Согласитесь, ведь это приятно, когда Вас слушают?!

Радиолюбители и искусство

Имею честь представиться, меня зовут Telefunken - Super 166 WK~. Я — радиоприемник. Родился в Германии в 1942 году — это написано внутри моего корпуса — "9 7 42", а на моем шасси выбит фабричный номер: F 14527 t. 

Моим родителям — фирме TELEFUNKEN — в 2018-м году исполнилось 115 лет! Я от всей своей ламповой души радуюсь за них, что и в столь почтенном возрасте они остаются молодыми, сильными и продолжают производить на свет моих многочисленных братьев и сестер! 

Несмотря на то, что мне уже очень много лет и у меня было много хозяев, меня всегда любили и с удовольствием слушали. Согласитесь, ведь это приятно, когда Вас слушают?! 

Мой теперешний хозяин решил меня очень подробно выслушать и даже сделал в Интернете мою личную страничку. А мне есть что рассказать, ведь мои родители — инженеры фирмыTelefunken — знали толк в хороших радиоприемниках! 
 

Telefunken-Super 166 WK~

Напишу немного о себе. Правда, я сам писать не умею, это делает под мою диктовку хозяйский компьютер, в то время, когда хозяин сидит за ним и нажимает кнопки на клавиатуре. 

Вот моя фотография. Хозяин поставил меня на самое почетное место в своей комнате. Доверие накладывает ответственность, и я очень хорошо могу ее реализовать своей работой. Соответственно, реализуя взятую на себя ответственность, обретаешь достоинство. Спасибо хозяину, за то, что он мне доверяет! 

Мой деревянный полированный корпус почти также сияет лаком, как и в далеком 42-ом. И вообще, я очень хорошо сохранился! А мой голос вообще выше всяких похвал! Когда я переехал жить к этому хозяину он меня почти всего разобрал, полностью почистил, пропылесосил и даже пропаял некоторые "шуршащие" контакты. После этого я стал себя чувствовать гораздо лучше. 

Вообще-то у этого переезда есть история. Я ее услышал от своего хозяина. Оказывается, тем, что мой хозяин любит меня и радио вообще, я обязан брату его 
мамы — Василию Дмитриевичу Демьянову. Он старше меня почти на 21 год. Получается, что когда я только родился, Василий Дмитриевич воевал против моей родной страны Германии, теперь же я обязан ему любовью моего  странная  жизнь. 

Расскажу немного про Василия Дмитриевича. Ох и люблю же я поговорить! 

Это уникальный человек. Ну, во-первых, я его уважаю за то, что он начинал изучение радиотехники с моих любимых радиоламп, в Московском радиовакуумном техникуме. Потом он работал в радиовещании, сначала на Никольской улице в доме 7, в МРВД (теперь это ГЦУ  Главный центр управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи), а потом эксплуатировал первый в СССР экспериментальный УКВ вещательный радиопередатчик, который располагался на последнем этаже Центрального телеграфа, что на Тверской улице в Москве. Потом очень много лет проработал в Физическом Институте Академии Наук СССР (ФИАН) в лаборатории Басова. Его руками был сделан первый в мире молекулярный генератор, а в последствии и рубиновый лазер. Практически все газовые и рубиновые лазеры ФИАНа побывали в волшебных и добрых руках Василия Дмитриевича. 

В самом начале 1961 года Василий Дмитриевич несколько месяцев жил у своей  мамы моего хозяина (ну ведь у всех же бывают всякие семейные  это ж жизнь…). А в это время, как раз, в СССР была огромная мода на самодельные карманные транзисторные радиоприемники. Ну, Василий Дмитриевич, такой себе тоже собрал. Благо, с радиотехникой был "на ты". И вот, когда он с интересом и любовью вносил очередные усовершенствования в его схему, разложившись на столе с паяльником, монтажными инструментами и сняв заднюю крышку приемника, все это великолепие и увидел мой хозяин. Ему тогда было всего семь лет и учился он в первом классе. Глазенки у него загорелись, ну и, как говорят, "с первого взгляда" в радиотехнику он и втюрился, аш по самые уши! И до сих пор у него эта любовь. 

