1925-26 гг. – первые нелегальные позывные ЛРС СССР

Ретро - Радио

Георгий Члиянц (UY5XE)

Справка: На первых порах, позывные сигналы нелегальных любительских радиостанций (ЛРС) мира формировались их операторами-владельцами самостоятельно и произвольно. Они состояли: либо из одной буквы, либо - из комбинации нескольких (от двух до трех) и по которым, как правило, можно было идентефицировать их владельца (как по имени или фамилии так и по их комбинациям; как по названию своего QTH, так - и чисто символическими сочетаниями букв, понятными только им самим). Воспользовались этим опытом и советские коротковолновики, но в позывной ввели и префикс - первая литера которого стала буква "R" [была выделена для профессиональных радиостанций на конференции Международного Союза Электросвязи (International Telecommunication Union - ITU, который был создан в 1865г.) по радиовещанию, которая проходила в 1912г. в Лондоне]. Следует отметить, что данная буква "R" стала и базовой дляпервой т.н. "Первой (нелегальной) системы позывных ЛРС СССР" - см. ниже.

Индив. ЛРС:

 - R1AK - Кожевников Александр Hиколаевич (Н.-Новгород, Преображенское озеро, 1/2;

позже: RK-13, 23RA, eu2AO; радист лед. "Малыгин" – эксп. по спасению экипажа дирижабля "Италия" в 1928 г.; вконце 1937 г.  был арестован, осужден по ст. 58-6, -9 и 1.02.1938 г. был расстрелян)

 - R1FL - Лбов Фёдор Алексеевич (Н.-Новгород, Новая, 40-2; позже: 01RA, eu2AA)

 - R1MA - Яковлев Михаил Александрович (Н.-Новгород, Студеная, 58-2; позже:

RK-19, 91RA, eu2BU)

 - R1UA- Аникин Юрий (Георгий) Лукич (Н.-Новгород; позже: RK-2, 39RA, U3VW;

позже - член правления ЦСКВ В 1927г.)

 - R1WW - Ванеев Владимир Иванович (Н.-Новгород, Тихоновская, 40-2; позже:

RK-4, 12RA, eu2AG, в Ленинграде - eu3DM, в Иркутске - U0NB; перед ВОВ в

Москве - U3DP)

 - R1WAG - Гржибовский Владислав Владимирович (Н.-Новгород, Острожная, 9-14;

позже: RK-7, 13RA, eu2AH)

 - R2WD - Денисов В.Г. (Томск, Черепичная, 18-8; позже: RK-29, 37RA, au1AE)

 

В радиолюбительских журналах за 1926-27 гг. приводились нелегальные позывные, работу которые слышали др. ЛРС: R1: AF, DA, JP, JS, IW, NP, SM, PA, SSи X; R2: COD, NPи WL; R3: FP, JS, Wи WW. (получить более подробные сведения о их владельцах не представилось возможным).

 

Вплоть до конца 1927 г. (уже действовала легальная “Система позывных”)  в эфире  продолжали звучать несколько нелегальных позывных: из Омска - as0VG(позже: RK-87, 35RA, au1AC), а из Лениграда - euPI(П. Иванов;  позже: 19RB, eu3AT) и euWT(?.Висс;  позже: 72RW, eu3BX).

 

Примечание: Позывной asOVGрасшифровывается как: "Азия Омск Владимир Гуменников" и сегодня, спустя свыше 80 лет, уже невозможно объяснить почему его Владимир использовал аж до мая....1927 г. (судя по его QSL- QSOот 11.V.1927 г.).

 

Клубные ЛРС:

- R1NN - Hижегородская радиолаборатория (в феврале-марте 1925г. - NRL; оп. Петров

Владимир Михайлович; с весны 1926 г. позывной использовался на   коллективной ЛРС СКВ при Нижегородском отд. ОДР; с 1927 г. - RA65;позже - eu2KAG)

 

Одной из самых старых QSL коротковолновика СССР, сохранившаяся до наших дней, является QSL R1AK. Судя по ней, Александр Кожевников (как SWL- RK-13) наблюдал в эфире 4 ноября 1926 г. работу активного в те годы англичанина - g5HS.

alt

Этот позывной Ф. Лбов приводил в своих воспоминаниях. QSO между ними было проведено осенью 1925 г., а ранее g5HS, находясь в январе в Месопотамии, принимал сигналы R1FL (оператором которой был В. Петров).

 

Примечание: Ранее опубликованные, как в радиолюбительских СМИ, так и в литературе QSLs R1FL и R1NN были всего лишь макетами предполагаемых их оригиналов, созданные не так давно...  Правда, сохранилась более ранняя - ("Радио", #12/2005, с. 57) QSL "коллективки" с позывным NRL за 24 ноября 1925 г. - в качестве QSL использовалась "Почтовая карточка" Hижегородской радиолаборатории и "чуть младшая" от QSL R1AK - QSL R1UA (за QSO от 8 декабря 1926 г.). Причем, на QSL R1UA буква U напечатана оригинально - в немецкой транскрипции ("U с двумя точками сверху", что соответствует русской букве "Ю", т.е. "Юрий").

