Формула успеха Матвея Шпаро
Работа с молодежью |
С каждым годом технологии упрощают нашу жизнь. Мы уже не можем жить без компьютеров. Стоит нажать всего несколько кнопок — и перед нами открывается огромный мир. Можно «побывать» в любом концертном зале мира, «посетить» выставку известного художника или даже «взобраться» на вершину заснеженных Альп. Но все-таки красоты эти гораздо интереснее вживую: разве можно заменить средствами современного социума подлинное общение с природой?
Есть такая профессия — путешественник. И есть люди на свете, для которых познание природы в прямом смысле — шаг за шагом — не просто работа, а образ жизни. Один из таких людей — Матвей Шпаро — сын известного путешественника Дмитрия Шпаро, который возглавил в 1979 году первую в истории лыжную экспедицию, покорившую Северный полюс.
Имея такого папу, нельзя было не увлечься походами. Особое впечатление произвела на мальчика лыжная экспедиция, в которой он оказался вместе с отцом в четырнадцатилетнем возрасте. Дело было на зимних каникулах, под Архангельском. Но все-таки переломным моментом в судьбе Матвея оказался другой поход. Это была международная экспедиция на снегоходах по Чукотке и Аляске, здесь уже отца рядом не было. Матвей говорит, что после этого похода мироощущение у него поменялось: появилось то чувство свободы, которого он так добивался. Так он ступил на стезю профессионального путешественника.
В 2000 году Матвей Шпаро возглавил экспедицию на лыжах через Гренландию. Три человека, один из которых инвалид-спинальник, передвигавшийся в специальном кресле, стали первой российской командой, которая пересекла ледяной щит самого сурового острова в мире. За подготовку и проведение этого лыжного перехода Матвей Шпаро был награжден орденом Дружбы. Как признается Матвей, эта награда означала для него многое: он понял, что полезен обществу.
Реабилитацией молодых инвалидов и детей-инвалидов через спорт, через путешествия Матвей занимается уже много лет. Это огромное и благородное дело достойно всяческого уважения.
— Три года назад мы предложили правительству Москвы построить высотные тренажеры, на которых можно было бы проводить краткосрочные образовательные программы, — рассказывает Матвей. — Сейчас существует мировая тенденция — сделать воспитательно-образовательный процесс более интерактивным, когда можно что-то пощупать, самому принять участие в действии. Смысл в том, что, преодолевая такую полосу препятствий, человек приобретает новый жизненный опыт. Он учится принимать решения, бороться со страхом, взаимодействовать со своими товарищами, помогая им.
Планировалось, что Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий» под руководством Матвея Шпаро будет построен на западе Москвы, в районе Новопеределкино. Высотные тренажеры, которые имитируют трудности реального туристского похода, должны были стать основой центра. Испытать свои силы и ловкость на тренажерах мог бы каждый человек: как обладающий отменным здоровьем, так и ограниченный физическими возможностями.
— Грянувший финансовый кризис помешал нашим планам, — говорит Матвей. — Центр дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» был открыт, но не в Новопеределкине. А тренажеры мы построили в ста километрах от Москвы в Рузе осенью 2009 года.
Матвей с гордостью рассказывает о реабилитационно-тренинговой программе «Открытие» для подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
В Рузу периодически приезжают команды из коррекционных образовательных учреждений города Москвы, где обучаются ребята с ограничениями по здоровью, группы из психолого-неврологических интернатов, юные москвичи по линии окружных управлений социальной защиты населения. Здесь, преодолевая препятствия, они учатся работе в коллективе, чего им зачастую не хватает в обычной жизни. Более того, успешное выполнение упражнений возможно только в том случае, если все в команде будут работать слаженно.
Парк «Открытие» построен на территории реабилитационно-методического центра «Алмаз» Российского государственного социального университета. Тренажеры на открытом воздухе устроены таким образом, что дают возможность работать на них и детям-инвалидам. Среди постоянных участников программы «Открытие» — молодые люди от 13 до 30 лет с нарушениями слуха, зрения и с задержкой развития. Физические недостатки не мешают ребятам карабкаться по канатам и преодолевать искусственные препятствия — они помогают им прочувствовать жизнь путешественников.
Например, обучающие площадки «Создание команды» учат молодых людей взаимодействию с товарищами. Одиннадцатиметровый скалодром — это покорение высоты, где проверяются собственные силы, ловкость и выносливость. Самый сложный, пожалуй, «Рубикон» — комплекс последовательных препятствий, поднятых над землей на разные высоты — от 4,5 до 11 метров. И преодоление каждого препятствия подразумевает групповое взаимодействие, принятие решений сообща.
Пройти по бревнам, перепрыгнуть с качелей на качели, удержаться всем вместе на маленьком — полметра на полметра — деревянном пятачке… Это совсем не просто, особенно если все упражнения выполняются на высоте.
Часто дети боятся просто дотронуться друг до друга. А инструкторы, как только возможно, усложняют задачи. Например, одному-двум участникам команды завязывают глаза, связывают руки или привязывают ногу к руке, а остальные должны не только перейти на «другой берег» сами, но и переправить в целости своих «стреноженных» товарищей.
Занятия вызывают у ребят бурные эмоции. «Дети трясутся от страха, но почему-то лезут вверх. Потом, внизу, бесятся от радости — кричат, обнимаются, прыгают. Их эмоции вызывают зависть. Когда они опускаются, то готовы лопнуть от гордости и крутости. Вверху, правда, чертовски жутко», — так описывают педагоги и тренеры состояние своих учеников.
