Тиоман оказался совсем не коралловым островом...
События в радиоспорте и DX |
Моя очередная островная активность «случилась» неожиданно. По семейным делам я должен был находиться в Сингапуре 25 – 26 сентября, но авиабилеты смог приобрести «с запасом» - почти на неделю раньше… Неожиданно пришла в голову мысль провести свободное время с пользой для IOTA движения, ну а остров Тиоман оказался самым близким к Сингапуру из более-менее востребованных по IOTA most wanted. С лицензиями в Малайзии все нормально, без излишней волокиты, но пару моментов следует помнить тем, кто захочет туда забраться – обязательным условием является рекомендация местного радиолюбителя (обязательно гражданина Малайзии) ну и разрешение администрации отеля.
Если по первому вопросу трудностей не возникло, так как были личные знакомые на Борнео, с которыми мы познакомились во время работы из Брунея (V8FVV & Co), то второй вопрос пришлось мягко увести в сторону в процессе переговоров с местным Госсвязьнадзором… В итоге, к моменту вылета из России, на руках имел лицензию, в которой был указан позывной 9M2/UA6AF и все реквизиты отеля, из которого предполагалось работать.
Из техники взял Элекрафт К3, антенный анализатор АА-200, походный пятидиапазонный HEX beam, девятидиапазонный штырь HF9V и нарезал «веревочек» для инвертедов на 40 и 30 метровые диапазоны. В Сингапуре мне заранее закупили коаксиальный кабель, кабель-удлинитель для переноски на 50 метров (на всякий случай) и там же меня поджидала с прежней экспедиции десятиметровая мачта-телескоп от Spiderbeam. По списку видно, что при отсутствии договоренности с отелем, кабели и антенны были подобраны на все случаи жизни и на потребности IOTA, то есть без НЧ. Вес и объём того, что везлось из дома, казался небольшим, но по лимитам авиаперевозчиков конечно был перебор.
По пути в Сингапур заехал на фестиваль в Домодедово, повстречался с друзьями и прямо с банкета убыл в аэропорт.
Вид с Тиомана на Rengis island Rengis island с пляжа Berjaya hotel Гранитный остров Тиоман (Малайзия)
Тиоман оказался совсем не коралловым островом, как я предполагал. Это большой гранитный остров длиной 36 км с юга на север весь покрытый настоящими джунглями с реками и водопадами. Порадовало то, что горы находились на Востоке, то есть Европа была открыта.
Тиоманская гигантская ящерица Варан в джунглях Тиомана Летучие собаки Малайзии (14 на дереве)
Вокруг отеля резвились обезьяны, в речке плавали двухметровые вараны, на деревьях висели гроздьями летающие то ли лисы, то ли собаки.
Как и предполагалось, администрация отеля долго совещалась. С одной стороны – страшновато разрешать «не пойми чего», с другой стороны - бумага местного министерства связи вызывала уважение. В общем, к вечеру все разрешилось, однако номер оказался неудобным для радио. Полянка перед номером была минимальная, а в сторону Европы стоял дом повыше того, в котором я разместился. Тем более все это находилось в 10 метрах от офиса администрации. Об установке штыря речи не было, так как не было места для противовесов.
Антенна HEX beam авторучка - крепление элемента Inverted Vee
В общем, разместил только две антенны – HEX beam и INV VEE на 40 метров. Элементы INV VEE были практически на земле и имели оригинальное крепление в виде шариковой ручки, что нашел в тумбочке отеля… Для cмены диапазонов на HEX portable необходимо опускать мачту, поэтому по ситуации понял, что с этой антенны буду работать только на 14 мгц. Сразу определилось, что вез лишним – HF9V, один кусок кабеля и кабель-переноску. Все остальное пошло в дело.
Ещё в Домодедово Г.Шульгин RZ3CC, узнав, что я еду в эти края без каскада, спрогнозировал, что больше трехсот связей не получится. Я и сам понимал, что будет трудно, так как имел опыт работы из Азии, но надеялся на лучшее…
После включения трансивера (около двух часов ночи по местному времени) ничего нового для себя не обнаружил. Тишина на 14 мгц.… Инвертед на 40 ещё не был правильно развешен, так как поднимал антенну в темноте. В итоге с 16 z 21 сентября по 0130 z 22 сентября в логе появилось целых 9 связей! Пишу эти строки 24 сентября в 16 часов по местному. Последняя связь в логе была в 01:44 по местному времени. С тех пор на диапазонах тишина. Немного есть проход на 18 мГц, но я не имею на него антенн…
В итоге ничего нового в азиатском прохождении я не заметил. Как всегда утром тишина на большинстве диапазонов. К вечеру прохождение начинается. Удивляло, как очень слабо проходили наши «биг-ганы», причем практически все, поэтому представляю, как плохо меня слышали в Европе. Понимал это, отвечая некоторым европейцам раз по 30… Западные районы США проходили лучше Европы, хотя расстояние до них 13 - 15 тысяч км, что почти вдвое дальше Европы… Удивляло, что и японцы слышны здесь не все время, а только вместе с Европой и США. Так что можно понять, как иногда трудно дозваться азиатского DX, когда он отвечает японцам.
Подведя итоги:
9M2/UA6AF - one man transportation, installation, operation...
Несмотря на неудачное расположение антенн и отсутствие усилителя, проведено около 1300 телеграфных связей со всеми континентами. Временами даже собирался приличный pile-up. Для себя сделал вывод, что иногда усилителем можно пренебречь – кому надо услышат, кому не сильно интересно - просто пройдут мимо… Полная экипировка: антенна, мачта и трансивер К3 (в чемодане) на фоне оператора (на снимке).
Проведены связи со всеми участниками банкета в Домодедово, с которыми я сидел за одним столом…
9M2/UA6AF в эфире
Оценил вклад Александра VE3NEA в наше общее дело. Одна из его программ - HAM CAP, является идеальным помощником для экспедиционеров. Я ею и дома пользуюсь с большим удовольствием, но здесь, в неизвестной позиции, она просто незаменима. Прокручивая прогноз вперед отлично видно, что тебя ожидает через час – два и так же отлично видишь, что отсутствие в данный момент прохождения, это не случайность, а ПРОГНОЗИРУЕМОЕ состояние атмосферы.
Азиатское прохождение позволяет совместить экспедицию с семейным отдыхом. С утра и весь день отдыхаешь с семьей, а вечером и пол ночи занимаешься радио. Не подходит только для медового месяца и тех, кто едет «потусить»…
Виктор UA6AF (Кравченко в.Я.)
http://www.garshin.ru/travel/regions/asia/radio/tioman-story.htm