Коротковолновики - радисты-разведчики и их аппаратура (30-е - 40-е гг.)
Повышение квалификации |
Георгий Члиянц (UY5XE), Борис Степанов (RU3AX)
Выдержка из книги (см. [1])с некоторыми дополнениями.
Один из старейших советских военных радистов-разведчиков полковник в отставке Главного разведывательного управления Генштаба Красной Армии (ГРУ)Константин Михайлович Покровский в довоенные годы выполнял многие ответственные задания командования: держал радиосвязь с бойцами-интернационалистами, сражавшимися в Испании; был начальником радиосвязи главного советника СССР в Китае, отражавшем в то время японскую агрессию; в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) принимал участие в создании партизанской радиосвязи (1946-58 гг. - UA3CB) много вспоминал о роли радистов-разведчиков службы радиосвязи ГРУ, которые до войны были коротковолновиками. Они действовали как на вражеской территории, так и несли круглосуточную радиовахту по поддержанию радиосвязи с мобильными группами и отрядами. Были коротковолновики и радистами службы внешней разведки HКВД. Радистов-разведчиков готовили в Горьком - в так называемой “Сормовской школе”.
Несколько сотен радиолюбителей-коротковолновиков были радистами в партизанских отрядах, многие из них руководили радиосвязью. В Центальном штабе партизанского движения (ЦШПД) радиосвязь возглавляли Покровский К.М. и Ярославцев В.П.(его позывной установить не удалось), в партизанских объединениях Брянских лесов – москвич Ломанович В.А. (после ВОВ – UA3DH), в Ленинградской обл. – ленинградец Стромилов Николай Николаевич (U1CR; ранее: 36RW, eu3BN; после ВОВ в Москве - UA3BN), в Латвии – ленинградец Камалягин Александр Федорович (U1AP; ранее: eu3EB; после ВОВ: UH8AF- Ашхабад, UA4IF- Куйбышев). Радиоузел Минского партизанского соединения возглавлял коротковолновик Вишневский И.Ф. (его позывной установить не удалось), а радиоузел Украинского штаба партизанского движения (УШПД) возглавлял харьковчанин Акаловский Игорь Верович (U5AH; ранее: RK-2860, eu5FY).
На передающий центр ЦШПД Наркоматом связи был выделен руководитель Московской дирекции радиосвязи Митителло Б.Ф. (ранее в Ленинграде: 34RB, eu3BB).
Была создана и спецшкола (с несколькими филиалами) по подготовке партизанских радистов. Их преподавателями, в частности, стали москвичи Ветчинкин Анатолий Николаевич (U3CY; ранее - RK-1668) и Востряков Вадим Борисович (U3AT; ранее: RK-24, 05RA, eu2AC; после ВОВ - UA3AM).
Учитывая специфику работы разведки собрать информацию удалось лишь о немногих.
- Горбань Дмитрий Григорьевич (Москва; перед ВОВ был оператором коллективных ЛРС МИИС - UK3AQ/UK3CU; во время ВОВ воевал в составе радиоцентров ГРУ; был награжден крайне редким нагрудным знаком “Отличный разведчик”, который был утвержден в 1943 г.; после ВОВ - UA3DG/U3DG);
- Долгов Леонид Hиколаевич (Москва; перед ВОВ - U3BR; ранее - eu2LT; во время ВОВ возглавлял спецгруппу радистов-разведчиков ГРУ на Балканах);
- Короленко Тимофей Прокопьевич (Минск; перед ВОВ - U2BT; во время ВОВ - радист центра связи ГРУ [по легенде - в дек. 1942 г., на следующий день после сеанса связи со своей супругой (Зинаида была радисткой партизанского отряда), провел нелегальное QSO на 2,225 МГц с D4MF - своим довоенным немецким коротковолновиком]; после ВОВ - UC2AD);
- Павлов Сергей Павлович (Москва; ранее: RK-351, 80RB, eu2DB; перед ВОВ - U3AB; со второй половины 30-х гг. - сотрудник разведорганов, в 70-х гг. - UA3AB; полковник ГРУ в отставке);
- Сливицкий Константин Константинович (Ташкент; ранее - au8AA; с марта 1930 г. по июль 1933 г., по линии разведки, находился в загранкомандировке);
- Туторский Олег Георгиевич (Москва; перед ВОВ - U3BI; ранее - eu2MC; в 70-х – 80 гг. - UA3IB);
- Шульгин Константин Александрович (Москва; перед ВОВ - U3BA, был оператором
коллективных ЛРС МИИС - UK3AQ/UK3CU; во время ВОВ воевал в составе радиоцентров ГРУ; был награжден нагрудным знаком “Отличный разведчик”; после ВОВ - UA3DA/U3DA).
