80-летие экспедиции на дирижабле "Граф Цеппелин"
Ретро - Радио |
Георгий Члиянц(UY5XE)
24 июля 1931 г., под командованием доктора Гуго Эккенера, стартовал международный экипаж дирижабля "Граф Цеппелин"в составе 46-и чел. В состав экспедиции от СССР вошли четыре человека: ленинградские профессора - Р.Л. Самойлович (руководитель научной части экспедициии) и П.А. Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), а также москвичи - Ф.Ф. Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист). Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст. радист) и Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже - DK4MF).
"Чистое" полетное время дирижабля составило 104 часа и она проходила по маршруту: Фридрихсхафен - Берлин (приземление) - Хельсинки – Ленинград (приземление) - Архангельск - Земля Франца-Иосифа (приводнение в районе о. Рудольфа для заранее запланированной встречи 27 июля с ледоколом "Малыгин", с борта которого на дирижабль поднимался один из его туристов – знаменитый Умберто Hобиле (примечание: с ним Кренкель встретится в своей жизни еще один раз -спустя 37 лет на филателистической выставке "Прага-68") - о. Сев. Земля - м. Челюскина - о. Диксон - м. Желания - вдоль Hов. Земли - Архангельск - Ленинград - Берлин - Фридрихсхафен.
Примечание:
- С Умберто Нобиле Эрнст Кренкель встретится в своей жизни еще один раз - спустя 37 лет на филателистической выставке "Прага-68" (Э. Кренкель был страстным филателистом).
Периодически, с борта дирижабля работала радиостанция с позывным сигналом DENNE. Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный) была всего 1,5 Вт, а вес - около 1кГ. Он питался от т.н. "солдат-мотора". Общий вес всего комплекта (вкл. антенну и ее наземную аварийную трехметровую мачту) составлял 79 кГ. Из советских коротковолновиков с Э.Т. Кренкелем удалось провести QSO только москвичу Г.Г. Ситникову (eu2NF; позже - U3AI; участник гражданской войны в Испании 1936-39 гг., за что был награжден орденом Красной Звезды).
Примечание:
- Hачальником почтового отделения ледокола "Малыгин" был Иван Дмитриевич Папанин ("Малыгин” вышел из Ленинграда 25 июля).
- Радистом "Малыгина", в то время, был москвич Hиколай Афанасьевич Байкузов (eu2BD; ранее - 54RA; позже - U3AG; после ВОВ - генерал-майор инженерно-авиационной службы; до 1950 г. и после 1955 г. - UA3AG; в 1946-52 гг. - гл. редактор журнала "Радио"). С начала 1949 г. в СССР началась "кампания" по закрытию ЛРС военнослужащих (по мнению некоторых ее очевидцев и специалистов, она могла иметь прямую связь с назревающими событиями на Корейском полуострове). Стартом закрытий послужил выход в эфир с борта самолета Hиколая Байкузова (позывным UA3AG/am), который в то время был начальником связи дальней авиации. По этому поводу в конце 50-х - начале 60-х гг. среди коротковолновиков "гуляла" легенда о том, что UA3AG не просто вышел в эфир с борта самолета, а проводил QSOs по всей трассе своего инспекционного полёта по стране и, отследив его путь, американцы что-то там смогли вычислить.
----------------------------------------------------------------------------
Фотографии и подписи к ним:
Слева - "Граф Цеппелин" (мод. LZ-127), 1928 г. [К 1 января 1934 г., "ГЦ" совершил 355 полетов (вкл. демонстрацию в 1930 г. в Москве и перелет через Атлантику), преодолел путь в 743374 км, проведя в воздухе 7352 часа.] Справа - Э. Кренкель (eu2EQ), 1931 г.
Советская группа экспедиции на "ГЦ" перед отлетом. Слева направо: П.А. Молчанов, Р.Л. Самойлович, Э.Т. Кренкель и Ф.Ф. Ассберг. Германия, июль 1931 г.
Э. Кренкель на ботру "ГЦ", июль 1931 г.
Почтовые марки "Воздушная почта СССР": слева – “Встреча дирижабля "Граф Цеппелин" и ледокола "Малыгин"” (была выпущена в 1931 г. серией из четырех разных цветов и с разными номиналами соответственно: 30 коп., 35 коп., 1 руб. и 2 руб.) и справа - посвященная МПГ (была выпущена в 1931 г.).
Почтовая открытка, погашенная почтовым отделением на "Малыгине" 25 июля 1931 г. и доставленная на борт дирижабля 27 июля (публикуется впервые)
.