Открываем эфир (CW обучение)
Повышение квалификации |
В последнее время для ускоренного обучения радистов приему на слух и передаче на ключе телеграфной азбуки все большее распространение получает новая методика, в основу которой положена система словесного выражения кода Морзе - СВКМ (см. "Радио", 1973, № 6, "Техника и вооружение", 1973, № 3).
Квалифицированное использование системы СВКМ позволяет добиться высокие результатов в подготовке радиотелеграфистов. Это, например, подтверждает опыт работы Костромской РТШ, где применяют новую методику обучения, и отзывы, поступающие из воинских частей, в которых проходят службу выпускники этой радиошколы: радиотелеграфисты, подготовленные Костромской РТШ, уже после двух месяцев службы были допущены к самостоятельному несению радиовахты.
Система СВКМ успешно применяется в Армавирской РТШ и других учебных организациях, готовящих радиотелеграфистов для службы в армии.
В 1976-1977 гг. в ряде РТШ ДОСААФ и учебных подразделений войсковых частей был проведен эксперимент, позволивший определить, как сами обучаемые оценивают, различные наборы слов - "мелодий" системы СВКМ с точки зрения лучшего их восприятия. В результате были отобраны слова, получившие наибольшее количество баллов (см. таблицу).
В отличие от набора слов - "мелодий", опубликованных в журнале "Радио" (1973, № 6), здесь произведены незначительные изменения в соответствии с принципами построения системы словесного выражения кода Морзе (СВКМ), сущность которой, напомним, заключается в следующем:
- комбинации длинных и коротких звуковых импульсов (точек и тире), образующие знаки кода Морзе, обозначаются комбинациями слогов одного из знакомых слов русского языка. Это слово должно начинаться с той буквы, которой оно трансформируется в код Морзе, либо отражать смысл обозначаемого знака (для цифр, мягкого, разделительного и т. п. знаков);
- количество слогов в этом слове должно быть равно количеству звуковых импульсов (точек и тире), комбинации которых образуют знаки азбуки кода Морзе;
- слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, должны соответствовать тире, а все остальные слоги и слог ай - точке;
- для придания ритмической структуры, отражающей ритмическую структуру знаков кода Морзе на все слоги, содержащие гласные а, о, ы (за исключением слога ай), т. е. на слоги, обозначающие тире, всегда ставится ударение вне зависимости от того ударения, которое обычно ставится в выбранном слове. Все остальные слоги - безударные.
Методика ускоренного обучения радиотелеграфистов с помощью системы СВКМ не сложна. При разучивании графического обозначения знаков кода Морзе обучаемому нужно запомнить набор слов, обозначающих знаки кода, и правила построения системы СВКМ. Затем, в соответствии с этими правилами, поставить над слогами, в состав которых входят гласные а, о, ы, тире (-), а над остальными слогами - точку (.). Например: Д - домики (до-ми-ки). При приеме на слух комбинации звуковых импульсов сопоставляются со слогами выбранного слова и записывается первая буква этого слова.
При передаче на ключе обучаемый мысленно произносит слово, обозначающее передаваемый знак, и синхронно с произношением манипулирует телеграфным ключом. Например, при передаче знаков Д обучаемый произносит до-ми-ки и синхронно с произношением манипулирует ключом.
Следует еще раз заметить, что знание обучаемым принципов построения системы СВКМ позволяет ему осмысленно и активно применять набор слов - "мелодий" при разучивании азбуки кода Морзе, при выработке навыков скоростного приема и передачи сигналов по этому коду.
Буквы и цифры | Словесное обозначение | Слоговое обозначение | Код Морзе |
А | айда | ай-да | .- |
Б | баки текут | бa-ки-те-кут | -... |
В | видала | ви-да-ла | .-- |
Г | гаражи | га-ра-жи | --. |
Д | домиики | до-ми-ки | -.. |
Е | есть | есть | . |
Ж | железисто | же-ле-зи-сто | ...- |
З | закатики | за-ка-ти-ки | --.. |
И | иди | и-ди | .. |
Й | йесна пара | йес-на-па-ра | .--- |
К | как же так | как-же-так | -.- |
Л | лунатики | лу-на-ти-ки | .-.. |
М | мама | ма-ма | -- |
Н | номер | но-мер | -. |
О | около | о-ко-ло | --- |
П | пила поет | пи-ла-по-ет | .--. |
Р | решает | ре-ша-ет | .-. |
С | синее | си-не-е | ... |
Т | так | так | - |
У | унесла | у-не-сла | ..- |
Ф | филимончик | фи-ли-мон-чик | ..-. |
Х | химичите | хи-ми-чи-те | .... |
Ц | цапли наши | ца-пли-на-ши | -.-. |
Ч | чаша тонет | ча-ша-то-нет | ---. |
Ш | шаровара | ша-ро-ва-ра | ---- |
Щ | ща вам не ша | ща-вам-не-ша | --.- |
Ь | то мягкий знак | то-мяг-кий-знак | -..- |
Ы | ы не надо | ы-не-на-до | -.-- |
Э | элероники | э-ле-ро-ни-ки | ..-.. |
Ю | юлиана | ю-ли-а-на | ..-- |
Я | я мал, я мал | я-мал-я-мал | .-.- |
Рзд | разделите-ка | ра-зде-ли-те-ка | -...- |
1 | и только одна | и-то-лько-о-дна | .---- |
2 | две не хорошо | две-не-хо-ро-шо | ..--- |
3 | три тебе мало | три-те-бе-ма-ло | ...-- |
4 | четверите-ка | че-тве-ри-те-ка | ....- |
5 | пятилетие | пя-ти-ле-ти-е | ..... |
6 | по шести бери | по-ше-сти-бе-ри | -.... |
7 | да, да семери | да-да-се-ме-ри | --... |
8 | восьмого иди | во-сьмо-го-и-ди | ---... |
9 | нона нонами | но-на-но-на-ми | ----. |
0 | ноль то около | ноль-то-о-ко-ло | ----- |
РАДИО N1 12, 1977 г., с.46.
http://www.ur4nww.narod.ru/discovery/a2.htm