Украинское радиовещание: «от» и «до». Часть 1
Повышение квалификации |
Если радиопередатчики кто-то включает – значит, это кому-нибудь нужно. И в зависимости от того кому именно нужно, радиовещание подразделяется на несколько типов – любительское, служебное и, наконец, широковещание. То есть, то, которое рассчитано на приём широкими массами слушательских ушей. И которое, в отличие от вещания служебного и любительского, прежде всего и ассоциируется у нас со словом “радио”.
Итак, радио сообщающее понятным человеческим языком (не азбукой Морзе) понятные и лёгкие для восприятия широкими слушательскими массами вещи – новости, музыку, полезную информацию, появилось на Земле в начале прошлого столетия. А в нашей стране – 16 ноября 1924 года. Именно в этот день в городе Харькове – “столице” части тогда еще “советской” Украины в эфир вышла первая радиопередача – трансляция спектакля из одного из городских театров. Вскоре были запущены радиостанции в других крупных городах УССР, наполнив эфир новостями, музыкой и радиоспектаклями.
Разумеется, как и все средства массовой информации, существовавшие на территории СССР, тогдашнее украинское радио финансировалось государством, подчинялось государству и строго этим государством контролировалось, дабы нести в уши слушателей “генеральную линию” партии, единственной и всенаправляющей. А поскольку эта самая “генеральная линия”, с одной стороны, не знала плюрализма мнений, а с другой – должна была быть донесена в каждое сущее в стране ухо, кремлёвскими вождями было принято решение загнать радиосигнал в провода (благо для единственно-правильного сигнала и провод нужен единственный), донося его таким способом в каждую “сельскую хату”. Что и было сделано путём создания проводного радио. Так появились на уличных столбах и кухонных тумбочках тарелки-репродукторы, прозванные в народе “матюкальниками”, из которых понеслись гимны, бодрые патриотические песни и отчёты о пятилетних планах, выполненных досрочно.
Впрочем, в те далёкие времена существовала и другая Украина. Такая же несамостоятельная, разделённая между несколькими странами-соседями. Но, тем не менее, живущая по другим законам и чтившая право на частную собственность. Именно в этой Украине, а если быть более точными – в находившемся под управлением польской администрации городе Львове в 30-е годы начала своё вещание первая на украинской земле частная радиостанция – “Lwówska Fala” (если перевести название с польского — “Львовская Волна”). Однако, век этой радиостанции был недолгим: уже в 1939 году Львов оказался частью Украины “советской”, со всеми вытекающими отсюда последствиями для радиовещания и прочих СМИ.
Потом была война – с радио-сводками информ-бюро, конфискацией радиоприёмников у населения, причем обеими воюющими сторонами, идеологические перепалки в эфире. Последние получили своё продолжение и в эпоху войны “холодной”. Именно тогда появился “обычай на Руси – слушать ночью Би-Би-Си”, а также “Свободу”, “Голос Америки” и другие волны, нёсшие радиослушателю за “железным занавесом” ДРУГУЮ, отличную от официально разрешённой, информацию, и, конечно запретную за “железным занавесом” музыку. В отличие от времён войны мировой, во время войны холодной радиоприёмники у населения, с целью ограждения его от “тлетворной пропаганды идеологически чуждых советскому гражданину ценностей”, уже никто не изымал. Зато изымали из эфира идеологически вредные радиопередачи – путём трансляции помех, прозванных в народе “глушилками”. Впрочем, и сами радиоприёмники тоже не обошла волна репрессий – аппараты, способные принимать диапазоны 13-ти и 19-ти метров, наиболее удобные для дальнего прохождения на коротких волнах и наиболее проблематичные для глушения, оказались недоступны простому советскому гражданину.