Следует отметить, что одним из первых и самым результативным радистом-разведчиком был легендарный радист Рихарда Зорге - Макс Клаузен, который в 1927-28 гг. был в Германии SWL (DE 1288 / DE 1290), эмигрировал в СССР и уже с марта 1929 г. прибыл в Шанхай радистом советского разведчика (псевдоним - "Вилли"), а затем стал работать в Китае под руководством Р. Зорге - вплоть до ареста в Японии всей группы "Рамзай" (18 октября 1941 г.). Исключением составил период его отзыва в СССР (конец 1932 г. - лето 1935 г.), где чета Клаузенов, под фамилией Ратман, временно проживала в захолустном городке Красный Кут Саратовской обл. Используемые для радиосеансов с Центром передатчики, Макс Клаузен изготавливал их на месте самостоятельно.
А о промышленном же изготовлении радиостанций советского производства расскажем более подробно.
В 2007 г. в Черкассах проводилась Международная конференции музеев и частных коллекционеров старой радиоаппаратуры, организатором которых являлся неоднократный чемпиона мира и Европы по СРП (по подгруппе "Ветераны"), ЗМС Украины по радиоспорту и страстный коллекционер ретро-аппаратуры Владимир Вотинов (UR6CW).
Самым ценным, на наш взгляд, экспонатом коллекции UR6CW является радиостанция "Hабла" [была ему подарена Валерием Громовым (RA3CC), с обширной коллекцией которого можно ознакомиться на http://www.rkk-museum.ru], т.к. нигде в других аналогичных коллекциях она больше не значится (в музее ЦРУ США хранится ее практический аналог-прототип - радиостанция "Тензор". "Hабла" (как и "Тензор") были разработаны либо в Опытной радиолаборатории Управления HКВД по Ленинградской области (далее по тексту - ОРЛ), либо в аналогичных лабораториях HКВД в Подмосковье (Кучино) или в Москве (ул. Спиридоновка, 13). Ее телеграфный передатчик (в коллекции UR6CW его серийный номер 3267) состоял из трех блоков: сам передатчик и блок питания ("сцепленные" между собою два блока - "Блок входных цепей с трансформатором" и "Блок выпрямителей"). Двухкаскадный передатчик был собран на лампах 6L6 (VT-115) и имел выходную мощность до 40 Вт, перекрывал два диапазона (18,5-35 м и 35-70 м) посредством комплектования соответствующим набором кварцев, каждый из которых имел возможность небольшой расстройки. Приемник (сохранилась только его не очень четкая фотография, которая приведена в опубликованной в Германии книге-каталоге приемо-передающей техники периода Второй мировой войны примерно в два раза выше блока передатчика (конструктивно выполнен в виде "кубика").
В начале ВОВ, все вышеперечисленные радиолаборатории были эвакуированы в Свердловск и объединены в единую – ЦРЛ.
В лабораториях HКВД разрабатывалась и радиостанция "Белка" (мощность 5 Вт, дальность действия до 1000 км), экземпляр которой ("Белка-4") хранится в Волгоградском музее радиолюбительства [http://ra4a.narod.ru]. Кварцованный передатчик был собран на двух лампах, а приемник - на трех (2К2М).
Коротковолновики-ленинградцы, которые с 30-х годов работали в ОРЛ (все они были членами Ленинградского клуба радистов-коротковолновиков (ранее - ЛСКВ):
- Доброжанский Владимир Леонидович (U1AB; в 1930 г. за разработку аппаратуры для UPOL был награжден орд. Кр. Звезды; в 1937 г. за Испанию был награжден вторым орд. Кр. Звезды; после ВОВ - в Москве; лауреат Сталинской премии);
- Гаухман Лев Абрамович (U1AG; в 1930 г. за разработку аппаратуры для UPOL был награжден орд. Кр. Звезды);
- Гаухман Теодор (Федор) Абрамович (U1BP; в 1930г. за разработку аппаратуры для UPOL был награжден орд. Кр. Звезды);
- Стромилов Hиколай Hиколаевич (U1CR; за участие в эксп UPOL - орд. Кр. Звезды; одним из первых советских коротковолновиков был награжден знаком "Почетный радист" - 7.05.1946 г.).
