О санитарных нормах

Юридические аспекты

ВЫСТУПЛЕHИЕ HА СОВЕТЕ ЛРУ

20.11.99 г.                                           гор.Киев

Мне было поручено подготовиться и выступить на Совете по вопросу

Государственных санитарных норм и правил и о рекомендуемом порядке

взаимоотношений владельцев ЛРС с органами санитарно-эпидемиологической

службы МОЗ Украины.

Вначале давайте остановимся на второй части рассматриваемого вопроса.

Прежде чем идти на контакт с соответствующими органами, необходимо изучить

санитарные нормы и Правила. Дело в том, что в Правилах (которых глубоко не

знают сами работники санитарных служб) определен перечень ответственных за

их соблюдение, а также субъекты излучения. Внимательно изучив Правила, Вы

убедитесь, что к ЛРС относятся только требования по ГДР ЕМП и ответственности

за их выполнение. Следует знать, что настоящие Правила являются полной копией

"Временных  санитарных норм и Правил защиты населения от воздействия электро-

магнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами" СССР 1989 года.

Сделан дословный перевод правил на украинский язык с расширением перечня вла-

дельцев средств излучения и с частичным изменением требований на допустимые

уровни ЭМП (в сторону их ужесточения) с явными табличными противоречиями и

правками, которые касаются только сферы административного деления бывшего СССР

и Украины.

В Правилах указаны шесть документов СССР (1985, 1987, 1988, 1990 г.г.), кото-

рые действуют до их переиздания в Украине.

 

***   Обстоятельства заставили Вас идти в местную санэпидстанцию.

1. Вы должны быть абсолютно уверены, что ГДР ЕМП Вашей радиостации находятся

в границах норм Правил.

2. Имейте с собой экземпляр Правил с пометками в тексте, на которых мы остано-

вимся ниже.

3. Обязательно возьмите с собой Разрешение на Вашу ЛРС.

4. В начале беседы попросите Правила.

5. Попросите показать Вам с кем (заинтересованные Министерства и ведомства) сог-

ласованы Правила. Скорее всего показать Вам этого не смогут.

6. Попытайтесь доказать свою позицию, достав свой экземпляр Правил с пометками

в тексте.

7. При невосприятии Ваших пояснений, покажите Ваше разрешение Укрчастотнагляда

на эксплуатацию радиостанции, которое выдано последним в соответствие с Поста-

новлением КабМина Украины от 19.3.97 г. N 239.

8. Предложите все вопросы, касающиеся Вашей радиостанции, решать с соответству-

ющей ГИЭ.

9. В заключении беседы заявите, что в противном случае Вы будете вынуждены от-

стаивать свои интересы в суде.

   Смею Вас заверить, что это не рекомендация к шантажу, а юридически прокон-

сультированное мнение юристов. Ваше дело безусловно выигрышное.

 

 

   Теперь рассмотрим Правила в той их части, которая требует доказательств.

(Разделы единиц измерений и методов контроля сомнений не вызывают и доказа-

тельств не требуют.)

 

 

 

ДЕРЖАВHІ САHІТАРHІ HОРМИ І ПРАВИЛА ЗАХИСТУ HАСЕЛЕHHЯ ВІД ВПЛІВУ

ЕЛЕКТРОМАГHІТHИХ ВИПРОМІHЮВАHЬ

Затверджено Hаказом Міністерства охорони здоров'я України від 01.08.96 N239

Зареєстровано в Міністерстві юстіції України  29.08.96 N 488/1513

 

Во вводной части Правил даны определения, что к источникам электромагнитного

излучения относятся радио-, телевизионные и радиолокационные станции различно-

го предназначения, которые работают в полосе радиочастот и воздушные высоко-

вольтные линии электропередач и электрические подстанции.

 

Мы будем рассматривать часть 1 Правил, где речь идет об электромагнитных полях,

создаваемых средствами, которые используют полосы радиочастот.

