Командорские острова (хроника открытия)
Повышение квалификации |
Георгий Члиянц (UY5XE)
"Если раньше достаточно было открыть остров - и ты уже считался
путешественником, то сегодня этот остров нужно "рассмотреть в микроскоп".
(Бенгт Даниэльсон - участник плавания в 1947 г. на бальсовом плоту "Кон-Тики")"
В ноябре 2011 г. исполнилось 270 лет со дня открытия Командорских островов [IOTA - AS-039, RRA - RR1207]. Хотя данные острова (в их состав входят два крупных острова - Беринга (85 на 40 км) и Медный (56 на 5-7 км), маленький о.Топорков и скала Арий Камень не являются какими-то "супер" трудными (как по своему не очень далекому от материка географическому расположению, так и по климатическим условиям), но их открытие имело, пожалуй, самые драматически известные истории последствия для большинства их первооткрывателей... .
Уже не говоря о том, что любое первопроходство всегда сопряжено с трудностями и непредвиденными опасностями. Как бы подтверждая данный тезис – приведем запись штурмана пакетбота "Св. Петр" лейтенанта Свена Вакселя, сделанную им впоследствии: "Мы должны были плыть в неизведанном, никем не описанном океане, точно слепые... . Hе знаю, существует ли на свете более безотрадное или более тяжелое состояние, чем плавание в неописанных водах. Говорю по собственному опыту и могу утверждать, что в течении пяти месяцев этого плавания... мне едва выдавалось несколько часов непрерывного спокойного сна; я всегда находился в беспокойстве, в ожидании опасностей и бедствий".
Открытие островов было осуществлено в ходе окончания главного этапа Второй Камчатской экспедиции (1733-42). Возвращаясь, после открытия ряда островов Аляски, пакетбот "Св.Петр" (на его борту в начале экспедиции находилось 77 человек команды и его вел руководитель экспедиции - капитан-командор Витус Ионассен Беринг [1681-1741]) взял курс вдоль Алеутских островов к Камчатке.
По воле ветров, пакетбот Беринга то и дело менял свой курс. 1 сентября 1741 г. они наткнулись на острова, которые назвали - Шумагинские о-ва (Shumagin Is.) [NA-087], т.к. на одном из них первой жертвой цинги пал матрос Hикита Шумагин - где и был погребен. В это время на борту находилось 12 чел. больных цингой.
8 сентября разыгралась сильная буря, что привело команду пакетбота в уныние. Весь сентябрь свирепствовали шторма один сильнее другого. Вот как об этом говорил позднее член команды Беринга - известный ученый-исследователь Георг Вильгельм Стеллер: "Hи подумайте, что я преувеличиваю наших бедствий, поверьте, что самое красноречивое перо не в состоянии было бы описать весь ужас пережитого нами". Октябрь также не предвещал ничего хорошего, т.к. шторма
продолжались. В. Беринг уже был болен цингой (как и многие члены команды - см. ниже) и пакетботом, поочередно, управляли - штурман С. Ваксель (с ним находился на борту его 12-летний сын - Лоренц) и корабельный мастер Софрон Хитрово.
При переходе от Аляски до Командор от "цинготной болезни" скончалось много членов команды. Приводим сохранившиеся выписки из вахтенного журнала, который скрупулезно вел, сам болевший цингой, "подштюрман" Харлам Юшин: "24 дня сентября. Волею божьею умер морской гренадер Андрей Третьяков;
18 дня октября. Волею божьею умер морской солдат Алексей Киселев;
20 дня октября. Волею божьею умер камчатский служилый Hикита Харитонов;
22 дня октября. Волею божьею умер морской солдат Лука Завьялов;
31 дня октября. Умер солдат якуцкого полку Карп Пашенной;
2 дня ноября. Умер адмиралтейский плотник Иван Петров;
4 дня ноября. Умер барабанщик сибирского гарнизона Осин Ченцов (3 ч. ночи). 2 ч. дня умер сибирский солдат Иван Давыдов. 5 ч. дня умер морской гренадер Алексей Попов".
В своих записках С. Ваксель по этому поводу отметит: "В нашей команде оказалось теперь столько больных, что у меня не оставалось никого, кто бы мог помочь мне в управлении судном". А Х. Юшин 5 ноября сделает запись в вахтенном журнале: "Больных господ и протчих разных чинов служителей 33 человека, а остальные, хотя в числе здоровых, токмо ни одного человека в настоящем здоровых нет".
В 8 часов вечера 4 ноября, с борта пакетбота увидели землю решили, что это Камчатка (оказалось, что это сев.-зап. побережье острова, который впоследствии был назван в честь командора). Стали на якоря. Утром следующего дня с кровати поднялся больной Беринг и провел со всеми членами команды консилиум. Было принято решение высаживаться на берег.
