюбителя |
Радиолюбитель-конструктор – "террорист"
Автор: Георгий Члиянц (UY5XE)
Просматривая свой старый т.н. “Конструкторский” архив, вспомнил один комичный случай, в котором главным действующим лицом был один из львовских радиолюбителей-конструкторов 60-х – 70-х годов (призер нескольких областных, республиканских и Всесоюзных радиовыставок (ВРВ) по разделу “Применение радиоэлектроники в науке и технике”, “Мастер-радиоконструктор ДОСААФ СССР”) - Василий Андреевич Базикайло [1899-1987].
В те годы (и на протяжении 30-и лет, до 1985 г. вкл.), Василий Андреевич (далее по тексту – В.А.) работал на кафедре теории упругости и пластичности механо-математического факультета Львовского Государственного Университета им. Ивана Франко (сначала - ст. лаборантом, позже – инженером) [в 2011 г. Львовский Национальный Университет будет отмечать свое 350-летие].
В.А. имел шесть “Авторских свидетельств на изобретения” и десятки научных статей, множество положительных отзывов ученых (и довольно известных!) на свои приборы и приспособления в области физики и математики. И каждый раз, приезжая на ВРВ, он возил с собою папку с этими документами и всем посетителям выставки, подходившим к его экспонатам, настойчиво предлагал с ними ознакомиться – за что (среди радиолюбителей-конструктов) получил прозвище “Львовский Кулибин”.
Было это и в 1973 г., когда XXVI ВРВ последний раз проходила в нескольких помещениях московского Политехнического музея [начиная с 1975 г., ВРВ стала проводиться в павильоне «Радиоэлектроника» на ВДНХ]. На этот раз, наш “Кулибин” (а было ему тогда 74 года) привез прибор-приспособление, названный им интригующе - “Струна” и который позволял на световом экране наглядно демонстрировать многие формулы высшей математики, применяемые в физике (например, периодические и апериодические колебания).
Что же представляла из себя эта, ставшая на несколько последующих лет легендарной, “Струна”? По прошествию 37-и лет, точных подробностей уже не помню и поэтому приведу по памяти... Между двумя стойками-изоляторами (в из качестве использовались корпуса старых фарфоровых настольных ламп) натягивалась нихромовая (или стальная – точно уже не помню) проволока – т.н. “струна” (диаметром около 1 мм и длиною 1-1,5 м). К ее концам подводились провода от мощного генератора ЗЧ. За ней, на штативе, располагался световой экран, на который (при помощи осветителя) проецировалась тень от “струны”...
На самом генераторе ЗЧ остановимся чуть подробнее, т.к. он стал будущим виновником несостоявшегося т.н. “теракта». Этот прибор (какой-то довоенный – не то немецкий, не то австрийский) состоял из двух блоков: сам ламповый генератор - огромный “ящик” (весил кГ 15-20), который выдавал ЗЧ с амплитудой до 300 В и возможностью модуляции, выдаваемой звуковой частоты, и его блок питания (весил кГ 10), который выдавал необходимые напряжения (анод, накал...).
Днем 8 мая нач. ЦРК СССР И.А. Демьянов собрал участников выставки и объявил, что Жюри выставки отобрало десятка два экспонатов (наиболее “демонстрационных”), которые завтра утром будут их авторами вывезены в ЦПКО им. А.М. Горького для их демонстрации во время праздничного т.н. “народного гуляния”. В список отобранных экспонатах попала и “Струна”.
Рано утром мы приехали к Политехническому музею, погрузили экспонаты и отправились в ЦПКО. В парке был открытый павильон (с навесом, площадью м 20 х 50), в котором и была развернута наша экспозиция. Расставив на столе комплект “Струны” и оставив В.А. ее включать и настраивать, я отошел помочь другим участникам этой выездной экспозиции. Вдруг, он меня подзывает и испуганным голосом говорит: “Не работает ЗГ...”. Открываю крышку его блока питания и вижу “вспученный” зеленый диод ДГЦ-27 – “моста” анодного напряжения (были такие в то время относительно высоковольтные диоды и которые в данном БП давно заменили оригинальные).
Включаю паяльник, откручиваю плату с диодами (они и подводящиеся к ним провода были запаяны с противоположной ее стороны), отпаиваю от “моста” 4 провода и меняю 2 диода – оказалось, что еще один был пробит. В это время, меня снова отзывают... В.А. осталось самому подпаять к єтому “мосту” 4 провода.
Вдруг, раздается команда: “Всем подойти к своим экспонатам и приготовить их к демонстрации”. К нашему павильону подошла небольшая группа людей. Прошла шепотом информация – это посол Швеции с супругой и сопровождающая их свита. Супружеская пара резко выделялась в этой группе, т.к. они были в изысканных белых нарядах и самое главное – на голове супруги посла была широкополая белая шляпа, на которой были укреплены некоторые элементы натюрмотра (гроздь винограда и др. фрукты – в те годы это был самый “писк” модниц Европы). Группа зашла в наш в павильон. Рядом с высокопоставленной парой шел переводчик из МИДа, а сзади – двое “в штатском”... Тут же к ним подошел нач. ЦРК и начал представлять экспонаты нашей экспозиции. Дошла очередь и до “Струны”... И.М. Демьянов представил В.А. гостям и сказал, что это наш “Кулибин”. На него супружеская пара сразу начала смотреть с явно проявленным интересом. И это не удивительно, т.к. перед ними стоял почти 75-летний седой человек с небритой такой же щетиной (он никогда во время разъездов не брился), Да и был одет не по-праздничному – блеклая рубашка в клетку... В.А. тут же раскрыл свой “талмуд” и хотел им показывать свои “бамаги”, но его попросили продемонстрировать работу самого экспоната... Напомню, что крышку блока питания не успели одеть и она стояла под столом. В.А. “щелкнул” тумблером БП и ... раздался взрыв - из блока питания поднялся черный столб дыма... Сначала раздался смех, но когда дым рассеялся, то окружающие увидели ужасную картину – белые костюм посла и платье его супруги были грязными от копоти, но самое главное – с ее широкополой шляпы свисали “лохмотья” от взорвавшихся электролитов БП... Но самое главное – со стола исчез этот блок и куда то делся сам автор “Струны”...
Поздно вечером, в номере нашей гостинице (а жили все участники этой ВРВ в гостиничном комплексе ВДНХ – “Алтай”-“Заря”-“Восток”, который в народе шуточно называли: “Горит Алтай зарей Востока”) появился наш “Кулибин” со своим злополучным БП. Его все окружили и он сказал, что целый день пробыл на Лубянке, где проводили экспертизу произошедшего. Увидев, что причиной взрыва стала в спешке его невнимательность (он провода “блока” электролитов подпаял не в ту “диагональ моста” – т.е. прямо к цепи переменного тока) - отпустили...
В.А. Базикайло, 1955 г.
Потом даже ходили слухи, что В.А. Базикайло лишат звания “Мастер-радиоконструктор ДОСААФ СССР” (было учреждено ЦК ДОСААФ СССР в апреле 1952 г.) но все улеглось... Правда, прозвище “Львовский Кулибин” радиолюбители-конструкторы ему сменили на “Львовский террорист”.
Вот, такая произошла забавная история!
Георгий Члиянц (UY5XE), Мастер-радиоконструктор ДОСААФ СССР