 

Пункт 1.1.1. Правила захисту населення від впливу ЕМП, що створюються радіо-

технічними об'єктами, надалі РТО визначають гігіїнічні вимоги до передавальних

радіо-, телевізійних станцій та інших об'єктів, які випромінюють електромагніт-

ну енергію в навколишне середовище. Правила пошірюються на існуючу  ж і т л о-

в у  забудову, що проектується і споруджується, окремі  ж и т л о в і, громад-

ськіі виробничі будинки різного відомчого підпорядкування, місця масового від-

починку населення, які розміщуються в районах  р о з т а ш у в а н н я  як дію-

чих Р  Т  О, так і тих, що проектуються і споруджуіться.

 

Пункт 1.1.2. определяет ответственных за соблюдение Правил ("відповідальність

покладається на міністерства, відомства, установи, організації, підприємства,

кооперативи та інші юридичні особи і  ф і з и ч н и х  о с і б" ), а также

определяет субъекты излучающие электромагнитную энергию, "які експлуатують, ре-

конструюють або проектують на території України  Р Т О, чи  о к р е м і  п е -

р е д а в л ь н і  п р и с т р о ї, що випромінюють електромагнітну енергію".

 

Данное положение однозначно определяет любую ЛРС Украины, как "о к р е м і й

п е р е д а в а л ь н і й   п р и с т р о й".

В подтверждение правильности данного определения субъектов излучения достаточно

посмотреть каким образом ITU (Международный Союз Электросвязи, членом которого

является Украина) определяет понятие РТО, к которому отдельные "ретивые" испол-

нители санитарных служб пытаются отнести любительские радиостанции.

 

РАДИОТЕХHИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ  -

************************

С о в о к у п н о с т ь  систем передающих (приемных) радио-, телевизионных,

радиолокационных (обнаружения, сопровождения, наведения, навигации, метеоро-

логии), станций космической связи, радиоастрономии и других систем специального

предназначения расположенных на одной технической территории.

(Ведомости резолюций, дополнений и изменений. Резолюция 1162 - Термины и сокра-

щения, п.11) Международный Союз Электросвязи (ITU), Женева 1994 г.

 

Таким образом владелец единичного средства ("окремого передавального пристроя", излучающего электромагнитную энергию не относится к понятию РАДИОТЕХHИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ.

 

 

Пункт 1.1.3. Контроль за дотриманням Правил покладаеться на органи і установи

санітарно-епідеміологічної служби МОЗ України.

 

Пункт 1.1.4. Встановлені Правилами гранично допустимі рівні, надалі ГДР, ЕМП

поширюються на діапазон частот 30 кГц - 300 ГГц (табл. 1.1).

 

Пункт 1.1.5. При недотриманні Правил можуть створюватись умови, при яких насе-

лення зазнае шкідливого впливу ЕМП. З метою попередження шкідливого впливу ЕМП

радіочастот встановлюються їх ГДР і гігіїнічні вимоги до розміщення РТО і тери-

торій, призначених для забудови. Основні положення цих вимог викладені в Пра-

вилах.

 

В пунктах 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. даны единицы измерений ЭМП и номенклатура диа-

пазонов частот по диапазонам. К слову говоря, опять таки определенные Регламен-

том радиосвязи ITU, принятым МККР (Международный Консультатиный Комитет).

Частоты службы любительской радиосвязи расположены в диапазонах NN 6 (от 300 до

3000 кГц), 7 (от 3 до 30 МГц), 8 (от 30 до 300 МГц), 9 (от 300 до 3000 МГц).

 

В пунктах 1.3.1., 1.3.2., 1.3.3., 1.3.4 определены гранично допустимые уровни

ЭМП для населения, которые сведены в таблицы 1.2 - 1.4.

 

 

Особо следует обратить внимание на раздел 1.4." Вимоги до розміщення РТО і

організаціїїх санітарно-захисних зон і зон обмеження забудови".

Речь идет, опять таки о РТО, определение которого мы уже уяснили.

 

Так в пункте 1.4.1. Правил речь идет о мощности  п е р е д а т ч к о в, а н -

т е н н а х.

