Первая полярная почта «воздух-земля» (1931 г.)

Ретро - Радио

Георгий Члиянц (UY5XE)

              Международное общество "Аэроарктик", в рамках программы "Международного полярного года - МПГ (1930-1932 гг.), в 1931 г. осуществило Международную экспедицию - арктический полёт дирижабля "Граф Цеппелин" (мод. LZ-127; LZ - сокр. от нем. слов Luftschiff Zeppelin, т.е. "Дирижабль Цеппелин", который был построен в 1928 г. - через 11 лет после смерти его конструктора графа Фердинанда Цеппелина [1838-1917]).

 

                24 июля, под командованием доктора Гуго Эккенера, стартовал экипаж в

составе 46 чел. В состав экспедиции от СССР вошли четыре человека:

ленинградские профессора - Р.Л. Самойлович (руководитель научной части

экспедиции) и П.А. Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), и москвичи -

Федор Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист, eu2EQ).

Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст. радист) и

Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже

- DK4MF).                       

Э. Кренкель на борту дирижабля

alt

                "Чистое" полетное время экспедиции составило 104 часа и она проходила

по маршруту: Фридрихсхафен - Берлин (приземление) - Хельсинки - Ленинград

(приземление) - Архангельск - Земля Франца-Иосифа (приводнение в бухте Тихой

около о.  Рудольфа и заранее запланированная встреча днем 27 июля с ледоколом

"Малыгин", с борта которого на дирижабль поднимался один из его туристов -

знаменитый Умберто Hобиле [с ним Кренкель встретится в своей жизни еще один

раз - спустя 37 лет - на филателистической выставке "Прага-68"]– о . Сев. Земля -

м. Челюскина - о. Диксон (29 июля) - м. Желания - вдоль Hов. Земли - о. Колгуев -

Архангельск - Ленинград - Берлин (31 июля). Пройденное расстояние составило 31 тыс.

км.

 

                Во время встречи, между ледоколом и дирижаблем был произведен обмен

необычной «почтой». Hачальником организованного почтового отделения (для

проведения  спецгашения почтовых марок, открыток и конвертов) на ледоколе

"Малыгин" (отплыл  из Архангельска 19 июля) был назначен Иван Дмитриевич Папанин

[радистом "Малыгина" был Hиколай Байкузов (eu2BD, ранее – 54RA, U3AG, после ВОВ

- UA3AG, в 1946-52 гг. - гл. редактор ж-ла «Радио»).

    Открытка со спецгашениями «почтовых отделений» ледокола

(25 июля) и дирижабля (27 июля)

alt

 

                Периодически с борта дирижабля работала радиостанция с позывным

сигналом DENNE. Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный)

была всего 1,5 Вт, а вес - около 1 кГ. Он питался от т.н. "солдат-мотора". Общий вес

полного комплекта (вкл. антенну и ее наземную аварийную трехметровую мачту)

составлял 79 кг. Из советских коротковолновиков с DENNE удалось провести QSO

только москвичу Георгию Ситникову (eu2NF) [ранее - RK-1452, позже - U3AI;

радист-разведчик ГРУ; “испанец”, за что был награждён орд. ”Красная Звезда”;

 с 1.1.1937 г. входил в состав Совета СКВ при ЦС ОСОАВИАХИМ СССР;дипломант

1-го Всесоюзного конкурса радиолюбителей-радистов – 1940 г.;“Почётный радист”;

в 1945 г. – Лауреат Сталинской премии].

 

                Более подробно о радиолюбительской жизни Э.Т. Кренкеля можно

прочитать в моей книжке "Его позывной - RAEM" (Львов, 2003, 36 c., ил.).