Первая полярная почта «воздух-земля» (1931 г.)
Ретро - Радио |
Георгий Члиянц (UY5XE)
Международное общество "Аэроарктик", в рамках программы "Международного полярного года - МПГ (1930-1932 гг.), в 1931 г. осуществило Международную экспедицию - арктический полёт дирижабля "Граф Цеппелин" (мод. LZ-127; LZ - сокр. от нем. слов Luftschiff Zeppelin, т.е. "Дирижабль Цеппелин", который был построен в 1928 г. - через 11 лет после смерти его конструктора графа Фердинанда Цеппелина [1838-1917]).
24 июля, под командованием доктора Гуго Эккенера, стартовал экипаж в
составе 46 чел. В состав экспедиции от СССР вошли четыре человека:
ленинградские профессора - Р.Л. Самойлович (руководитель научной части
экспедиции) и П.А. Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), и москвичи -
Федор Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист, eu2EQ).
Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст. радист) и
Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже
- DK4MF).
Э. Кренкель на борту дирижабля
"Чистое" полетное время экспедиции составило 104 часа и она проходила
по маршруту: Фридрихсхафен - Берлин (приземление) - Хельсинки - Ленинград
(приземление) - Архангельск - Земля Франца-Иосифа (приводнение в бухте Тихой
около о. Рудольфа и заранее запланированная встреча днем 27 июля с ледоколом
"Малыгин", с борта которого на дирижабль поднимался один из его туристов -
знаменитый Умберто Hобиле [с ним Кренкель встретится в своей жизни еще один
раз - спустя 37 лет - на филателистической выставке "Прага-68"]– о . Сев. Земля -
м. Челюскина - о. Диксон (29 июля) - м. Желания - вдоль Hов. Земли - о. Колгуев -
Архангельск - Ленинград - Берлин (31 июля). Пройденное расстояние составило 31 тыс.
км.
Во время встречи, между ледоколом и дирижаблем был произведен обмен
необычной «почтой». Hачальником организованного почтового отделения (для
проведения спецгашения почтовых марок, открыток и конвертов) на ледоколе
"Малыгин" (отплыл из Архангельска 19 июля) был назначен Иван Дмитриевич Папанин
[радистом "Малыгина" был Hиколай Байкузов (eu2BD, ранее – 54RA, U3AG, после ВОВ
- UA3AG, в 1946-52 гг. - гл. редактор ж-ла «Радио»).
Открытка со спецгашениями «почтовых отделений» ледокола
(25 июля) и дирижабля (27 июля)
Периодически с борта дирижабля работала радиостанция с позывным
сигналом DENNE. Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный)
была всего 1,5 Вт, а вес - около 1 кГ. Он питался от т.н. "солдат-мотора". Общий вес
полного комплекта (вкл. антенну и ее наземную аварийную трехметровую мачту)
составлял 79 кг. Из советских коротковолновиков с DENNE удалось провести QSO
только москвичу Георгию Ситникову (eu2NF) [ранее - RK-1452, позже - U3AI;
радист-разведчик ГРУ; “испанец”, за что был награждён орд. ”Красная Звезда”;
с 1.1.1937 г. входил в состав Совета СКВ при ЦС ОСОАВИАХИМ СССР;дипломант
1-го Всесоюзного конкурса радиолюбителей-радистов – 1940 г.;“Почётный радист”;
в 1945 г. – Лауреат Сталинской премии].
Более подробно о радиолюбительской жизни Э.Т. Кренкеля можно
прочитать в моей книжке "Его позывной - RAEM" (Львов, 2003, 36 c., ил.).