Сейчас он коротковолновик со стажем...
Ретро - Радио |
Б.Попов. Скалолаз
Во времена пика радиохулиганства в эфире на средних волнах, это год 1968, Государственная инспекция электросвязи (ГИЭ) "зарылась" в выявлении "незаконно работающих передатчиков" в городе и области.
Чтобы как-то разгрести эту работу, стали привлекать на общественных началах через радиоклуб нашего брата, радиолюбителей.
Скажу прямо - приятного в этом было мало, потому, что душой-то мы были родственны от эфира с радиохулиганами-шарманщиками.
Ну, как говорится, поручили - выполняй, и качественно.
Село Новая-Малышка давно было в центре внимания радиоконтрольного центра. Активность работы оттуда "шарманщика" с позывным "Рассвет" вызывала известное беспокойство (недовольство) властей прежде всего из-за того, что он часами крутил в эфир... песни В.Высоцкого! Да, именно такое негативное отношение было официальной общественности к этому барду, который "не спросясь осмелился высмеивать советский образ жизни" и всё такое.
Более того, сигнал в эфире этого вещателя был очень качественный и он не ругался матом в микрофон.
Несколько раз пеленгирующая рабочая бригада ГИЭ заезжала в этот населённый пункт и всё безрезультатно. Как только автомобиль въезжал в деревню - передача в эфир аккуратно прекращалась.
Из дома, в городе, конечно я слышал работу этого передатчика и даже с завидной аккуратностью записывал на магнитофон песни-хиты В.Высоцкого: "Скалолазка моя", "Песня о друге", "Вершина", "А на нейтральной полосе цветы" и т.д.
В том возрасте я не очень разбирался в психологии советского строя, но понимал, что этот человек пел искренно и по-мужски честно, в чём сомнений у меня на это счёт не возникало.
Сборная бригада из работников ГИЭ, милиция и я (бедный радиолюбитель) сидим в машине, в лесочке недалеко от села Новая-Малышка и терпеливо ждём, покручивая приёмник ВЭФ, контролируя когда же в эфире появится нарушитель Закона.
Ну вот послышалось:
- Всем. Здесь станция "Рассвет"! - и зазвучала песня (как сейчас помню) "Про Кука".
- Поехали! - скомандовал мент, нарочито напевая слова этой известной песни.
Зачем въезжать в село на авто? - подумал я. Ведь опять "свои" люди предупредят оператора, что пожаловали гости. Можно было тихо войти в село пешком с пеленгатором и отработать объект.
Нет, ничего я не предложу этим "охотникам" с горящими глазами. Пусть всё будет, как есть. Прости меня, Володя!
Вещание незаконно работающего передатчика прекратилось вовремя, как только мы пересекли границу села. Всё правильно, подумал я, дураков - нет.
Машина остановилась, все помрачнели и начали ругаться друг на друга, выискивая крайнего.
Вдруг, как по команде, не сговариваясь, все участнички облавы повернулись ко мне и заявили:
- Ну что, радиолюбитель, покажи нам, что ты в этом разбираешься, для чего тебя взяли-то, и, вообще, пока не найдём передатчик - никуда отсюда не уедем!
Всё, подумал я, стыдуха. Из радиолюбителя превратился в "мусора"...
- Ну что, - прервали мои молодые мысли, - делать-то будем?
- Ладно, - говорю, - сидите в машине, а я один пойду по улицам присматриваться по дворам.
Лёгкая прохлада страха при этом прикоснулась к моей спине. А вдруг жители меня "вычислят" и одного, как отставшего от бригады, уделают возле каких-нибудь ворот?
Иду по единственной улице села, смотрю на палки телевизионных антенн и ничего подозрительного не наблюдаю. В конце села мальчик ехал на велосипеде. Остановив его, я похвалил их чистое село на краю берёзовой рощи и, между прочим, спрашиваю:
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Скалолазом! - не задумываясь выпалил мальчуган.
