Э.Т. Кренкель о Р.И. Абеле (псевдоним “Марк”)
Ретро - Радио |
Георгий Члиянц (UY5XE)
Из воспоминаний Кренкеля о службе в 1925 г. (в учебной роте радиотелеграфного батальона во Владимире) и интересной его встрече через 40 лет с однополчанином [1]:
“Жизнь сложилась так, что впоследствии я встречался с очень немногими. Среди этих немногих оказался и мой друг, койка которого стояла рядом с моей, по другую сторону громоздкой солдатской тумбочки.
Это был очень интересный молодой человек, умный, интеллигентный, располагающий к себе. Он на лету схватывал всё, что относилось к технике, и прекрасно рисовал, бесшумно оформляя нашу стенную газету и другие общедоступные средства ненаглядной агитации. И рассказчик был отличный.
За год службы мы сдружились. Вместе чистили картошку во время нарядов на кухню, вместе заглядывали в "Нотель", когда старшина Салагович давал нам увольнительную, учил я его азбуке Морзе, которая впоследствии ему не раз пригодилась в жизни. Одним словом, мы испытывали друг к другу явные симпатии, но жизнь развела нас по разным углам, и возникший в дружбе перерыв затянулся почти на полвека.
Встретились мы в 1965 году, через сорок лет после того, как отслужили в отдельном радиотелеграфном батальоне. Свёл нас случай. Однажды я шёл с Кузнецкого моста на улицу Кирова и, проходя по Фуркасовскому переулку, мимо здания Комитета государственной безопасности, увидел удивительно знакомого человека. На нём была модная шляпа с маленькими полями и зарубежный макинтошик. Узнали мы друг друга сразу же, с первого взгляда.
-Здорово!
-Здорово, Эрнст!
-Ну, как дела?
Задал я этот традиционный вопрос, и даже как - то не по себе стало: идиотский вопрос! Сорок лет не видеть друг друга и спросить, как дела. Это надо уметь.
- Ты что, на пенсии?
- Нет, работаю. Мой друг показал большим пальцем через плечо на здание КГБ и сказал:
- Здесь работаю!
- Как же тебя занесло сюда?
- А я тут работаю музейным экспонатом.
- Интересное амплуа. А что же оно всё - таки значит? Тогда вместо ответа он спрашивает:
- Слушай, Эрнст, а ты иностранные газеты читаешь?
- Нет, ни одной, кроме "Вечерней Москвы".
И тогда мой друг просветил меня. Прощался я сорок лет назад с молодым радистом, а встретил знаменитого разведчика полковника Рудольфа Ивановича Абеля, которого обменяли на сбитого нашей ПВО американского лётчика Пауэрса” .
Биографическая справка:
Рудо́льф Ива́нович А́бель(настоящее имя Ви́льям Ге́нрихович Фи́шер; 11 июля 1903, Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания — 15 ноября 1971, Москва, СССР) — советский разведчик-нелегал, полковник. Долгое время работал в США, в 1957 году был арестован в результате предательства. 10 февраля 1962 года был обменян на сбитого над СССР пилота американского разведывательного самолёта Ф. Г. Пауэрса и еще двух шпионов[2].
В 1924 году поступил в Институт востоковедения, где, согласно архивным материалам, берется за изучение Индии, но через год был призван в армию в 1-й радиотелеграфный полк Московского военного округа [выделено автором – см. ниже в Примечании], где получил специальность радиста. Проходил службу вместе с Э. Т. Кренкелем и будущим артистом Михаилом Царевым. Стал очень хорошим радистом.
Примечание: По воспоминаниям Э.Т. Кренкеля [1] он с В.Г. Фишером служил в Владимире - сначала в учебной роте при радиотелеграфном батальоне, а затем и в его составе.
После демобилизации работал в НИИ ВВС РККА радиотехником. В иностранный отдел ОГПУ поступил 2 мая 1927 года. В центральном аппарате разведки он работал сначала переводчиком, затем — радистом.
Работал по линии нелегальной разведки в двух европейских странах, исполняя одновременно обязанности радиста резидентур нескольких стран Европы. 31 декабря 1938 года был уволен из НКВД (из-за недоверия Берии к кадрам, работавшим с «врагами народа») в звании лейтенанта ГБ (капитан) и работал некоторое время во Всесоюзной торговой палате, а затем на авиационном заводе. Неоднократно обращался с рапортами о восстановлении его в разведке.
