Харьковский аккумулятор для электромобилей: прорыв или банальность?

Новости
Харьковский аккумулятор для электромобилей: прорыв или банальность?
Макет электрокара поместился на двух небольших столах и стуле. ФОТО: Мария СОЛОДОВНИК

Запятая, как разрушитель репутации

Запись в ФБ премьер-министра Украины Владимира Гройсмана о харьковском инженере, создавшем очень мощную аккумуляторную батарею для электромобилей, вызвал, как множество позитивных откликов, так и негативных.  Суть разработки в том, что батарея не только не уступает знаменитым устройствам "Теслы", но и превосходит их. В частности, заряжается гораздо быстрее.

 
 

Если с позитивными – все понятно: "молодцы, украинцы, так держать!". То отрицательные отзывы были больше от пользователей-технарей, пытающихся детально и с фактами объяснить, почему на самом деле эта батарея не такое уж и большое достижение. А кое-кто и вовсе говорит, что инженер купил детали от "Теслы" и из них собрал "свою" батарею.

"Батарея меньшего объёма, поэтому быстрее заряжается. А если взять 60 кВт как у минимальной Теслы, то получится тоже время. Не вижу ничего выдающегося - 15кг, 24кВт, 12мин", - написал Виталий Альбиновский.

"Быстрее – это не всегда это хорошо. Может она от этого имеет в разы меньший ресурс (циклов заряда)", - пишет Алексей Сытник.

Однако, как и предположили знатоки, в данных, растиражированных в интернете, действительна была ошибка: емкость одного модуля, который входит в аккумуляторную батарею и весит 15 кг, не 24 кВт*ч, а 2,4 кВт*ч. Александу Цихмистро пришлось даже оправдываться за ошибку копирайтеров, мол, все неправильно поняли.

 
 

- Когда будет 12 модулей, то мощность будет 24 кВт, как у Nissan Leaf. Отличаться будет от его родного аккумулятора меньшими размерами и весом. Можно собрать 50 таких модулей, это будет как у "Тесла" мощность на 500 км пробега, – рассказал разработчик "КП в Украине".

Если Александру удастся собрать все 50 модулей, то он обещает, что заряжаться она будет быстрее чем у "Теслы": аккумуляторная батарея Цихмистро 100% заряда получит за 20 минут, в то время, как у именитой батареи для такой же отметки заряда сейчас уходит 75 минут. 

- Если найдется инвестор, который захочет вложить в этот проект деньги, можно будет начать производство этих модулей промышленным образом – вручную тяжело собирать, - признается Цихмистро.

Мы решили посмотреть на устройство поближе.

 
 

И время, и емкость бережет

Работе над аккумуляторной батареей для электромобиля инженер посвятил три года. Сегодня "заправка" такой машины может занимать час и больше, а разработчики ускоряют этот процесс, увеличивая емкость батарей, однако тем самым уменьшая срок ее службы. Харьковчанин нашел способ заряжать традиционные литий-ионные батареи быстрее почти в два раза.

- Мы сделали условия для этих элементов, при которых зимой эта батарея не будет терять емкость, как и летом, и она сможет быстрее зарядиться, - объясняет инженер оригинальность своей модели наряду с конкурентами.

Устройство Цихмистро состоит из нескольких частей, перед нами макетированный образ электромобиля, помещенный на двух небольших столах: модуль аккумуляторной батареи, контролер с насосом, который прокачивает жидкость к аккумуляторной батарее – охлаждает или подогревает ее с помощью теплообменника, затем электроника, которая управляет процессами, и зарядная станция.

Александр ищет инвесторов и мечтает о выпуске украинского экокара. ФОТО: Мария СОЛОДОВНИК 

- Она позволяет заряжать этот модуль очень быстро. Скорость заряда достигается за счет новой "компоновки" элементов питания в самой структуре модуля, и способности регулирования внутренней температуры элементов, - говорит инженер. - Архитектура и внутренний конструктив отличается от "Теслы", и за счет этого получилось добиться таких результатов.

Инженер не скрывает, несколько элементов его устройства "тесловского" производства.

- Запчасти с ОЛХ, модули были куплены там, и адаптированы под эти модули батареи, - говорит Цихмистро. - У меня была помощь – я привлекал ребят, которые владеют программами для разработки чертежей, затем ребята-электронщики помогли сделать станцию, дополнительные электронные устройства, чтобы управлять этой батареей.

В целом за три года работы над проектом харьковчанин потратил 50 тысяч долларов, большая часть сумы его, еще часть – хороших знакомых. Пока что модулей создано лишь 2, а для того, чтобы, например, Nissan Leaf мог полноценно работать, модулей нужно еще 10. В конце января харьковчанин получит патент на опытную модель, за ним – на изобретение.

 
 

- Сейчас устройство можно использовать, как накопитель – запасаться энергией по ночному тарифу, а по дневному продавать. Также сейчас перспективна солнечная энергетика, его можно использовать, как накопитель этой энергии для станций, - говорит Александр Цихмистро.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Вадим Медведев, руководитель клуба "Электро-АвтоСам", также прокомментировал разработку харьковского инженера.

"Если заявленные технические характеристики правдивы (без учёта грубых ошибок корреспондентов), то это сборка обычных литий-титановых аккумуляторов с системой пожаротушения. То есть вопрос конструкции, а не химии. А хотелось бы всё-таки создать или повторить свою химию", - написал Медведев.

https://kp.ua/life/598858-kharkovskyi-akkumuliator-dlia-elektromobylei-proryv-yly-banalnost