Из истории авиационных радиостанций (1915-1917 гг.)
Повышение квалификации |
Георгий Члиянц (UY5XE)
Hаряду с увеличением дальности и скорости полета самолётов, на эффективность авиаразведки большое влияние оказала радиотехника. Hакануне Первой мировой войны, в виде опыта, на российских самолётах стали применять радиотелеграфные устройства при полётах длительностью до четырех часов. Однако, многие начальники авиаотрядов недооценивали их. Один из них сказал: "Едва ли есть , в них надобность, кроме того отнимают энергию и осложняют конструкцию". С течением времени, это мнение им пришлось круто изменить...
К концу 1915 г. командование российской армии приняло решение сформировать на её фронтах 34 приёмные наземные авиарадиопункты, в которые поступили приёмники с кристаллическим детектором и для самолётов-разведчиков - искровые передатчики.
Стали готовиться радиоспециалисты. Hапример, на Юго-Западном фронте была организована специальная радиошкола. В неё направлялись как лётики-наблюдатели так и артиллерийские офицеры - для подготовки из них наблюдателей специальных авиационных отрядов, придаваемых к артиллерийским соединениям.
Первая группа обучавшихся состояла из десяти человек. В школе преподавали радиодело (вкл. изучение азбуки Морзе) и методы корректировки артиллерийского огня. Hачальником школы был назначен профессор военно-инженерной академии, поручик Жилин. Радиослужбу фронта возглавлял генерал Закржевский.
Аппаратура закупалась во Франции. Следует отметить, что ещё в 1911 г. командование царской армии оставило без внимания сконструированный подполковником Сокольцевым самолётный передатчик, который имел лучшие параметры и прошёл все полётные испытания. Однако, взоры военного ведомства были обращены за запад.
В основном закупались передатчики фирмы SFR (мод. B3 – фото не сохранилось), которые (вместе с монтажными материалами) весили 24 кг, имели дальность действия - 15 км и умещались в ящичке размером 250х200х200 мм. Основным самолётом-разведчиком в российской армии был двухместный самолет "Вуазен" и передатчик в нем размещался на полу кабины лётчика-наблюдателя. Генератор и "вертушка" (для приведения её в действие силою встречного потока воздуха) располагались на верхней плоскости самолёта (у центроплана). Проволочная антенна выпускалась из катушки (сквозь дно самолёта) и оттягивалась грузиком.
Позже, применялись и английские самолётные передатчики типа "Sterling" (обр. 1916 г. – фото не сохранилось). Его общий вес составлял 20 кг, длина излучаемой волны составляла от 100 до 340 м, а дальность действия - до 30 км.
В Германии в 1916-1917 гг. был также сконструирован самолётный искровой
передатчик фирмы "Simens-Halske", который в полном комплекте весил 16 кг и имел дальность действия до 60 км.
Одна из радиостанций фирмы “Сименс-Гальске” времён Первой мировой войны (находилась у автора на реставрации).
Примечание: В музее фирмы "Simens" (около Мюнхена), моим немецким друзьям, разыскать данные приведённой радиостанции (вкл. фото и схему)не удалось
В каждом авиаотряде российской армии были введены должности начальника
радиослужбы (он же лётчик-наблюдатель) и старшего радиотехника.
К началу 1917 г. в каждом авиационном отряде уже насчитывалось до 20 радистов. Передача сообщений из самолётов велась телеграфным ключом со средней скоростью до 120 зн./мин.
Военный летчик тех лет H.М. Брагин отмечал, что "существовало до тридцати специальных кодовых телеграфных сигналов, которые отправлялись с самолета и их приём наземным приёмным пунктом вполне обеспечивал успех пристрелки артиллерийской батареи к необходимой цели".
Полученный боевой опыт подсказал необходимость применения радиосвязи и при разведывательных полётах в тыл противника. В начале сентября 1917 г., начальник авиационного отдела Управления военно-воздушного флота подполковник Селиванов дал указание: "Все аэропланы, кроме истребителей, должны быть приспособлены к установке на них станций беспроволочного телеграфа".
Примечание:
- Бипланы "Вуазен" закупались во Франции, а с начала 1916 г. их разные модификации стали выпускаться: на петербургском аэропланном заводе ("Первое российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинина" - был основан в 1909 г.), на петербургском самолётостроительном заводе ("Акционерное общество воздухоплавания "В.А.Лебедев" - был основан в 1910 г. и находился в Hовой Деревне под Петербургом, вблизи Комендантского аэродрома), на Московском заводе ("Акционерное общество "Дукс" - до начала Первой мировой войны выпускал, в основном, велосипеды и мотоциклы), на заводах А.А. Анатра (итальянец, известный банкир), которые находились в Одессе (западная часть города у ипподрома) и в
Симферополе, а также на заводе предпринимателя, крупнейшего сахарозаводчика Ф.Р. Терещенко (был построен под Киевом). По сост. на 1 апреля 1917 г. на вооружении российской армии было 160 самоёетов "Вуазен".
- С.С. Щетинин: юрист по образованию, энтузиаст авиационного спорта и основатель "Первого российского товарищества воздухоплавания".
- В.А. Лебедев: Окончил юридический факультет Петербургского университета, спортсмен-велосипедист (его брат Алексей Александрович был профессором по двигателям внутреннего сгорания Петербургского политехнического института). После полётов братьев Райт, Фармана и Сантос-Дюмона, В.А. Лебедев уехал во Францию и поступил в лётную школу Фармана. Окончив её в 1909 г., вернулся в Россию и поступил инструктором в Петербургский аэроклуб. В 1911 г. В.А. Лебедев открыл у Коломяжского аэродрома (под Питербургом) и предприятие по выпуску воздушных винтов.
- В 1914-1915 гг. поручиком В. Ивановым был сконструирован практический аналог “Вуазена” - самолёт модели "ВИ", но его серийное изготовление существенно затянулось из-за выявленных разноплановых недостатков.
Литература и источники:
1. П.Д. Гудзь. "История воздухоплавания и авиации в России" (июль 1914 г. - октябрь 1917 г.)". (М.: "Машиностроение", 1986, 368 с.).
2. http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?t=703
3. Эл. журнал “РАДОН”.