О штаб-квартире ЛРУ

Будни ЛРУ

В.Я. Кирсей, uy0ua, г. Киев,
В.А. Степаненко, uz1rr, г. Чернигов

На примере семьи известно, что любая социальная конструкция должна иметь то, что называется своим «жильем», локальной базой жизненной необходимости. Для человека в детстве, юности, ранней молодости - это родительский кров, детский дом, общежитие или съемный «угол», но далее – приоритетная проблема, от которой не уйти. Жизнь в «примах», не на своей территории, практически невозможна и часто приводит к развалу семьи. А относительно новое слово «бомж», разве это не синоним трагедии, катастрофы личности, ее краха в условиях отсутствия жилья? Этот тезис справедлив для экономических, политических и социальных структур, где помимо жилья для людей, необходимы специальные рабочие помещения в форме офисов, производственных и торговых площадей, актовых залов, конкретного рабочего места и т.п. И радиолюбителям это вдвойне понятно: без персонального шэка индивидуальное эфирное радиолюбительство состояться не может, а без полноценной HQ серьезные командные успехи в престижных международных тестах изначально не реальны.

Преломление этого тезиса к Лиге радиолюбителей Украины (ЛРУ) означает: есть штаб-квартира – есть будущее у Лиги и, наоборот, при ее отсутствии. Полтора десятка лет ЛРУ «обитает» на площадях ЦСТРК ценой фактического слияния нескольких структур и совмещения постов их руководителей, и это не худший вариант в наших пока еще полудиких условиях. Однако для Лиги наступают времена зрелости, и от решения проблемы собственной штаб-квартиры зависит ее дальнейшая судьба. А о гипотетическом прецеденте «поглощения» Лигой этих структур не может быть и речи: не в свой огород, как известно, утолять голод не ходят…

Есть в этой теме еще один, едва уловимый, чисто человеческий момент, который «набирает обороты» по мере созревания общества. Пребывая в столице по тем или иным делам, каждый радиолюбитель нуждается в чисто моральном подспорье, ощущении родной стихии, где царит радиолюбительский дух, где нет чиновников и формальностей, где его всегда ждут, и он может рассчитывать на теплый прием, душевный отдых и приятный досуг, духовный заряд, приют, что не может обеспечить ни один отель или мотель, а только «свой» клуб единомышленников в европейском и мировом понимании этого слова. Именно такой сцементированный корневой идеей клуб удобно сопрягается со штаб-квартирой соответствующей организации по интересу. В подобный клуб можно пригласить гостя любого уровня и статуса, здесь можно прослушать лекцию известного специалиста или организовать встречу, общение, дискуссию с неординарной личностью…. Сегодня это может быть воспринято как сказки и прожекты, но завтра, для наших детей и внуков, может стать обычной нормой, аксиомой, стандартом.

Радиолюбителям знакома поучительная история решения подобной проблемы в Германии. Вопрос штаб-квартиры встал перед радиолюбителями Западной Германии в труднейшие времена послевоенной истории, когда разруха во всех сферах экономики и быта, политические последствия проигранной войны определяли жизнь большинства немцев. Разрушенная в меньшей степени инфраструктура запада страны позволяла избрать путь аренды или виртуального офиса, тем более что для немцев характерна традиция обсуждать те или иные проблемы «за кружкой пива» в питейных заведениях. И в этих экстремальных условиях они принимают стратегически правильное решение – строить штаб-квартиру своей радиолюбительской организации DARC за свои, тогда весьма скудные средства, своими собственными силами, с нуля, с опорой на профессионалов из собственной среды (архитекторов, строителей всех категорий). И реализуют его.