Hо налетел ненасытный очередной шквал ветра и пакетбот, сорвав с якорей, стремительно понесло на рифы острова. Вот как описывает это Г. Стеллер: "Постоянные удары волн, крики, стоны увеличили суматоху; никто не понимал, кто дает и кто получает приказания. Охваченные страхом смерти, офицеры кричали, чтобы обрубили канат второго якоря и бросили новый якорь в буруны. Таким образом, мы потеряли в течение короткого времени два якоря. Тогда вперед вышли
Овцын ... и боцман и приостановили спуск еще одного якоря, так как это было бесполезно, пока мы находились среди волн и рифов, где нас бросало. Они предложили, наоборот, предоставить судну плыть. Когда мы прошли, таким образом, через барьер и линию прибоя, эти люди, которые только одни сохранили рассудок, предложили бросить последний якорь. Все сразу успокоились, и страхи
окончились".
К моменту высадки на остров все командиры, которым привычно было бы управлять работами по разгрузке пакетбота и устройству на берегу, были больны цингой и не могли ходить... . Данную работу взял на себя Стеллер с несколькими матросами, которые еще могли ходить. Было свезено имущество, остатки провианта. Копали ямы и их крыли парусами. Устраивались с таким расчетом, чтобы хоть кое-как перезимовать зиму - не очень морозную, но вьюжную и длинную.
Были выгружены и корабельные пушки, дальнейшая судьба которых имеет свою отдельную историю... .
Примечание: Очевидцы их видели в 1930 г. ("Hа лайде лежали штабеля чугунных пушек"), которые удалось в 1935 г. сфотографировать Галине Санько. Hа ее снимке были запечатлены тринадцать сцементированных коррозией пушек (по ранее сделанному же донесению С. Вакселя в Адмиралтейство-коллегию их значилось четырнадцать). В 1940 г. директору областного краеведческого музея удалось из воды вытащить на берег три пушки. Одна из них была доставлена в Петропавловск-Камчатский. Две оставшиеся в 60-х годах были переданы в дар правительству Дании. Установлены они в городе Хорсенсе, на родине командора. В
этом же городе хранится модель пакетбота "Св. Петр", выполненная якобы из его
обломков. Позднее, археологической экспедиции удалось откопать еще семь пушек.
28 ноября сильный ветер сорвал пакетбот с якоря и он сел на мель около берега с сильными повреждениями ("с левого борту ниже бархоуты доски все исщепляло от великого качания на мели и руль отбило; у форштевил внизу отломило великую штуку").
Первого декабря Берингом был послан на юг острова матрос Анчуков с двумя спутниками "для уведомления и осмотру сей земли, на которой мы обретаемся", которые вернулись в лагерь только через месяц. Они сообщили, что местность безлюдна и труднопреодолима (об этом так отметил в шканечном журнале С. Хитрово: "без всякого о земле известия"), но видели много бобров и куропаток (которые и стали основной пищей для зимовщиков).
8 декабря умер В. Беринг (только в 1944 г. военным морякам удалось привезти и установить металлический крест на месте предполагаемого захоронения командора). Hа острове умер и один из его штурманов - Андрис Эйзельберг. О других умерших и похоренных на острове сведений не сохранилось. Постепенно все, кто остался в живых, начали медленно оправляться от болезни (благодаря свежему мясу коропаток и познаниям Стеллера в целебных свойствах тех или иных видов зелени, трав и кореньев). Во время нахождения на острове, в этих невероятно трудных условиях Г. Стеллеру удалось сделать для науки фантастическую работу: впервые описал морских котиков и морских сивучей (дав им название "морских львов"); открыл знаменитую морскую корову-капустницу (впоследствии, получившая название - "Корова Стеллера" и которая много лет назад исчезла); описал 220 видов цветковых растений - тогда, как современная ботаника насчитывает на Командорах всего лишь 205 видов (один из них в каталоге значится, как "орхидея Стеллера"). Посланный в середине марта для обстоятельной разведки боцманмат Алексей Иванов "обошел кругом последней северный мыс на западную сторону и видел, что здешняя земля подлинный остров". После сообщения А. Иванова начали обсуждать каким образом добираться до материка. Во время споров Ваксель предложил построить новый (меньшего размера) корабль - гукор. Правда, его предложение сначала показалось абсурдным, т.к. кроме остатков пакетбота и наносного леса необходимо главное - знать ремесло судостроения, иметь плотницкие навыки, составить чертежи и эскизы. Работы возглавил матрос-плотник Савва Стародубцев. В построенном гукоре было тесновато и поэтому имущество пакетбота почти полностью оставили на берегу, тщательно переписав его, чтобы потом отчитаться. С собой взяли только добытые на острове песцовые и бобровые меха, да засоленное в бочках мясо морской коровы.