Читайте также: История украинского ТВ глазами зрителя
Дальше – больше. С началом повсеместного внедрения во всём мире высококачественного УКВ ЧМ вещания украинский слушатель оказался “отделённым от Европы”: вместо диапазона 87.5-108.0МГц на территории Украины, как и всюду в СССР и странах восточного блока, был задействован другой, более короткий диапазон -– 66.0-74.0МГц. Отличие от стран Запада выражалось даже в вопросах внедрения стереофонического вещания: несмотря на рекомендации международных регуляторных органов о внедрении уже становившегося традиционным в мире стандарта стереовещания с использованием пилот-тона, СССР начал вводить свою собственную систему стереофонии на УКВ, с использованием так называемой полярной модуляции.
Здесь, правда, следует отметить: внедрение таких, отличных от остального мира, стандартов имело и некоторые плюсы. В диапазоне 66.0-74.0МГц затухание радиоволн несколько меньше, чем в диапазоне 87.5-108.0МГц, а стало быть – передатчик, работающий в “советском” УКВ-диапазоне, покрывает большую территорию, чем передатчик, вещающий в западном участке УКВ с той же мощностью и высотой подвеса антенны. Свои плюсы имела и советская система передачи стереосигнала: для его передачи требовалась более узкая полоса, чем та, которая необходима для передачи сигнала с пилот-тоном. Кроме того, по мнению искушённых меломанов с идеальным слухом, советское УКВ-стерео звучало качественнее. Впрочем, главным мотивом внедрения такого стандарта передачи стереосигнала стал финансовый аспект: в 60-е годы стоимость комплектующих стерео-декодера для советской системы была ниже стоимости аналогичного декодера, необходимого для приёма сигнала с пилот-тоном. Однако, прошло каких-то 10-20 лет, и ситуация изменилась с точностью до наоборот. В результате большинство самых что ни на есть портативных радиоприёмников, выпускаемых в Японии, Корее, Китае и Европе были рассчитаны на приём стереосигнала с пилот-тоном. В то же время, возможность слушать стерео “советское” имели лишь обладатели более дорогих и громоздких стационарных советских приёмников, выпуск которых давно прекращён, а также счастливчики, успевшие купить модель “Stereo Plus” фирмы Sony, снабженную специальным двойным декодером. В то же время портативные приёмники УКВ-диапазона производства СССР не имели стерео-декодеров. Таким образом, все упомянутые плюсы были перечёркнуты одним жирным минусом.
Впрочем, в эпоху “развитого социализма, дешёвой колбасы и дорогого Леонида Ильича” все эти нюансы мало волновали простого украинского слушателя, ибо слушать в советском УКВ-диапазоне было, в общем-то, практически нечего. Сборная “солянка” из первой и официальной общесоюзной программы и программы Украинского радио звучала на всех диапазонах, а также по сетям проводного вещания, “Маяк” и “Промінь”, доступные там же. Вот, пожалуй, и весь выбор. Ну, разве что, ещё запущенная в 80-е в киевском эфире на одной из УКВ-частот специальная программа “Стерео” — где-то часов по 10-12 в сутки вроде бы качественной (по звучанию, но не всегда по исполнению, смыслу и содержанию) музыки. Вроде бы – потому что, как мы уже упоминали, слушать её в стереорежиме могли лишь избранные, в то время как большинство владельцев портативных приёмников всё равно были вынуждены принимать эту программу в моно-варианте. Вот и весь выбор.
Однако, в конце 80-х сквозь начавшие появляться трещины в “железном занавесе” на территорию нашей страны в чемоданах интуристов и хлынувших проведать своих советских родственников “американских дядюшек” начали просачиваться “шарпы-панасоники” с тем самым западным УКВ-диапазоном и тогда ещё мало понятными нашему обывателю буковками FM для его обозначения. Покрутив-повертев в руках красивую фирменную “игрушку”, многие бросились её переделывать под диапазон советский, ибо с наступлением эпохи перестройки и гласности хорошая музыка и интересные программы стали появляться не только в эфире западных “голосов” (которые, к слову, уже перестали глушить), но и на советском радио. Но, переделав свой приёмник под советский УКВ, просчитались. Ибо через пару-тройку лет диапазон 87.5-108.0 также наполнился музыкой и голосами. Впрочем, обо всём по порядку.