Значение, роль адресных, персонифицированных площадей четко понимает любая власть. Прежняя система, выстроившая немало рабочих, жилых помещений и «мест содержания» самого различного назначения, избегала персонализацию собственности, считая ее государственной. Многие из них строились по «обходному варианту», например, за средства населения, членские взносы, лотереи, займы и т.п. Строились такие площади/помещения и предшественником ОСО – ДОСААФ, бюджет которого в значительной степени определялся членскими взносами его «массовых» членов. Например, в личном архиве одного из авторов еще пылятся 5-7 членских билетов и десятки марок об уплате взносов ДОСАРМ-ДОСААФ, полученных по разным поводам, в т.ч. по зову «долга», от «общественных распространителей». За такие деньги в 60-х гг. и позже построены в Киеве известные здания на проспекте Победы (на заднем плане «танка-монумента») и по ул. В. Гетьмана (б. Индустриальная), где в разное время размещались радиоклубы и коллективные радиостанции наряду со структурами и объектами других досаафовских направлений, включая офисы «управленцев». К моменту создания Лиги Киевский городской и Киевский областной радиоклубы оказались на улице, а на 7-м этаже «высотки» по ул. Индустриальной прочно закрепили позиции аппарат ФРС Украины во главе с Н.М. Тартаковским и Центральный спортивно-технический радиоклуб (ЦСТРК) ОСОУ под началом А.В. Лякина. Дом «за танком» прочно «захвачен» чиновниками ОСОУ, став цитаделью их почти личного бизнеса, едва прикрытого скромным бумажным ручейком уже никому не нужных циркуляров и директив. Станции ЮТ, Дома и Дворцы пионеров, где тоже были коллективные РЛС и радиокружки, не посмели или не пошли до конца по столь «прагматичному» пути, сохранив какую-то связь с детьми и «остатки» р/л. Похожая ситуация сложилась и в регионах, где аналогичные региональные структуры ОСОУ стали «дочерними» формированиями центральной. К сожалению, глубже разобраться с правовым «фундаментом» этих «перестроечных» образований не представляется возможным из-за полной непрозрачности документов для общественности. По-прежнему за теневой завесой таинственности остаются вопросы существования ФРС, включая сам статус этой организации и принципы финансирования.

Таким образом, Лига, допустив в свои ряды структуры ОСОУ, ФРС и Минобразования, остается «в примах» у своих же членов, ничем не владея и взывая к их «совести» и милосердию. Кончилось это тем, что «власть» в ЛРУ перешла к домовладельцам, ибо с арендой автономных помещений экономически справиться не смогла.

А теперь представим гипотетическую картину. Молодой, авторитетный, энергичный, грамотный радиолюбитель, избранный Президентом Лиги, появляется на «рабочем месте», а ему говорят: «У Вас есть членский билет ОСОУ? Заплатили ли Вы взносы? И почему явились без своего письменного стола и стула? Кстати, поставить-то их нам пока негде, да и проблемы у нас с Киевзнерго и АТС, некому убирать мусор…. Как Вы вообще мыслите свою работу, мы на полгода закрываемся на Евро-ремонт? Конечно, нами когда-то подписывались какие-то соглашения, но…». Не так фигурально, но достаточно правдоподобно, не так ли? И сомнительно, особенно в плане вежливой щепетильности владельца площадей. Вот что такое рабочее помещение, рабочая площадь. Вопрос «Кто в доме хозяин?» вообще не стоит: нет дома, нет и хозяина, нет деятельности, а ЛРУ – прикрытие реального хозяина помещения, эпитет, упаковочный материал. Это уже «наше» радиолюбительство, творение нашего характерного менталитета, следствие дефицита демократии, рыночного опыта и самоуправления. Вот почему пример немцев весьма поучителен.

Приведем несколько сценариев (алгоритмов) возможной реализации проекта (проблемы) под условным названием «Штаб-квартира ЛРУ».

- Вернуться во времена ваучеров? Судиться с самозваным правопреемником собственности ДОСААФ? Вторая схема возможна путем постановки вопроса на самых высоких уровнях (Президент, Парламент, Правительство, Фонд госимущества) о «реприватизации» части площадей ОСОУ, построенных в советское время за членские взносы ДОСААФ, в пользу ЛРУ, Киевского радиоклуба, региональных структур ЛРУ. Подача судебных исков и прохождение судебных процедур вплоть до Страсбурга. Обращение в высшие общественные организации юристов, адвокатов и журналистов о безвозмездной правовой помощи Лиге и информационной поддержке. Для этого в ЛРУ д.б. поставлена соответствующая высшая приоритетная цель и выкована воля, которых нет. Но есть один «непробиваемый» аргумент, который излагается впервые: в условиях профессиональной армии, европейского выбора Украины (и возможного членства в НАТО) структуры, подобные ОСОУ, обречены на угасание и небытие в силу абсурдности изначальной стержневой идеи «содействия». Профессиональная армия строится на четкой оборонной правовой доктрине и бюджетном финансировании, не нуждаясь в «содействии», тем более, полунищего населения и бизнес-прапорщиков.

Ни о какой «подготовке допризывников» речь идти не может в силу исчезновения традиционного понятия «призыв» в новых условиях. Второй раз в истории правовой статус площадей ОСОУ оказывается под знаком вопроса со стороны общества, третьему не бывать. А ведь мы, радиолюбители, и являемся истинными хозяевами части этих площадей в отличие от цепких «прихватизаторов»...