С 1941 года вновь в НКВД, в подразделении, организующем партизанскую войну в тылу немцев. В. Фишер готовил радистов для партизанских отрядов и разведывательных групп, засылаемых в оккупированные Германией страны. В этот период он познакомился и работал вместе с Рудольфом Абелем, именем и биографией которого он позднее воспользовался.
В ноябре 1948 года было принято решение направить его на нелегальную работу в США для получения информации от источников, работающих в атомных объектах. Он перебрался под именем художника Эмиля Роберта Гольдфуса в США, где руководил советской агентурной сетью, а для прикрытия владел фотостудией в Бруклине. Агентами-связниками для «Марка» (псевдоним В. Фишера) были выделены супруги Коэн.
К концу мая 1949 года «Марк» решил все организационные вопросы и активно включился в работу. Она была настолько успешной, что уже в августе 1949 года за конкретные результаты он был награждён орденом Красного Знамени.
Чтобы разгрузить «Марка» от текущих дел, в 1952 году в помощь ему был направлен радист нелегальной разведки Хейханен (фин. Reino Häyhänen, псевдоним «Вик»). «Вик» оказался морально и психологически неустойчивым, и через четыре года было принято решение о его возвращении в Москву. Однако «Вик» пошёл на предательство, сообщил американским властям о своей работе в нелегальной разведке и выдал «Марка».
В 1957 году «Марк» был арестован в гостинице «Латам» в Нью-Йорке агентами ФБР. В те времена руководство СССР заявляло, что не занимается шпионажем. Для того, чтобы дать Москве знать о своём аресте и о том, что он не предатель, Вильям Фишер при аресте назвался именем своего покойного друга Рудольфа Абеля. В ходе следствия он категорически отрицал свою принадлежность к разведке, отказался от дачи показаний на суде и отклонил попытки сотрудников американских спецслужб склонить его к предательству.
Был осуждён на 32 года тюремного заключения (1957). После объявления приговора «Марк» сначала находился в одиночной камере следственной тюрьмы в Нью-Йорке, а затем был переведён в федеральную исправительную тюрьму в Атланте.
10 февраля 1962 года на границе между Западным и Восточным Берлином, на мосту Глинике, Рудольф Абель был обменен на американского пилота Фрэнсиса Пауэрса (сбитого 1 мая 1960 года в районе Свердловска, и осуждённого советским судом на 10 лет за шпионаж) и еще двух американских шпионов, а также американского студента Фредерика Прайера. В операции принимали участие будущий начальник нелегальной разведки — Управления “С” ПГУ КГБ Юрий Дроздов (под псевдонимом «Юрген Дривс» играл роль немецкого кузена Абеля) и специалист по обмену шпионами Вольфганг Фогель.
После отдыха и лечения Фишер вернулся к работе в центральном аппарате разведки. Принимал участие в подготовке молодых разведчиков-нелегалов.
Вильям Генрихович Фишер скончался 15 ноября 1971 года, на 69 году жизни, от рака лёгких. Похоронен на Новом Донском кладбище в Москве рядом с отцом.
За выдающиеся заслуги в деле обеспечения государственной безопасности СССР полковник В. Фишер награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями.
В его память, в 1990 г. была выпущена почтовая марка.
По данным [5] Р.И Абель, скорее всего, использовал в своей работе одну из моделей советских агентурных радиостанций – “Набла”, “Тензор” или “Джек”.
Радиостанция “Тензор (былаизъятапри аресте в США советского разведчика-радиста и хранится в американскомМузее разведки).
Литература и источники:
1. Э.Т. Кренкель. “RAEM– мои позывные” (М.: “Советская Россия”, 1973, гл. “Бравый солдат Кренкель”).
2. Георгий Члиянц (UY5XE) "Его позывной - RAEM" (Львов, 2003, 36 c., ил).
3. Николай Долгополов. “Абель-Фишер” ( ЖЗЛ, выпуск 1513) (М.: “Молодая гвардия”, 2011)
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рудольф_Абель
5. Георгий Члиянц (UY5XE), Борис Степанов (RU3AX). "Листая старые "Call Book" и не только... (1925-1941)" (Львов-Москва: "СПОЛОМ"; 2008, с.280-287).