Весной 1990 года Верховный Совет СССР наконец разрешил то, что прежде было запрещено. А именно – создание теле- и радиокомпаний, не принадлежащих государству. Таким образом, теперь начать вещание мог кто угодно, получив соответствующее разрешение. Но что любопытно: на территории Украины данные разрешения согласно постановлению правительства тогда ещё УССР выдавало… Гостелерадио! Данное положение действовало до 1994 года, когда вступил в силу новый Закон “О телерадиовещании” и был создан Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, которому передали права на выдачу разрешений на право использования каналов вещания.
Не обошлось без участия органов государственной власти и при создании первых в Украине негосударственных радиостанций. К примеру, одну из первых (если не первую) негосударственную радиостанцию в нашей стране было создано по решению Львовского областного совета 31 января 1991 года. Станция получила название — “Незалежність” и существует по сей день, транслируя свои программы на частоте 106.7МГц, а также – по третьему каналу проводного вещания. Но это сейчас. Тогда же, зимой 1991-го года, всё было гораздо сложнее. Ещё существовал СССР, коммунистическая номенклатура которого делала последние отчаянные попытки удержать власть, и для радиостанции, созданной демократическим облсоветом Львовщины, да ещё и наделённой столь вызывающим названием, места в эфире не находилось. Её позывные зазвучали в эфире лишь спустя более, чем полгода – 27 сентября того же 1991-го , уже после бесславного августовского путча. Но и тогда путь независимой радиостанции в эфир был нелёгок: первые эфиры пришлось вести на арендованном оборудовании Львовского областного радио, а транслировались они в диапазоне коротких волн (25.36м.) с вышек возле львовского собора св. Юра, которые прежде использовались для глушения “вражеских голосов”. Такое техническое решение было в какой-то мере символичным: технические средства, использовавшиеся прежде для глушения свободного слова, теперь сами же его и транслировали в эфир (к слову, подобная участь постигла и другие “глушилки”, установленные в различных частях Украины – многие из них начали использоваться как ретрансляторы “Свободы”, “Голоса Америки”, “BBC”, а также для вещания в диапазоне УКВ).
Однако, трансляция программ в коротковолновом диапазоне не могла сделать радиостанцию средством поистине массовой информации для самых широких слоёв населения. Посему, дабы хоть как-то расширить круг слушателей, было принято решение использовать третий канал проводного вещания (в советские времена по нему транслировались программы московской радиостанции “Маяк”). Первая программа новой радиостанции звучала в эфире на протяжении часа. Вскоре в эфир вышло ещё несколько подобных программ, а дальше вещание прекратилось на целых полгода. И лишь весной 1992 года радио “Незалежність” вернулось во львовский эфир – отныне станция работала не только на коротких, но и на более слушаемых в то время средних волнах (1476кГц). Лишь в 1995 году станция вышла в FM-диапазон, где вещает и поныне. Впрочем, в процессе своей эволюции данная станция отказалась от коротко- и средневолнового вещания (на частоте 1476кГц радио “Незалежність” одно время представляло отдельный проект – “Polske Radio Lwów”, здесь же свои эфирные отрезки имели другие коммерческие вещатели Львова, но позже частота замолчала вовсе).
А что же происходило на общегосударственном уровне? С обретением Украиной независимостью встал вопрос о реформировании радиоинформационного пространства страны, перераспределении частот и каналов вещания. С 1 января 1992 года 1-ый канал общеукраинского радиовещания (УР-1) прекращает ретрансляцию программ Всесоюзного радио из Москвы – отныне здесь звучат исключительно украинские передачи. Второй общеукраинский радиоканал (УР-2) остаётся за информационно-музыкальным каналом “Промінь”. Кроме того, создаётся третий общеукраинский радиоканал – УР-3, на котором запускается культурологическая программа “Радио Муз” (в 2003 году после очередного реформирования Национальной радиокомпании Украины этот канал переименовывается в “Радио культура”). Этот самый 3-ий канал Украинского радио также заменяет собой на “третьей кнопке” проводного вещания ретрансляцию программ московской радиостанции “Маяк” (впрочем, ещё на протяжении нескольких лет здесь продолжали звучать отдельные программы “Маяка” в утренние часы). На непродолжительное время “Маяк” вообще пропадает из украинского УКВ-эфира, но во второй половине того же 1992-го года возвращается на отдельную частоту в ряде регионов Украины.