 

Из воспоминаний R1FL - "Четверть века назаад" ("Радио", #1/1946, с. 48-49): “В 1924 г. я прочитал зарубежные радиожурналы и дух захватило от волнения! Американцы-любители уже два года назад перекрыли океан на "бросовых" коротких волнах; в США имеется до 15 тысяч коротковолновых любительских передатчиков! Французы из Орлеана работают с австралийцами, перекрывая расстояние в 20000 км. Были у меня и раньше мысли о коротковолновом передатчике. Президиум Hижегородского губисполкома еще 24 мая 1923 г. сообщил мне, что "- что не встречается препятствий к устройству Вами радиотелефонной станции с передатчиком мощностью до 1/2 лош. силы [! - прим. авт.] и длиной волны не свыше 200 м для любительских целей и опытов по радиопередаче и приёму".

 

Большие трудности были с деталями. Схема R1FL была в свое время собрана из частей разнообразных старых радиостанций - русских, немецких, английских.

Собрать детали, разыскать источник анодного напряжения стоило немалых трудов и

времени. Я пытался использовать в передатчике лампы с алюминиевыми анодами,

но, естественно, без успеха: лампы давали газ. Выручили новые лампы, которые

М.А. Бонч-Бруевич конструировал для проводной связи. Hа их танталовые аноды

оказалось возможным дать 500 V, мощность рассеяния на анодах допускалась 10 W

и более; они могли работать с анодами, накаленными до светлокрасного каления.

 

Трехфазный мотор в 1/4 силы, укрепленный на деревянной раме, крутил в качестве динамо 400 V мотор такой же мощности; этот "преобразователь" давал 500 V. Hити накала ламп питались от аккумуляторов, заряжаемых от автомобильной динамомашины.

 

"Лаборатория" представляла собой комнатку площадью 1 кв. сажень, с миниатюрной печкой. Hа 8-метровой мачте была подвешена антенна из толстого канатика. Передатчик мы налаживали вместе с товарищем по работе в радиолаборатории им. Ленина В.М. Петровым, хорошо работавшим на ключе. После нескольких вечеров "возни" с генераторной схемой 15 января 1925 г. решили дать "CQ". Страшновато было. Ведь в те дни ещё не работало в нашей стране ни одного коротковолнового генератора на связь и в лабораториях, сигналы R1FL были первыми коротковолновыми советскими сигналами в эфире.

 

Приёмник не был готов. Поработали около часу "в пространство", передавая адрес станции, и разошлись. А через сутки пришла следующая телеграмма по проводу из Schergat близ Мосула: "Вы громки, буду слушать...". Это было расстояние по прямой около 3000 км.

 

С большим воодушевлением встретил сообщение о нашем успехе М.А. Бонч-Бруевич. Он заставил сейчас же рассказать ему все подробности, а на очередной беседе в радиолаборатории я докладывал всем сотрудникам об этом опыте.

 

... Hа R1FL вступил в строй приёмник по схеме Рейнарца, пошли чуть ли не каждый вечер QSO, почтальон с удивлением стал носить по адресу "Hовая, 40" QSL на всевозможных языках. Первыми станциями, с которыми поддерживались наиболее регулярные связи, были C5NS [Прим. авт.: очевидно, это был G5HS – см QSL R1AK.], F8JN [два человека: (AlexisLevassar– “клепало” в эфире и LouisCardot– конструктор  аппаратуры) – прим. автора], F8KF, G2BYN, SMUA, G2BPB [по системе позывных тех лет, правильней было указывать: f8JN, f8KF, g2BYN, g2BPB – прим. автора] и др. Особенно памятен очень деятельный француз F8JN, у которого были две подсобные радиостанции. Дашь, бывало, вызов, а его приятель отвечает: "F8JN занят QSO с Hовой Зеландией, прошу подождать"... Hе состоялось ни одного QSO с немцами, финнами. Как только они слышали адрес R1FL USSR, сейчас же кончали работу. Были интересные связи с дальними корреспондентами - на Цейлоне, в Австралии...

 

Летом 1925 г. В.М. Петров уехал в командировку в Ташкент. Около месяца мы регулярно связывались с ним по утрам на 24 м и обменивались новостями.

Сведения о первом советском радиолюбительском передатчике были напечатаны в

английских, американских, французских, испанских и других журналах. Советские

радиолюбители в письмах к R1FL задавали всевозможные вопросы”.

.

f8JN(слева направо) – L. Cardotи Al. Levassar, 1925 г.

alt

Прим. авт.:

 1. В конце 1924 г. - в начале 1925 г., по предложению ARRL, префиксы позывных сигналов во многих странах стали начинаться с одной или двух букв (наносились на QSLs или приводились в журналах тех лет как заглавными, так и прописными буквами - чаще применялись последние, но в эфире первое время не передавались вообще) -  что дало возможность операторам ЛРС идентефицировать страну-проживания их корреспондентов. Так например, в Англии - с “g”, в Бельгии - с “b”, в Бразилии - с “BZ”, в Германии – с “k”, в Испании - с EA”, в Новой Зеландии - с “z”, в Польше - с “TP”, в США - с “u” (“nu”),  во Франции - с “f” и т.д.

 2. По информации Герарда (F2VX), корреспондентами R1FL из Франции были:

  - f8JN: два человека - Alexis Levassor ("клепало") и Louis Cardot (конструктор), которые жили в городке Melun (центр. часть Франции – на юго-востоке от Парижа); являлись одними из учредителей REF и присутствовали в 1925 г. на учредительной конференции IARU в Париже.

 - f8KF - Paul Hoffman, проживал в местечке Neuilly (около Парижа).]

 

Более подробно о довоенных советских  коротковолновиках можно прочитать в книге  Георгия Члиянца (UY5XE) и Бориса Степанова (RU3AX) - "Листая старые “Call book” и не только... (1925-1941)" (Львов-Москва: "СПОЛОМ"; 2008, 304 с., ил.).