Так вот, в январе 2000 года, на рождество, попросил Василий Дмитриевич своего племянника: "Сереж, надоели мне все эти транзисторы, найди для меня какой-нибудь старенький ламповый "Telefunken", хочу нормально эфир послушать на коротких волнах". А надо к слову сказать, что у Василия Дмитриевича 14 января день рождения, и племянник буквально "встал на уши", чтобы сделать своему дяде желанный подарок. Не получилось у него это. Только в начале февраля мой будущий хозяин познакомился со мной. До этого я жил у коллекционера Владимира замечательного человека, в большой компании очень разных ламповых радиоприемников. А тут пришел высокий мужчина средних лет, послушал меня и моего младшего брата (1943-его года рождения) и сказал: "Забираю обоих!". 



Тоже Telefunken-Super 166 WK~

Вот так я вместе со своим родным братом попал к своему теперешнему хозяину. Моему младшему брату в жизни повезло меньше, чем мне, он перед тем как попасть к коллекционеру пролежал у кого-то на даче в сырости последние 15 лет и корпус у него расклеился и фанеровка отстала. Ну, хозяин разобрал его и отдал корпус столяру, тот его по новой проклеил, отфанеровал и лаком покрыл. Так, что мой братишка сейчас выглядит как новый! 

Но это все было позже. Я же сразу как попал к хозяину, так на следующий день переехал к Василию Дмитриевичу. 

Правда, недолго Василий Дмитриевич слушал короткие волны. Не те они теперь стали. И спустя три месяца, вернулся я к своему хозяину. Вот и живу с тех пор в его большой семье. 

Но, что-то я все о других, да о других... Не грех на своей страничке и о себе написать: 

Я умею принимать радиостанции в следующих диапазонах:

  • длинные волны — 150-420 КГц;
  • средние волны — 510-1600 КГц;
  • обзорный диапазон коротких волн — от 13,75 метра до 48 метров;
  • растянутый диапазон 49 м — от 48 м до 50,1 м;
  • растянутый диапазон 31 м — от 30,4 м до 31,8 м;
  • растянутый диапазон 25 м — от 24,7 м до 25,7 м;
  • растянутый диапазон 19 м — от 19,5 м до 19,9 м;
  • растянутый диапазон 16 м — от 16,75 м до 16,94 м;

Помимо этого, я умею усиливать и озвучивать сигналы других радиоприемников или воспроизводящих устройств. Поэтому хозяин познакомил меня с Тюнером SONY ST-S215 и с проигрывателем компакт-дисков "ВЕГА-122С". И хотя я постарше их лет так на 50, мы замечательно сдружились, сработались и вместе радуем слух нашего хозяина. 

Во мне работают шесть радиоламп:

  • ECH11 — смеситель и гетеродин;
  • EBF11 — усилитель промежуточной частоты, детектор и детектор АРУ;
  • EF11 — предварительный усилитель низкой частоты;
  • EL11 — оконечный усилитель низкой частоты;
  • EM11 — "магический глаз" — электронно-световой индикатор настройки;
  • AZ11 — двухполупериодный выпрямитель анодного напряжения.

Первые три радиолампы — так называемые "черепашки", в металлических корпусах, остальные — обычные стеклянные с пластмассовым цоколем. И вообще, я считаю, что 11-ая E сериярадиоламп — это лучшие радиолампы, созданные в Германии в прошлом веке. Может быть они были не очень технологичны в производстве, но в эксплуатации они превзошли невозможное. 

Я с удовольствием представляю Вам справочные данные радиоламп 11-ой серии фирмы Telefunken. 

 

AZ11 (134K)
AZ12 (170K)
EZ11 (134K)
EZ12 (143K)
UY11 (112K)
  EF11 (607K)
EF12 (310K)
EF13 (973K)
EF14 (436K)
EFM11 (426K)
  EB11 (107K)
EBC11 (315K)
EBF11 (731K)
ECH11 (1192K)
EM11 (168K)
  EL11 (327K)
EL12 (570K)
EL12 spez. (164K)
ECL11 (335K)
EDD11 (265K)

Им всем сейчас уже больше 50-и лет, однако они продолжают исправно работать! О таком долгожительстве радиоламп нельзя было даже мечтать! 
 

Электрическая схема


Что же касается запасных радиоламп, то мой хозяин приобрел и для меня и для моего брата по полному комплекту. Приятно, когда о тебе заботятся. 

