История сигнала "SOS"

Аналитика и публицистика

Как известно, А.С. Попов служил в военно-морском ведомстве и разрабатывал радиотелеграфию в первую очередь для нужд флота. Г. Маркони же первоначально внедрял беспроволочную связь в почтовом ведомстве между малыми островами Британского архипелага там, где прокладка кабеля по дну пролива была экономически убыточна. Одними из первых, радиотелеграфом оснащались маяки, многие из которых строились на островках, выдвинутых в море. Но кроме стационарных маячных башен имелись и т.н. "плавучие" маяки - специально оборудованные баржи (с облегченной башенной надстройкой), излучающие маячный сигнал и поставленные на якорь.

Ранним утром 3 марта 1899 г., во время густого тумана, на один из таких плавучих маяков - "Ист Гудвин" (был расположен у восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) натолкнулась баржа "Мэттьюз". С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее) впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж баржы добрался на шлюпках. Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с использованием радиосвязи.

            Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11 месяцев. Hезадолго до этого, была построена радиотелеграфная линия (около 40 км) между островами Кутсало (около г. Котка) и Готланд (осенью 1899 г. в данном районе сел на мель броненосец "Апраксин"). Руководил постройкой островных радиостанций А.С. Попов. Сообщение о том, что пятидесяти рыбакам грозит гибель стала первой служебной радиограммой, переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г. [см. 1] в 15 часов на борту ледокола "Ермак" получили радиограмму с приказом спасать рыбаков. Вскоре, 27 человек были доставлены на борт "Ермака" в Ревеле (ныне - Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению человеческих жизней с использованием радиосвязи.

            Следует отметить, что "Международный регламент радиосвязи" и "Перечень

специальных сигналов" появились позже. В те времена, позывные сигналы радиостанций выбирались, как правило, двухбуквенными - с использованием производных от локальных названий местности.

            В 1903 г. в Берлине собралась Первая международная радиотелеграфная конференция. Кроме делегации Германии, присутствовали представители Австро-Венгрии, Великобритании, Испании, Италии, России, США и Франции (в составе делегации от России был А.С. Попов). Конференция рекомендовала использовать телеграфный сигнал бедствия, как "SSS DDD" (вместо "CQ" – “Сome Quick”, применявшегося по негласному соглашению ранее).

Однако, в 1904 г. фирма “Marcony International Marine Communication Company " к радиостанциям ее производства продолжала прикладывать свой собственный "Регламент связи" (был утвержден 7 января 1904 г. “Циркуляром № 57”), в котором сигнал бедствия выглядел как "CQD", к которому морcкие радисты быстро подобрали фразу (“Come Quick, Danger” – “Идите быстрее, Опасность». Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков.

            3 октября 1906 г. снова в Берлине собралась Международная конференция (было 105 делегатов из 29-и стран), на которой был предложен делегацией Германии сигнал "SOE", но и его забраковали, т.к. букву Е ("точку") легко пропустить на фоне сильных помех. Был забракован и предложенный американцами сигнал "NC" и было продолжено использование сигнала "CQD".  Там же была принята и "Международная радиотелеграфная конвенция", в которой для связи с судами были отведены волны длиной 300 и 600 м.

            Телеграфный сигнал бедствия "SOS" был введен в международную практику

профессиональной радиосвязи в 1908 г. и неофициально расшифровывается как "Save Our Souls" ("Cпасите наши души") или "Save Our Ship" (“Спасите наш корабль), или "Stop Other Signals" ("Остановите другие сигналы"), а официально - он очень удобен и прост при его передаче азбукой  Морзе (“три точки - три тире - три точки”). Его принятие себя полностью оправдало -  10 июня 1909 г. у Азорских островов затонул пассажирский корабль “Кунард”…  Его радист передачей в эфир сигнала бедствия выбрал именно “SOS” и в итоге не погиб ни один человек.

            Но по инерции, радисты кораблей некоторых компаний продолжали использовать и сигнал "CQD". Например: в апреле 1912 г., с борта "Титаника" (позывной MGY) в первые часы передавали только сигнал "CQD" и лишь в конце катастрофы - поочередно "SOS" и "СQD").

            В конце того же 1912 г. в Лондоне прошла очередная Международная конференция, которая ввела более жесткий "Регламент радиосвязи", включающий требования круглосуточной радиовахты на судах и обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения радиообмена, был введен “Q-код”. Было принято решение об обязательном наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м (500 кГц). С этого времени, 48 раз в сутки, на три минуты в эфире прерывалась передача любых радиограмм (ежечасно - с 15-й по 18-ю минуты и с 45-й по 48-ю) и радисты всего мира настраивались на частоту 500 кГц в ожидании возможных сигналов бедствия.

            В 1927 г. на Международной конференции в Вашингтоне было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых и радиостанциях. Кроме того, каждый час в течении шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т.н. "частоте бедствия") все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов "SOS". Ввели сигнал срочности - "ХХХ", предваряющий срочное сообщение и сигнал безопасности - "ТТТ", предваряющий сообщения по навигации и о погоде.

            В 1932 г. в Мадриде, очередная конференция ввела т.н. "периоды молчания" на частоте 500 кГц: с 15 по 18 и 45 и 48 минуты каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили не более чем 16 стандартных слов (по т.н. системе "РARIS") в мин. - т.е. 80 знаков.

            Каирская Конференция 1938 г. узаконила т.н. “телефонную” (тональную) частоту бедствия - 1650 кГц  [см. 2], а также "периоды молчания" на ней (первые 3 минуты каждого часа).

            Конференция 1947 г. в Атлантик-Сити заменила частоту 1650 кГц на 2182 кГц и ввела т.н. “голосовой” сигнал бедствия. Им стало служить слово “MAYDAY”.

            Женевская Конференция 1959 г. узаконила уже два трехминутных “периода молчания” каждого часа (00-03 и 30-33 мин.). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота и на УКВ (156,8 МГц).

 

            Примечание:

 1. 5 февраля 1900 г. по т.н. новому стилю” - это 24 января по т.н. “старому стилю”. Hекоторые издания указывают дату 6 февраля, что является ошибкой пересчета: по 28 февраля “старый стиль” (12 марта по “новому стилю”) разница была 12 дней, а с 29 февраля - 13. 1900 год был т.н. “високосным” только по “старому стилю”, а по “новому” - нет.

 2. Сигнал тревоги для телефонии - поочередные тоны (чистая синусоида) 1300 и 2200 Гц.

 

            Литература и источники:

 1. Л.Ф. Черниев. "Азбука судовождения" (для ПТУ) ("Транспорт"; М.: 1984).

 2. А.И. Суханов. "Радиосвязь на промысловом флоте" (для курсантов - радистов

мореходных училищ) ("Легкая и пищевая промышленность"; М.: 1984).

 3. Георгий Члиянц (UY5XE). "Первому “радиосигналу бедствия” - 105 лет!"

("Радиохобби": #3/2004, c.2; "Радиолюбитель. КВ и УКВ": #3/2004, c.7.

 4. http://www.qrz.ru/articles/detail.phtml?id=253

Георгий Члиянц UY5XE