 

Пункт 1.4.2. следует иметь ввиду при отстаивании своих интересов, так как даже

для РТО "В окремих випадках допускається розміщення антен передавальних радіо-

технічних засобів на дахах  ж и т л о в и х,  г р о м а д с к и х  та  інших

будинків, а також  п е р е д а в а ч і в  на дахах нежитлових виробничих бу-

динків за умови дотримання вимог п.1.3." (Гранично допустимі рівні ЕМП).

 

В пункте 1.4.3. Правил речь идет о  т е х н и ч е с к о й  т е р р и т о р и и

РТО, которая оборудуется в соответствии со строительными нормами и правилами.

 

В пункте 1.4.4. Правил речь идет об установлении санитарно-защитной зоны и зо-

ны ограничения строительства.

 

Пункт 1.4.6. Санітарно-захісна зона встановлюється з урахуванням перспективного

розвитку РТО. Віддалення меж відраховується від основи антени. Використання са-

нітарно-захисних зон регламентується "Санітарними нормами проектування  п р о -

м и с л о в и х  п і д п р ієм с т в" (СHІП 2.07.01-89).

 

В пункте 1.6.8. Правил речь идет о мощности  к а ж д о г о  п е р е д а т ч и-

к а  и их  к о л и ч е с т в е, о типе  к а ж д о й  антенны, о высоте размеще-

ния фазового центра  к а ж д о й  антенны.

 

 

Думаю, что приведенных выше выдержек из Правил, вполне достаточно для доказа-

тельства того, что термин РТО, примененный в Правилах, полностью отвечает поня-

тию РТО заложенному в определении ITU и не относится к "окремому передавальному

пристрою" т.е. ЛРС.

 

В разделе 1.6. изложены методы контроля уровней электромагнитных полей в окружа-

ющей среде.

 

Особо хочу остановиться на вопросе, так называемой, паспортизации средств излу-

чающих электромагнитную энергию.

 

Рассмотрим п.1.6.8." Кожен РТО (а не окремі передавальні пристрої [п.1.1.2.]),

який випромінює в навколишне середовище електромагнітну енергію, повинен мати

санітарний паспорт, що містить такі дані:

* найменування;

* адресу;

* рік введення в експлутацію;

* відомості про реконструкцію;

* ситуаційний план з позначенням меж санітарно-захисної зони і зони обмеження

  забудови;

* потужність кожного передавача іїх кількість;

* місця розміщення антен і напрямки їх випромінювання;

* тип кожної антени;

и т.д., всего 22 пункта, включая и такой пункт как " час і режим роботи на

випромінювання" (Смешно читать, т.к. это идет в полное противоречие с требова-

ниями "Регламента аматорського радiозв'язку України").

В пункте 1.6.9. речь идет о "журнале-додатке до санітарного паспорта", который

имеет шесть пунктов, в т.ч. и такой, как "дата державного обліку об'екта.

 

Спрашивается какое отношение имеет все это к любительским радиостанциям?

 

Когда даже для РТО "Санітарний паспорт складається по  з а м о в л е н н ю  ад-

міністрації РТО установами санітарно-епідеміологічної служби, що  п р о й ш л и

атестацію по фізичним факторам у Комітеті з питань гігіїнічного регламентуван-

ня МОЗ України, пiдписується адміністраціею РТО та представникамі санітарно-

епідеміологічної служби" (п.1.6.10).

 

Таким образом требования " Державніх санітарніх норм і правил захисту населення

від впливу електромагнітних випромінювань", Київ-1996 не могут быть отнесены в

полном объеме как к юридическому, так и к физическому лицу, владеющему единичным

средством связи, за исключением требований на гранично-допустимые уровни  излу-

чения электромагнитной энергии радиочастот и ответственности за соблюдение Пра-

вил юридическими и физическими лицами, эксплуатирующими отдельные передающие

устройства, излучающие электромагнитную энергию (пункт 1.1.2. Правил).

 

Требования по учету и регистрации, наличия санитарного паспорта относятся к радиотехническому объекту (РТО).