Летом того же года в эфир из Лондона на коротких волнах вышла первая программа новосозданной Украинской службы BBC. Данное событие следует считать знаковым хотя бы потому, что перед этим на протяжении десятилетий руководство Британской Вещательной Корпорации отказывалось открывать подобную службу, мотивируя это тем, что Украина является частью СССР, где все прекрасно понимают русский язык, поэтому не стоит распылять денежные средства на создание “национальных” радиоотделов. Более того, этот же тезис звучал в презентационном автобусе-даблдеккере BBC, прибывшем в Киев для участия в Днях Великобритании в Украине летом 1990 года – в то время, когда вопрос о скором рождении независимого украинского государства обсуждался уже с трибун Верховной Рады тогда ещё УССР. И вот – прошло всего лишь два года, и мнение руководства BBC изменилось кардинально: 1 июня 1992 года в эфир вышла первая программа Украинской службы, после чего вещание стало регулярным и некоторое время транслировалось на одной из УКВ-частот в Киеве – вместе с программами русской и английской служб радиокорпорации. Но позже BBC оттуда убрали, дав взамен частоту 612кГц в диапазоне средних волн с вещанием из пригородных Броваров (где также можно было слушать программы трёх указанных служб, в первое время – ежедневно с 6.00 до 1.00). Эта частота использовалась до 9 апреля 2006 года, когда вещание BBC на киевский регион было переведено на частоту 594кГц. В начале 90-х программы BBC транслировались в СВ-диапазоне Украины также через передатчики, расположенные на Харьковщине, Днепропетровщине, Закарпатье и в ряде других регионов.
Однако, позже, с развитием FM-станций (начавших транслировать отдельные программы BBC), внутриукраинское СВ-вещание BBC было свёрнуто – на сегодняшний день маломощные СВ-передатчики BBC работают лишь в Броварах (594кГц) и Харькове (612кГц).
Кроме BBC после окончательного падения “железного занавеса” во внутриукраинский эфир пришли и другие бывшие “вражеские” голоса – “Свобода” и “Голос Америки”. Эти две станции тоже получили в своё распоряжение некоторое количество средневолновых частот (1278кГц в Одесской области, а также синхросеть на канале 873кГц в Броварах, Виннице, Днепропетровске, Крыму и ряде других регионов).
Но если частота 1278кГц была вполне удачной, то с использованием частоты 873кГц возникли проблемы. Дело в том, что данное частотное присвоение было выделено ещё в период существования СССР для вещания одного из всесоюзных радиоканалов через сеть синхронных передатчиков. После распада Союза начался “дерибан” прежде общесоюзных частот, в результате которого в России на частоте 873кГц поселилось “Радио России”, в Молдове – Кишиневское радио, а в Украине – уже упомянутые выше “Радио Свобода” с “Голосом Америки”, к которым добавились Украинское Христианское Радио и Телевидение (УХРТ) и ряд местных вещателей (в Днепропетровске и в Виннице). В результате – в эфире возникла “каша”, в которой порой (особенно, в тёмное время суток, когда сигнал на средних волнах распространяется на более дальние расстояния) сложно было что-то услышать, и для хоть какого-то приёма слушателю нужно было долго крутить свой приёмник, дабы избавиться от помех, прилетающих из сопредельных государств. В итоге, к 1998 году “Свобода” и “Голос Америки” покинули украинский СВ-эфир. Этому, в частности, способствовало начало тесного сотрудничества станций с украинским сетевым радио “Довира” и другими FM-каналами.
http://mediasat.info/2016/12/05/ukrainskoe-radioveshhanie-ot-i-do-chast-1/