- Сознательно избрать пригород, небольшой городок, желательно, в черте будущей столичной Большой окружной, найти практически брошенный объект (клуб, правление колхоза, детсад/ясли, ангар, ферму), выкупить или взять в долгосрочную аренду, отстроить (аналог – дислокация штаб-квартир ARRL, DARC, …). Например, в городке Макаров, где разместил свою загородную позицию Александр Ананьев, ut7uv, первый вице-президент ЛРУ. Или на аналогичной базе другого радиолюбителя подобного уровня. Вариант неординарный, привлекательный, учитывая личные качества и прекрасные мачтовые сооружения антенных конструкций Александра… И весьма деликатный, ибо предполагает добрую волю, инициативу, согласие главного действующего лица… (Авторы остаются в состоянии сомнения относительно права персонализации предложения, за что готовы принести извинения). Очевидно, выбор «координат» дислокации штаб-квартиры ЛРУ следует сделать ответственно, один раз и навсегда.

- Совместный проект ЛРУ и Киевского радиоклуба о выделении мэром г. Киева, Киевсоветом заброшенного детского комплекса «ясли-детсад», другого объекта под общую штаб-квартиру (с символической арендной платой или без нее). Когда-то уже принималось подобное решение Киевсоветом для Киевского радиоклуба, но тогдашние лидеры радиолюбительства оказались не способными его реализовать.

- Контакты с аналогами ЛРУ других интересов (организации филателистов, шахматистов, коллекционеров, …) с целью постановки вопроса перед мэром г. Киева, Киевсоветом о выделении площадей для Киевского Дворца любительских интересов, подборке помещения-особняка, другого объекта или строительстве. Подобный «Дворец хобби» для всей страны существует в Гренобле, Франция (инфо ut5bw). На имеющиеся детские учреждения типа бывшего Дворца пионеров мы, радиолюбители, не имеем никаких прав, и прежде всего, в моральном плане, поэтому подобные мысли д.б. изначально отвергнуты.

- Привязка к Евро-2012, сотрудничество с PZK. Заручиться поддержкой народных депутатов, профильных министров, влиятельных лиц, имеющих отношение к спорту, детям и молодежи, их досугу и отрыву от улицы, наркотиков, других вредных влияний. На гребне этой волны можно выстроить интереснейшие программы досуга ожидаемого потока болельщиков и туристов на стыке с эфирным радиолюбительством, предложив варианты их решения. И здесь нам смог бы подсказать много полезного наш коллега С. Ребров, ut5udx, и оказать практическую помощь в нужных контактах. Времени для этого пока достаточно…

- Накопление средств, собственная земля и строительство (аналог DARC, 21-22 век?).

Возможны и другие, в т.ч. самые неожиданные варианты. Вся эта деятельность предполагает активный поиск спонсоров, меценатов по всем направлениям. Один из нас уже писал в одной из публикаций о том, что любовь родителей к своим детям, в т.ч. состоятельных бизнесменов, может творить чудеса благотворительности, о чем забывать не следует… То же можно утверждать и о патриотических чувствах украинской диаспоры, контакты с которой установить крайне полезно и необходимо, хотя бы в рамках ее узкой радиолюбительской ветви…

Как только затронутая проблема обретет какие-то реальные контуры, нам предстоит определить «технические и гуманитарные требования» к объекту «Штаб-квартира ЛРУ». Эта часть работы обещает быть не менее интересной, чем предыдущая и последующие; но всему свое время… Короче, всем этим надо постоянно и серьезно заниматься, причем в недрах всей ЛРУ, не только ее руководства. И заниматься с акцентом на право, юридическую безупречность, профессионализм. Излишне напоминать, что даже для совершенно безнадежных идей и предложений сохраняется древнейшее правило: «дойдет идущий»…

Эту далеко не новую идею собственной штаб-квартиры (HQ) мы предлагаем провозгласить в качестве центральной, магистральной, приоритетной сверхзадачи ЛРУ на обозримый период (20-30 лет) и зафиксировать ее в документах Лиги. Текущую работу и перспективные наработки в рамках реализации этой сверхзадачи на начальном этапе сосредоточить в новосозданном Комитете HQ ЛРУ. Эта идея способна зажечь сердца большинства радиолюбителей Украины осмысленной целью, сплотить вокруг ЛРУ все прогрессивные силы радиолюбительства, отбросить как ненужный хлам внутреннее соперничество и постыдную вражду ее отдельных членов. Изложенное никак не противоречит интересам тех, кто «приютил» сегодня Лигу на своих площадях, в том числе, по вопросам обеспечения, обслуживания и ремонта временного офиса с QSL-бюро.

Надеемся, эти строки будут восприняты не как очередные схоластические рассуждения, а как продолжение результативных размышлений многих из нас о дальнейших судьбах нашего неповторимого и постоянно эволюционирующего радиолюбительства.