Ребята учатся не только бороться с собственными страхами, но и воспитывают в себе чувство ответственности, радость за успех команды, самостоятельность.
Как правило, в Рузу приезжают на три-пять дней. Кроме работы на тренажерах, для ребят составляется расписание групповых занятий, объединенных общей темой, например «Формула успеха».
— На самом деле, какая категория детей приезжает — не имеет значения, все занятия варьируются по сложности, — говорит Матвей Шпаро. — Для инвалидов они должны быть проще, для юных спортс-менов — сложнее, с разными физическими нагрузками. Дети пытаются найти или сформулировать свою «Формулу успеха» — те качества, которые необходимы всем нам в жизни: уметь дружить, помогать ближнему. Такие качества мы и пытаемся выработать в наших детях, «разбудить» в них доброту при помощи различных упражнений…
Тренажерный парк в Рузе оказался удивительно востребованным. Летом он стал одной из площадок III Международного фестиваля «Дети Арктики», в котором приняли участие детские делегации из стран арктических регионов России и Зарубежья. В начале октября здесь прошел спортивный фестиваль для воспитанников городских спортивных школ. А на ноябрьские каникулы в Рузу приедут подростки из московских специальных коррекционных школ и активисты школьного самоуправления.
В городе работают почти 300 коррекционных образовательных учреждений, где обучаются слабослышащие и слабовидящие дети, дети с задержкой психического развития, другими заболеваниями. Им занятия на подобных тренажерах крайне необходимы.
— За 5 дней ребята испытывают положительные эмоции, гордость за победу, а это очень важно, поскольку дает большой заряд бодрости, новое мировосприятие на всю оставшуюся жизнь, — считает Матвей Шпаро.
Идея привлечь ребят из коррекционных школ к походам и путешествиям возникла задолго до того, как был создан Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий». Как рассказывает сам Матвей, первый поход для слабослышащих ребят из Зеленограда был организован в 2000 году в карельском молодежном лагере «Большое Приключение».
Потом в лагерь приехали дети с ослабленным зрением. Например, ребенку со зрением минус 12 по медицинским показаниям не разрешается носить больше пяти килограммов. Таким детям нельзя идти в поход с тяжелыми рюкзаками и ездить на велосипедах, поэтому в «Большом Приключении» слабовидящие ребята отправляются в путешествие на катамаранах по рекам и озерам.
Сегодня «Большое Приключение» объединяет тысячи детей — как не имеющих серьезных проблем со здоровьем, так и страдающих тяжелыми заболеваниями, например ДЦП. Приключение-терапия помогает им по-новому взглянуть на жизнь. Опыт походов дает уверенность в себе, радость открытий, умение приобретать новых друзей.
Сотрудничество с коррекционными школами становилось все теснее и теснее. Из этой работы и вырос Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий». Матвею Шпаро и его коллегам стало понятно, что туристско-краеведческая работа с ребятами из таких школ — ниша абсолютно нетронутая.
Никто не мог сказать, полезно для них ходить в походы или нет, существуют ли какие-то нормативы для таких походов, сколько должно быть в группе детей, которые занимаются туризмом в школе, и так далее. По сути был вскрыт целый пласт, который, видимо, никому не был нужен или казался настолько мелким, что никто им не интересовался.
Сначала с ребятами занимались теорией, читали лекции по истории путешествий и географических открытий, потом ходили в походы, и дети были просто счастливы.
— Первое время директора школ боялись отпускать своих воспитанников в наши походы, относились к этому настороженно, ведь до нас никто этого не делал, — говорит Матвей. — Мы сейчас идем к тому, чтобы создать экспериментальную площадку, где будем рассказывать и доказывать, что такие походы не вредны, а наоборот — полезны. И это действительно так. Ведь когда ребенок идет в поход, он попадает в совершенно другой мир, где должен делать все сам. У маленького человека развивается самостоятельность, повышается самооценка, потому что в походе он начинает делать то, что в жизни никогда не делал. И если все получается — он думает о себе уже совсем по-другому.
Два года назад по инициативе «Лаборатории путешествий» столичный Департамент образования провел межрегиональную конференцию по вопросам туристско-краеведческой деятельности для коррекционных школ. Возникла необходимость поделиться наработками, обобщить опыт педагогов из других регионов. Оказалось, что существуют хорошие специалисты в разных городах, например Уфе и Санкт-Петербурге.
В этом учебном году в «Лабораторию путешествий» набрали 291 ребенка из коррекционных школ. Сделать из всех путешественников — такой задачи нет. Важно другое: чтобы ребенок попробовал новый вид деятельности, конкретно — путешествие, и понял, нравится ему это, подходит или нет. Если «да» — он остается и на второй год, и на третий.
Кроме поездок в карельский лагерь, в прошлом году впервые были организованы поездки в Крым. Четырехдневный поход от Бахчисарая до бухты Ласпи завершался восхождением на гору Куш-Кая и экскурсией в Севастополе на настоящий военный корабль.
Уже три года «Лаборатория путешествий» проводит соревнования на Кубок мэра Москвы по лыжному туризму среди воспитанников коррекционных школ. Один из призов соревнований — возможность пройти отбор в команду молодежной экспедиции «На лыжах — к Северному полюсу!», стать одним из семи молодых представителей различных российских регионов, которых Матвей Шпаро каждую весну приводит на вершину планеты.
В планах самого Матвея Шпаро — дойти в следующем году до Южного полюса. В его команде снова товарищи, испытанные в переходе через Гренландию, один из которых в обычной жизни пользуется инвалидным креслом.