Радиотехнологии на службе дронов, а дроны на службе у людей?

Повышение квалификации

14 мая 2013 года дрон X-47B впервые в истории совершил взлет с палубы авианосца ВМФ США «Джордж Буш», который находился в Атлантике у восточного побережья страны в районе штата Вирджиния. Взлет X-47B был произведен в 15:18 по Гринвичу. Беспилотник стартовал с палубы авианосца с помощью катапульты, которая предназначена для старта палубных самолетов. В полете дрон управлялся оператором, который находился на борту корабля. При этом часть полета была проведена в автономном режиме без участия оператора. В ходе испытательного полета X-47B выполнил несколько пробных заходов на посадку, а также продемонстрировал свое взаимодействие с установленным на авианосце оборудованием, после чего он перелетел Чесапикский залив и сел на военной авиабазе Патаксент-Ривер, расположенной в штате Мэриленд.

Во время заключительной стадии 65-минутного полета управление беспилотником было успешно передано наземному оператору. Взлетевший с палубы авианосца «Джордж Буш» беспилотник – это один из 2-х экземпляров X-47B, построенных компанией Northrop Grumman и предназначенных для демонстрации автономных операций, включающих взлет и посадку на авианосец, а также ведение боевых действий на удалении в 50 морских миль (92,6 км). Целью данного проекта является отработка на практике новых технологий, которые необходимы для создания автономных боевых беспилотных палубных самолетов. После серии испытательных взлетов X-47B, которая продлится несколько недель, планируется провести первую посадку аппарата на авианосец.

Работы над созданием палубного беспилотника для нужд американских ВМС были начаты еще в середине 2000-х годов. Работами над созданием аппарата занимались тогда 2 компании – Boeing, которая в 2002 году представила свой беспилотник X-45, а также Northrop Grumman, которая представила X-47A Pegasus. В дальнейшем командование ВМС США заключило с компанией Northrop Grumman контракт на создание аппарата – демонстратора технологий, который был назван X-47B. С помощью данного проекта американские военные хотели оценить возможности машины, которая действовала бы с одной палубы с пилотируемыми летательными аппаратами, а также определить потребность в аппаратах такого класса.

Ударный американский беспилотник X-47B впервые взлетел с авианосца

В ходе реализации данного проекта ВМС США планируют сформировать требования к палубным ударным беспилотникам, первый из которых, как предполагается, будет принят на вооружение американской армии уже в 2018 году. При этом формальный тендер на создание X-47B был объявлен еще в марте 2010 года. Согласно требованиям, которые были обнародованы ВМС США, ударные палубные БПЛА должны быть способны находиться в воздухе не менее 11-14 часов и нести полезную нагрузку в виде различного вооружения, датчиков и сенсоров или топлива для дозаправки других летательных аппаратов в воздухе. Также военные хотели, чтобы в дронах использовались разнообразные технологии малозаметности. При этом каких-либо особых требований к компоновке аппаратов предъявлено не было.

В первую очередь перспективные БПЛА планируется применять для ведения разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также для проведения высокоточных ударов по различным наземным целям. При этом возможности дронов должны быть расширены за счет реализации модульной конструкции. В случае необходимости БПЛА можно будет легко дополнить различными системами ретрансляции сигналов, средствами радиоэлектронной борьбы или специализированным разведывательным оборудованием. В марте 2013 года ВМС США сделали заявление о том, что в новых дронах должны применяться уже существующие технологии запуска, посадки, управления и обмена информацией. Военные собираются объявить победителя конкурса на создание перспективного БПЛА до 2016 года.

По данным представителей ВМС США, дрон Х-47В обладает дальностью полета более 4 тыс. км. на высоте более 1200 метров. При этом полет может выполняться полностью в автономном режиме под управлением бортовой компьютерной техники, оператор может вмешиваться в полет аппарата только в случае необходимости. Этим Х-47В выгодно отличается от других БПЛА, которые уже применяются американскими военными. Беспилотник X-47B обладает складывающимся крылом и 2-мя внутренними бомбоотсеками, в которых может быть размещено различное вооружение массой до 2-х тонн. БПЛА способен разгоняться до 1035 км/ч. В настоящее время на беспилотнике не установлено никаких дополнительных боевых систем.

Ударный американский беспилотник X-47B впервые взлетел с авианосца

На данный момент затраты ВМС США на проект X-47B уже составляют около 1,4 млрд. долларов. Свой первый полет демонстратор ударного палубного беспилотника совершил 4 февраля 2011 года. В 2012 году Пентагон выпустил директиву, согласно которой оружие, которое в состоянии самостоятельно выбирать и поражать цель автоматически (без вмешательства со стороны человека) не должно применяться США в течение, по меньшей мере, ряда ближайших лет. Несмотря на это американская пресса и правозащитники выражают свои опасения по поводу того, что слишком быстрое развитие беспилотников может привести именно к этому.

В течение ближайших нескольких месяцев X-47B должен будет принять участие в ряде испытаний. В частности, военные собираются проверить взлет беспилотника с палубы движущегося авианосца. После этого дрон должен будет совершить серию посадок с применением аэрофинишеров на военной базе Патаксент-Ривер. Всего на суше планируется провести не менее десятка посадок с использованием аэрофинишера. После этого аппарат перейдет к ключевому этапу испытаний – посадке на палубу корабля в покое и в движении, при волнующемся и спокойном море. Сообщается, что в будущем спектр погодных условий, при которых будут выполняться полеты с палубы авианосца, будет расширен.

В целом же программа испытаний нового БПЛА подходит к завершению. По словам разработчиков, она полностью закончится до конца 2013 года. В следующем году ВМС США проведут анализ всей полученной в ходе реализации данного проект информации и на ее основе составят окончательный список требований, предъявляемых к перспективным ударным палубным беспилотникам. Всего же, начиная с 2007 года, компания Northrop Grumman собрала в общей сложности 2 летательных прототипа дрона X-47B. Строительство дополнительных машин X-47B военные США оплачивать не намерены. После завершения серии испытаний построенные образцы будут переданы в авиационные музеи.

Ударный американский беспилотник X-47B впервые взлетел с авианосца

В 2014 году американские военные планируют заключить контракт на создание палубного беспилотника со всеми 4-мя участниками тендера, но при этом соглашение на изготовление и поставку БПЛА будет подписано лишь с одним из четырех. Так компания Northrop Grumman собирается предложить ВМС военный беспилотник, построенный на базе X-47B, Lockheed Martin – Sea Ghost, Boeing беспилотник на базе Phantom Ray, а General Atomics – Sea Avenger (продолжение семейства Predator и Reaper). При этом из всех названных аппаратов в реальных летных испытаниях принимали участие только X-47B и Phantom Ray.

В течение ближайших 30 лет Минобороны США рассчитывает увеличить число БПЛА на вооружении страны сразу в 4 раза – до 26 000 штук. При этом добиться этих цифр военные планируют не только с помощью изготовления самих дронов, но и с помощью переделки уже построенных самолетов в беспилотники (к примеру, лишиться летчика могут штурмовики A-10 Thunderbolt II), а также при помощи создания опционально пилотируемы боевых летательных аппаратов. Каждый год число новых технологий и решаемых ими задач увеличивается, так что очень может статься, что в отдаленном будущем палубные БПЛА будут взлетать уже с палубы безэкипажных кораблей.

По материалам topwar.ru

Информация о проекте на сайте корпорации Northrop Grumman Corporation

By US6IGL