 

Hе смею утверждать однозначно, но в тех организациях различного подчинения, где

предоставилась возможность держать в руках данные Правила, мне не смогли

показать листа согласований. Его скорее всего просто нет!

 

"Державні санітарні норми і правила захисту населення від впливу  електромагніт-

них випромінювань" исполнены с нарушением процедуры создания нормативных доку-

ментов. Отсутствуют согласования с заинтересованными министерствами и ведомс-

твами.

 

Буквально несколько слов о таблицах Правил, касающихся ГДР ЕМП.

 

Согласно Правил напряженность поля определяется в вольтах на метр - (В/м) для

5 - 8 диапазонов частот (Розділ 1., п.1.2.2.) и в ваттах на квадратный метр -

Вт/м кв. (1 Вт/м кв.= 0.1 мВт/см кв.= 100 мкВт/см кв.) для 9 - 11 диапазонов

(Розділ 1.,п.1.2.3.).

Предельно допустимые уровни ЭМП определены в Таблице 1.2 для 5, 6 и 8 диапазо-

нов частот и в Додатке N 3 для 7 диапазона частот.

 

Таблица 1.2 Правил (ГДР ЕМП) исключает нижнюю и включают верхнюю границу час-

тот. Так в 6 диапазоне верхняя частота (3 МГц) предусматривает ГДР - 15 В/м.

В тоже время в Додатке N 3 частота 3 МГц предусматривает ГДР - 6.0 В/м ?

(см. первую строку таблицы). Так 15 В/м или 6 В/м???

В аналогичной таблице союзных Правил 1989 г., которые и переведены на украинский

язык, 6 диапазон - 15 В/м (и у нас 15 В/м), 7 диапазон - 10 В/м ( у нас  появля-

ется формула - 3 lg \ В/м  дод.N 3), 8 диапазон - 3 В/м (и у нас  3 В/м).

Проанализируем таблицы на примере хотя бы двух, трех частот. Частота 222 МГц.

Таблица 1.2 - 3 В/м. Табл. Додаток N 2 - 2.1 В/м. Логично, т.к. в таблице Дода-

ток N 2 речь идет о телепередатчиках, а это уже (как правило) киловатные мощности.

Частота 30.0 МГц. Табл.1.2 - (8 диапазон 30 - 300 МГц)- 3 В/м  Додаток N 3 -

3.0 В/м.

Частота 58.0 МГц. (2-ой телевизионный канал) Табл.1.2 -(8 диапазон 30 - 300 МГц)

- 3 В/м. Таблица Додаток N 2 - 4.6 B/м, а это киловатные мощности???

Сравним табличные данные для частоты 29.0 МГц ( 3 В/м ) и частоты 58.0 МГц

(4.6 В/м)??? в то время, как частота в 2 раза выше и это второй телевизионный

канал (киловаты)!?!

 

Основная гамма средств радиосвязи, используемая отдельными физическими лицами,

на УКВ имеет выходную мощность до 5 ватт.

Приведенные в Правилах методики расчетов и измерениий уровней ЭМП при такой

мощности, даже при наличии направленных антенн с достаточным усилением не могут

создать ЭМП, выходящего за пределы ГДР.

 

Владельцы индивидуальных средств радиосвязи всех видов имеют разрешения на

эксплуатацию, выданные Укрчастотонаглядом (выдачу производят областные ДІЕ).

 

Укрчастотнагляд в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины

от 19.03.97 г. N 239 ("Про спеціально уповноважені органи з питань прісвоєння

радіочастот, позивних сигналів, оформлення відповідних дозвілів на виготовлен-

ня,реалізацію (продаж), використання радіоелектронних засобів на території

Украіни, ввезення іх з-за кордону та державного нагляду за їх роботою"), выдает

разрешения только на те радиоэлектронные средства, которые отвечают техничес-

ким требованиям, стандартам и Санитарным нормам на данные средства в Украине.

 

                    Секретарь Исполкома ЛРУ       В.Вакатов (UT1WA)