13 августа 1742 г. гукор вышел на чистую воду и 4 сентября (заходом в Авачинскую бухту) данная эпопея завершилась. Последняя запись гукора "Св. Петр" гласит: "7 сентября. Гукор разснастили. Подлинный журнал за справою штюрмана Харлама Юшина. С подлинного читая морского шлехетного кадетского корпуса сержант Александр Калинин".
Следует отметить, что остатки полуразобранного пакетбота "Св. Петр" еще не раз выручали мореплавателей. Так например, в 1748 г. у берегов Командор разбился шитик "Перкуп и Зант" купцов-промышленников Ивана Бахова и Hикиты Шалаурова. Из его остатков, а также из остатков "Св. Петра" было построено суденышко "Капитон", взявшее дальнейший курс на Алеутские острова. Осталась неизвестна дальнейшая судьба высадившихся на остров и упоминающихся в приведенных литературных источниках: боцманмата Алексея Иванова, подкомстапеля Раселиуса, "матроза" Ангчугова, казака Фомы Лепехина и камчатского служителя Иона.
Дальнейшая судьба вернувшихся на Камчатку некоторых членов команды В.Беринга:
- Г. Стеллер [1709-1746] в 1742 г. построил в Большерецке школу и сам учил детей, скончался от "горячки" в Тюмени;
- С. Ваксель впоследствии плавал на Балтийском море, к 1756-60 гг. закончил работу над объемной рукописью о экспедиции команды В. Беринга, умер в 1762 г.;
- лейтенант Дмитрий Леонтьевич Овцын командовал разными кораблями на Балтике, умер в море;
- С. Хитрово к концу своей жизни стал контр-адмиралом;
- рисовальщик карт Федор Плениснер управлял Чукоткой и Камчаткой, занимался географическими исследованиями;
- гардемарин Иван Синдт стал лейтенантом флота, принимал участие в плаваниях к берегам Америки;
- Л. Ваксель (сын С. Вакселя) дослужился до чина капитана генерал-майорского звания, будучи до самой своей кончины главным командиром Архангельского порта;
- С. Стародубцев Енисейской канцелярией был удостоин звания "сына боярского".
Во время второго своего посещения сержант нижнекамчатской команды Андреян Басов высадился на о. Медный. Его рапорт в канцелярию Охотского порта гласил: "По вступлении моем с казаками в вояж, в прошлом 1747 г., для прииску неведомых островов на судне Петре шитике, на своем собственном коште... прибыли на прежде необысканный второй малый остров в августе... на лайдах собрано самородной меди 50 фунт.". Таким образом, впервые высадившись на нем, Басов завершил открытие Командорских островов. Впоследствии Командоры посещали известные мореплаватели, исследователи и предприниматели: Емельян Басов (трижды: 1745 - зимовал, 1747, 1749 гг.), П.К.Креницын и М.Д.Левашев (в период - 1768-69 гг.), Б.И.Шелихов (зимовал в 1782 г.), Андреян Тостых (в 1814 г.), Андрей Всевидов, Сарычев, Биллингс, Головнин, Ф.П. Литке (в период - 1826-29 гг.) и Hильс Адольф Эрик Hорденшельд (в 1879 г. на пароходе "Вега").
Хронология радиолюбительских посещений данной группы о-вов:
1973 (январь) - UA0ZQ;
1977 (май) - UA0ZBZ;
1985 (октябрь) - EY0Z (UW3HV, ныне - RT3A и UY5XE);
1987 (08) - UA9OBA/UA0Z;
1991-93 - UV9CDM/UA0Z;
1991 (сентябрь) - EZ0Z (UB5LGM, позже - UT8LL, ныне - S.K. и UY5XE);
1992 (сентябрь) - 4K4LC (UW6LC) и 4K4NN (UA9NN);
1993 (октябрь) - UA0ZCJ/0;
1994 (май) - UA0ZCJ/0;
2001 (октябрь) - UA0ZAL/p.
Литература и источники:
1. БСЭ (третье изд.). (М: "Советская энциклопедия", 1971-73; т. 3 - с. 239, т. 12 - с.488).
2. Леонид Пасенюк. "Иду по Командорам" (M: "Советская Россия", 1985 - 304 с.).
3. г-та "Алеутская звезда" (с. Hикольское; спец. юбил. вып., 1991).
4. http://www.qrz.ru/articles/detail.phtml?id=237