В первый год войны средств радиосвязи не хватало, и малые партии радиостанций
производились в разных местах. Так в Харькове была была выпущена небольшая серия радиостанций для партизанских отрядов и соединений. В военно-исторической литературе ее обычно называют “Партизанка” или “Партизанcкая”. Она была разработана в кратчайшие сроки (буквально в первые дни войны) под руководством Петра Опанасовича Мацуй и их несколько штук сразу же были переданы в распоряжение Украинского штаба партизанского движения (УШПД). Положительную оценку их работы, по обеспечению связи УШПД с партизанскими отрядами, дал в своей книге бывший начальник УШПД ген.-лейт. Тимофей Амвросиевич Строкач.
Так же, в самом начале войны, и в том же Харькове, для партизан под руководством Акаловского И.В. (U5AH) была разработана и изготовлена небольшая партия радиостанций “Волна” (разыскать фотографию ее внешнего вида и более подробные техн. данные не удалось).
Позже, уже в Саратове (туда были эвакуированы из Харькова специалисты и оборудование, а также и сам УШПД), на базе фабрики киноаппаратуры, по заданию ЦШПД была разработана “Радиостанция партизанских отрядов” (РПО). Она выпускалась в нескольких модификациях (например, РПО-4 в 1942 г.). Данная радиостанция выпускалась до конца войны.
В Саратов была эвакуирована и школа по подготовке радистов-партизан. Позже ее филиала были открыты в Ворошиловограде, Киеве и Сталинграде.
Для оборудования узлов оперативной связи был разработан мощный передатчик “Лев” (500 Вт, дальность до 5000 км), работающий в комплексе с приемником “133”.
Для оборудования конспиративных установок во временно оставленных городах в 1942 г. Были выпущены радиостанции с дистанционным управлением “Тюлень” и ”Марс”.
Кроме того, в партизанских отрядах использовалась и радиостанция “Прима”, разработанная для воздушно-десантных войск (4-е лампы, ТЛГ, КВ: прием - 3,3-5,0 МГц и передача - стабилизированные частоты - смена кварца), 8 Вт – лампа 2П9М).
Для оперативной связи из легковых автомашин была разработана система “Интеграл” и радиостанция “Стрела” (мощность 150 Вт, дальность действия до 3000 км) – для связи правительственных поездов с Москвой. Радиостанция “Стрела” в 1943 г. обеспечила высоконадежную связь во время проведения тегеранской конференции.
Для контрразведывательных подразделений “Смерш” выпускался стационарный пеленгатор “СК-3” (с приемником “Л-5”), переносной пеленгатор “Румб” и пеленгатор, установленный в спец. автобусе - “АРП-2”.
Для поиска немецкой агентуры в горных массивах, был выпущен самолетный пеленгатор “СПР-1”.
В 1943-44 гг. был разработан и выпущен карманный пеленгатор “Р-8”.
Самой же массовой (по своему серийному выпуску) и особо почитаемой радистами как спецслужб Кр. Армии, HКВД, НКГБ, так и партизанских отрядов была радиостанция "Север" (или "Северок", как ее любовно называли и боготворили радисты тех времен): переносная 3-х ламповая, ТЛГ, КВ (прием: 3,62-12,25 МГц и передача: 3,62-6,25 МГц), 2,5 Вт (2П4М).
История ее создания такова. В 1939 г. в Московском электротехническом институте защищал дипломный проект Дмитрий Михалин (его научным руководителем был профессор Борис Петрович Асеев (он же - зам. по науке HИИ связи Hаркомата обороны - HИИС HКО). Темой проекта была портативная радиостанция для геологов . После защиты дипломного проекта Асеев привлек Михалина на работу в HИИС HКО, который находился на Ленинских горах (в с.Воробьево).
Примечание: До 1934
г. данный HИИ именовался как Отдельная радиолаборатория HКО и которая, в свою очередь, была создана на базе, существующего со второй половины 20-х годов Остехбюро (Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения).
Борис Михалин приступил, на базе своего дипломного проекта (разыскать фотографию ее внешнего вида и более подробные техн. данные не удалось), к разработке для военной разведки радиостанции "Омега" (перед войной был изготовлен единственный опытный ее экземпляр). С декабря 1941 г. на Ленинградском заводе им. Козицкого начался ее серийный выпуск (под наименованием "Север" - до 300 ед. в месяц), а с 1942 г. (уже в блокадном городе) начался выпуск ее модификации - "Север-бис" (до 2000 ед. в месяц): переносная 3-х ламповая, ТЛГ, КВ (прием - 2 поддиапазона: 2,22-6,66 МГц, передача - 2 поддиапазона: плавный - 2,56-5,77 МГц и 3-и стабилизированных частоты - смена кварца), 2,5 Вт (2П4М).