А это моя электрическая схема. 

Теперь, что касается моего звука. Конечно, телефункеновский динамик с подмагничиванием и солидный деревянный корпус обеспечивают замечательное "глубокое" и "теплое" звучание. Помимо этого, обратите внимание насколько сложная схема формирования амплитудно-частотной характеристики применена в моем оконечном усилителе низкой частоты. 

Амплитудно-частотная характеристика


Вот эта АЧХ. 

Глубокие, сочные "низы" обеспечивают солидность и убедительность звучания. "Проваленная" в среднем на 13 дБ "середина", в области спектра человеческой речи, снимает утомление слуха при длительном прослушивании. Подъем высоких частот, сразу за голосовым спектром, делает звучание "прозрачным" и музыкальным. Выше 6,8 КГц в годы моей молодости в эфир ничего не передавалось, поэтому, чтобы убрать шумы, LC режекторный фильтр, включенный параллельно первичной обмотке выходного трансформатора, полностью отрезал все более высокие частоты. 

Для того, чтобы изобрести такую форму АЧХ низкочастотного тракта радиовещательного приемника, потребовались серьезные психоакустические исследования моих инженеров и ученых фирмы Telefunken. Спасибо им за это! И вот здесь, я опять хочу уйти в историю. Ну, люблю я поговорить, рожден я был для этого! 

Устройства формирования речи для радиовыступлений появились в 30-ые годы прошлого века в Германии. Иделогом этих исследований был Йозеф  вице канцлер Германии, отец современной пропаганды. Звук, который надо было сделать "гипнотическим" для всего населения голос Адольфа Гитлера. Фирма, которая взялась за эти исследования и успешно завершила их внедрением своих разработок в серийное  Telefunken. 

Судя по факту, исследования, разработки и внедрение удались. Динамическую обработку сигнала инженеры решили разместить на передающей стороне, спектральную же, в основном, на приемной. Таким образом, созданием "волшебного", звука я владею в полной мере! Теплое бархатное звучание немецких радиоприемников конца 30-ых и начала 40-ых годов прошлого века, буквально, покоряло слушателей. Включив приемник утром, его не хотелось выключать до самого вечера. О таком успехе радиопропаганды можно было только мечтать! 

После 1945 года большая часть немецких радиозаводов была вывезена в СССР. Это нетрудно проследить, сравнивая немецкие довоенные радиодетали с советскими  многие из них похожи как две капли воды. Различаются только надписями. Вывозились и копировались радиоприемники. Немногие, наверное, помнят звучание советских приемников 50-ых годов, оно было во многом похоже на звучание немецких предыдущего десятилетия. 

Именно этим во многом была определена русская традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-ых выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе. Даже выходя на улицу гулять с детьми, русские не хотели расставаться с "наркотическим звучанием", создающим в их подсознании сильный позитивный отклик. Под музыкальные радиопередачи и граммпластинки, используя радиоприемник в качестве усилителя, даже устраивались танцы во дворах. 

Без комментариев

Тем не менее, тембр звучания старых "телефункенов" был выверен для максимального воздействия на социальные группы успешных людей, выросших в немецком демократическом обществе и уверенных в завтрашнем дне, имеющих средний и высокий уровень доходов и принимающих ответственные решения. Именно на таких людей в первую очередь, была рассчитана фашистская пропаганда в Германии в конце 30-х годов. 

Посмотрите на картинку тех времен. Она не нуждается в комментариях. 

Понравилось это тембровое воздействие и победителям, судя по возникшей традиции слушать трофейные радиоприемники целыми днями не выключая, причем не только у себя дома, но и во дворах. 

Одновременно с этим надо помнить, что пропаганда пропагандой, а звучание звучанием. И наслаждаться великолепным звуком радиоприемников фирмы Telefunken можно и нужно вне зависимости от идеологии, политики или морали. Радиотехника и акустика гораздо глубже, чище, искренней и объективней, чем перечисленные общественные категории. 

Да. Я себя люблю. Мне не свойственна ложная скромность. Да и разве можно иначе? Если сам себя не любишь, кто ж тогда тебя полюбит? 

Передал для публикации друг приемника С.Комаров.

http://www.tetrod.ru/telefunken.html