Путь к мечте

Работа с молодежью

 

Школьный радиокружок Индивидуального (любительского) радиовещания поселка Кузнечное, Приозерского района Ленинградской области

alt

Радиотехника — это интересно в любом возрасте, а особенно в школьном. Когда зарождается интерес что-нибудь изобретать, очень важно поддержать этот интерес, дабы он не угас и развивался далее. Ведь увлеченные этим занятием люди зачастую занимаются всю свою жизнь, а кто-то и выбирает в дальнейшем профессию, связанную с радиотехникой.

 

 

Я сам заинтересовался радиотехникой в 14 лет: случайно в школьной библиотеке наткнулся на книгу «Кружок радиотехнического конструирования». С нее все и началось. Потом от покойного дяди в наследство получил подшивку страниц из журнала «Радио». Кстати, при жизни он был «свободным оператором» (радиопиратом — на современном жаргоне), жаль я этого не застал. В то время лихих девяностых в школах Украины была ужасная обстановка после развала Союза. Никаких технических кружков даже в ближайших школах не было. К тому же физику в нашей сельской школе, где я учился, преподавал председатель сельсовета, который был вечно занят. Так что доходил до всего сам. А появись тогда радиокружок или хоть бы один человек из числа радиолюбителей, с которым можно было бы посоветоваться, я бы, наверное, постиг больше знаний и навыков. Мои увлечения стали развиваться, когда перешел в 10-11 класс в другую школу, — там я встретил единомышленника. Мы с ним подружились и по окончании школы вместе пошли учиться в Шепетовское радиотехническое училище. Когда приезжал на выходные домой, в деревню, сбегалось много народу. Кому-то надо телек починить, кому приемник. Пацаны прибегали, мол, подскажи, как усилок какой-нибудь собрать или цветомузыку. Но сам я очень любил приемники, и моя любимая радиостанция была «Радио-1» на ДВ. Даже были мысли, что, наверное, интересно быть по ту сторону эфира и составлять интересные программы. Тогда и зародилась несбыточная, как мне казалось на тот момент, мечта — заиметь собственную мастерскую для творческих работ.

В 1996 году окончил училище, и мы с матерью и сестрой переехали в Россию. И здесь меня как никогда спасло мое увлечение радиотехникой. Проживая первое время без гражданства, на нормальную работу было не устроиться, и кормил меня паяльник. Лет пять назад директор Кузнечненской школы Жищинская Лилия Сергеевна, узнав о моих увлечениях, пригласила меня работать в школу в качестве педагога дополнительного образования с целью организовать в школе технический кружок, получивший название «Радиотехник». Сейчас работаю на заводе электрослесарем и в школе веду кружок, и ребятам, вроде как, нравится. Даже на каникулах в кружок бегают!

Кружок начинал работу в кабинете с обычными школьными партами. Основной задачей в начале работы кружка было обслуживание и посильный ремонт школьной техники. Из оборудования было: несколько сетевых удлинителей, пара паяльников, тестер и коробочка с радиодеталями. Из литературы — диск с журналами «Радио 1983-2003». Схемы я печатал дома и приносил на кружок (кто какую попросит). Потом перенес из дома все, что были, припасы деталей (в основном б/у) и самодельных приборов. Руководство школы предоставило нам компьютер для работы с литературой на месте. За помощью я обратился к своему негласному учителю и товарищу Карачарову Николаю Николаевичу. Он дал нам часть своих приборов и кучу печатных изданий книг и журналов. Я и по сей день к нему бегаю, обмениваемся информацией и литературой. В поселке многие, кто узнавал о нас, отдавали отжившую свой век аппаратуру на запчасти. Когда накопили деталей и обзавелись кое-какими приборами, занятия пошли интереснее и эффективнее. Ребята приносили на ремонт, у кого что сломается, и занимались конструированием по интересам, но все равно не так, как хотелось. Тогда я решил на свой страх и риск показать эксперимент с радиопередачей на 200-метровом СВ диапазоне (1,45-1,6 МГц). Первый опыт с генератором Г4-1 и лампой 6П13С на выходе был очень впечатляющим для ребят.

После него и зародилось еще одно направление занятий в кружке, в дальнейшем переросшее в основное — любительское радиовещание. А после моего знакомства с Комаровым Сергеем Николаевичем наш кружок с прыжком шагнул в развитии. Во всем, что связано с антеннами, нам помогает Сушко Сергей Анисимович из города Тюмени. Когда привез кучу добра из ЛОНИИР-а, занятия в кружке пошли просто замечательно. К примеру, собрав простенький усилитель или генератор, можно наглядно просмотреть процессы, происходящие в схеме. Посещаемость нашего кружка сразу резко увеличилась. После публикации статьи о нашем кружке в журнале «Радио» добрые люди не оставляют нас без внимания, — радиодетали по почте шлют. Есть и скромные результаты работы нашего кружка, несколько ребят по окончании школы пошли учиться далее, выбрав профессии, связанные с электро- и радиотехникой. Теперь выбрано основное направление занятий по интересам подавляющего большинства кружковцев — изучение и конструирование схем, связанных с радиовещанием и звукотехникой. Но и остальные интересы тоже не забываем.

 

 

А пробный опыт с ЧМ был вообще со взрывным восторгом у ребят. Первый вопрос был: «Это чё, можно свою музыку крутить?!!» По школе носились с китайским приемником по всем этажам — слушали свою радиопередачу!!!

Сейчас доделываем вещательный АМ передатчик с ГУ-50 на выходе. В дальнейшем планируем создать школьную радиостудию, зарегистрировать свою радиопрограмму «Кенотрон» как СМИ и создать комплект учебно-демонстрационных действующих щитов для более углублённых познаний и более эффективных занятий, как в серьезных учебных заведениях. А моя основная заветная мечта — уж, коли самому не получилось стать радиоинженером, так может удастся хоть одного вырастить.

Петр Комаровский, руководитель школьного радиокружка

http://www.cqf.su/romantic2-1.html