- Может ты и песню знаешь про скалолаза, а? - сообразив, спрашиваю его.
- А зачем знать все эти песни? - завёлся юный скалолаз. - Вон у дяди Юры сколько магнитофонных плёнок про Высоцкого!
- А где живёт этот хороший дядя Юра? - cпрашиваю.
- Вон – там!
Всё выглядело официально: понятые, протокол, слёзы и причитания хозяйки.
Дядя Юра оказался мужчиной лет тридцати, разговорчивый и спокойный. Держался на удивление достойно. Но передатчика, самой "шарманки", как вещественное доказательство для протокола, так и не нашли.
Перерыли всё. Нашли магнитофон "Комета", радиоприёмник "Балтика" и кучу аудиокассет с плёнками. Из них почти все с записями концертов В.Высоцкого, причём очень высокого качества.
- Где "шарманка"?
Вопрос завис.
Испытывая нескрываемое уважение к этому радиохулигану, познания в радиотехнике которого были вне всяких похвал, ситуация заставляла меня приступить к поиску улики, как посланного моим радиоклубом.
Обследовав ламповый радиоприёмник хозяина, я нашёл три провода (анод, накал и общий), идущие в окно. Причём, контакт этих проводов осуществлялся со схемой приёмника посредством трёх канцелярских кнопок воткнутых в деревянный корпус приёмника снизу и тремя гвоздями на соответствующем расстояния вбитых в стол, на котором, собственно, и стоял приёмник, обеспечивая электрический контакт. Снизу крышки стола выступающие гвозди были подключены к трём проводам, идущим через окно наружу дома. Таким образом, в любой момент достаточно было убрать приёмник-модулятор со стола и электрическая связь с этим ... , при необходимости, оперативно прерывалась.
Но где же находится это - та самая "шарманка" или, точнее, ламповый ВЧ-генератор на средние волны с громким названием "незаконно работающий передатчик"?
Ага, вот она, антенна - провод идущий вдоль забора по периметру двора, и заходит в ... скворечник!
Скворечник, без его обитателей, с "шарманкой" внутри, был снят и разобран. Это конец. С конфискацией!
В бригаде заметно оживление, ведь дело - сделано. А я приуныл.
Всё изымаемое по протоколу собрано в одну кучу для погрузки.
- Где магнитофонные кассеты с плёнкой? - допытывается мент.
Дядя Юра спокойно отвечает:
- В рифме!
- Как–так, только что тут лежали и, ещё какой-то мальчишка под ногами вертелся... .
Понял я, что это Скалолаз постарался. Во, даёт!
Притихли официальные члены бригады и, не скрывая наглости, признались, что, вообще-то, приехали сюда только ради записей В.Высоцкого, т.к., уж больно нравится им его творчество. Раскололись, блин!
А мне-то теперь каково, ведь грамотный дядька был. Вот бы его к нам, в «короткие волны» - не унимался я, обзывая себя всякими словами.
Стоп! Была-небыла.
Подхожу к менту, самому знатоку творчества бардов и, на полном серьёзе, предлагаю сделку:
- Возвращаем всю изъятую аппаратуру в обмен на аудиозаписи и рвём протокол на глазах у дяди Юры.
***
Так в нашем городе появились все концерты В.Высоцкого с качеством на скорости «19»!
Потом наш милиционер, переписав все аудиозаписи в свой альбом бардов, лично отвёз их обратно в село Новая-Малышка Юрию Алексеевичу.
Сейчас он коротковолновик со стажем. Опыт и знания бывшего морского радиста помогают ему во всём.
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так...
Если сразу не разберёшь
Плох он или хорош.
Парня в горы тяни, рискни.
Не бросай одного его.
Пусть он в связке с тобой одной -
Там поймёшь, кто такой!
В. Высоцкий.
http://smham.ucoz.ru/blog/2011-05-31-42