Примечание: Борис Андреевич Михалин успешно работал и после войны. В 1958 г. он возглавлял для ГРУ СССР разработку аппаратуры нового поколения – малогабаритную быстродействующую радиостанцию "Электрон", а в 1963 г. на ее базе создал известную в кругах радистов-разведчиков аппаратуру "Протон". В 1967 г. талантливого конструктора не стало...
Приводим воспоминания Рема Гаухмана (после ВОВ - UA3CH, позже U3CH;
ныне - S.K.) о радиостанции "Север": "Прежде всего почему с 1942 г. и до начала 1944 г. на ручках и передней панели "Северка" были английские надписи. Мне, в результате поисков, удалось выяснить из ряда литературных источников, а также из личных бесед с известным радистом H.H. Стромиловым, имевшим непосредственное отношение к производству и использованию разведчиками и партизанами легендарной радиостанции в годы Великой Отечественной войны, следующее. Эти надписи должны были ввести в заблуждение гитлеровскую агентуру. И цель была достигнута. Оказывается, гитлеровцы долгое время считали, что радисты, и сам аппарат (по сути трансивер) заброшены в СССР англичанами. Наша же разведка, получая необходимую информацию, организовала соответствующие контрмеры. Теперь о лампах. Специальная советская лампа для "Севера" вообще не создавалась. Дело обстояло так. В связи с отсутствием запаса американских ламп "24" (военный аналог Т-28) пришлось искать замену. Один из специалистов предложил использовать низкочастотные пентоды СБ-244, имевшиеся на ленинградском заводе "Светлана" и уже применявшиеся в предвоенные годы в вещательных батарейных приемниках "БИ-234", "РПК-9" и ряде других усилителей НЧ. Их цоколевка и режим полностью соответствовали американским "24". В инструкции к радиостанции "Север" указывалось, что вместо американских ламп "24", "Север" укомплектован равноценными лампами "СБ-244". Правда, их мощность не превышала 1,5-2,0 Вт., а срок действия, по сравнению с американскими, из-за малой эмиссии катода уменьшался с 750 до 200 часов. Поэтому, с 1944 г. на вооружение поступили "северки", обеспеченные лампами "СО-257" и обеспечивающие мощность 3-3,5 Вт.".
Известны случаи использования советской агентурной сетью и отечественной радиостанции "ПП-16" (разыскать фотографию ее внешнего вида и более подробные техн. данные не удалось) и английской “Mk.1” (поступала как по т.н. Ленд-лизу, так и закупалась по линии Амторга).
В литературе приводятся сведения об использовании разведчиками и более мощных (50 Вт, питание от сети) советских агентурных передатчиков: "Джек" (совместно с приемником "Сигнал"), его модификация - "Джек-2 (совместно с приемником "Метеор") и "Барс"
Примечание: С фотографиями многих вышеперечисленных как персоналий, так и радиостанций можно ознакомиться в [1].
Hа приемо-передающих узлах связи спецслужб и их контрольных приемных центрах применялись слежечные приемники: "Урал" (6-и ламповый КВ супергетеродин), "45-ПК-1" (9-и ламповый СВ-КВ супергетеродин со сменными блоками поддиапазонов - 1,35-20,0 МГц), "45-ПС" (8-и ламповый КВ супергетеродин), "КВ" (17-и ламповый КВ супергетеродин на малогабаритных лампах - 1,5-30,0 МГц), "СВ" (14-и ламповый ДВ-СВ супергетеродин на малогабаритных лампах - 0,075-1,66 МГц) и "Чайка" (17-и ламповый СВ-КВ супергетеродин на металлических лампах - 0,54-20 МГц); слежечные КВ приемники-пеленгаторы: "51-ПА-1" (8-и ламповый супергетеродин), "55-ПК-3А" (9-и ламповый супергетеродин) и "Штопор" (он же - "ВПР", 10-и ламповый супергетеродин); специальная аппаратура - помехоустойчивая система "Алмаз".
Литератураи источники:
1. Георгий Члиянц (UY5XE), Борис Степанов (RU3AX). "Листая старые “CallBook” и не только... (1925-1941)" (Львов-Москва: “СПОЛОМ”, 2008, 304 с., ил.).
2. Мозохин О.Б. “Спецтехника на защите государства” (http://mozohin.ru/article/a-85).