Открываем эфир (CW обучение)

Повышение квалификации

alt

В последнее время для ускоренного обучения радистов приему на слух и передаче на ключе телеграфной азбуки все большее распространение получает новая методика, в основу которой положена система словесного выражения кода Морзе - СВКМ (см. "Радио", 1973, № 6, "Техника и вооружение", 1973, № 3).
  Квалифицированное использование системы СВКМ позволяет добиться высокие результатов в подготовке радиотелеграфистов. Это, например, подтверждает опыт работы Костромской РТШ, где применяют новую методику обучения, и отзывы, поступающие из воинских частей, в которых проходят службу выпускники этой радиошколы: радиотелеграфисты, подготовленные Костромской РТШ, уже после двух месяцев службы были допущены к самостоятельному несению радиовахты.
  Система СВКМ успешно применяется в Армавирской РТШ и других учебных организациях, готовящих радиотелеграфистов для службы в армии.

В 1976-1977 гг. в ряде РТШ ДОСААФ и учебных подразделений войсковых частей был проведен эксперимент, позволивший определить, как сами обучаемые оценивают, различные наборы слов - "мелодий" системы СВКМ с точки зрения лучшего их восприятия. В результате были отобраны слова, получившие наибольшее количество баллов (см. таблицу).
  В отличие от набора слов - "мелодий", опубликованных в журнале "Радио" (1973, № 6), здесь произведены незначительные изменения в соответствии с принципами построения системы словесного выражения кода Морзе (СВКМ), сущность которой, напомним, заключается в следующем:
- комбинации длинных и коротких звуковых импульсов (точек и тире), образующие знаки кода Морзе, обозначаются комбинациями слогов одного из знакомых слов русского языка. Это слово должно начинаться с той буквы, которой оно трансформируется в код Морзе, либо отражать смысл обозначаемого знака (для цифр, мягкого, разделительного и т. п. знаков);
- количество слогов в этом слове должно быть равно количеству звуковых импульсов (точек и тире), комбинации которых образуют знаки азбуки кода Морзе;
- слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, должны соответствовать тире, а все остальные слоги и слог ай - точке;
- для придания ритмической структуры, отражающей ритмическую структуру знаков кода Морзе на все слоги, содержащие гласные а, о, ы (за исключением слога ай), т. е. на слоги, обозначающие тире, всегда ставится ударение вне зависимости от того ударения, которое обычно ставится в выбранном слове. Все остальные слоги - безударные.
  Методика ускоренного обучения радиотелеграфистов с помощью системы СВКМ не сложна. При разучивании графического обозначения знаков кода Морзе обучаемому нужно запомнить набор слов, обозначающих знаки кода, и правила построения системы СВКМ. Затем, в соответствии с этими правилами, поставить над слогами, в состав которых входят гласные а, о, ы, тире (-), а над остальными слогами - точку (.). Например: Д - домики (до-ми-ки). При приеме на слух комбинации звуковых импульсов сопоставляются со слогами выбранного слова и записывается первая буква этого слова.
  При передаче на ключе обучаемый мысленно произносит слово, обозначающее передаваемый знак, и синхронно с произношением манипулирует телеграфным ключом. Например, при передаче знаков Д обучаемый произносит до-ми-ки и синхронно с произношением манипулирует ключом.
  Следует еще раз заметить, что знание обучаемым принципов построения системы СВКМ позволяет ему осмысленно и активно применять набор слов - "мелодий" при разучивании азбуки кода Морзе, при выработке навыков скоростного приема и передачи сигналов по этому коду.

Буквы и цифры Словесное обозначение Слоговое обозначение Код Морзе
А айда ай-да .-
Б баки текут бa-ки-те-кут -...
В видала ви-да-ла .--
Г гаражи га-ра-жи --.
Д домиики до-ми-ки -..
Е есть есть .
Ж железисто же-ле-зи-сто ...-
З закатики за-ка-ти-ки --..
И иди и-ди ..
Й йесна пара йес-на-па-ра .---
К как же так как-же-так -.-
Л лунатики лу-на-ти-ки .-..
М мама ма-ма --
Н номер но-мер -.
О около о-ко-ло ---
П пила поет пи-ла-по-ет .--.
Р решает ре-ша-ет .-.
С синее си-не-е ...
Т так так -
У унесла у-не-сла ..-
Ф филимончик фи-ли-мон-чик ..-.
Х химичите хи-ми-чи-те ....
Ц цапли наши ца-пли-на-ши -.-.
Ч чаша тонет ча-ша-то-нет ---.
Ш шаровара ша-ро-ва-ра ----
Щ ща вам не ша ща-вам-не-ша --.-
Ь то мягкий знак то-мяг-кий-знак -..-
Ы ы не надо ы-не-на-до -.--
Э элероники э-ле-ро-ни-ки ..-..
Ю юлиана ю-ли-а-на ..--
Я я мал, я мал я-мал-я-мал .-.-
Рзд разделите-ка ра-зде-ли-те-ка -...-
1 и только одна и-то-лько-о-дна .----
2 две не хорошо две-не-хо-ро-шо ..---
3 три тебе мало три-те-бе-ма-ло ...--
4 четверите-ка че-тве-ри-те-ка ....-
5 пятилетие пя-ти-ле-ти-е .....
6 по шести бери по-ше-сти-бе-ри -....
7 да, да семери да-да-се-ме-ри --...
8 восьмого иди во-сьмо-го-и-ди ---...
9 нона нонами но-на-но-на-ми ----.
0 ноль то около ноль-то-о-ко-ло -----

РАДИО N1 12, 1977 г., с.46.

http://www.ur4nww.narod.ru/discovery/a2.htm