Нашлись первые следы "Радиокопейки"

Ретро - Радио

От редактора: автор этих строк начинал заниматься радиолюбительством в школьные годы, в середине 60-х годов. Первыми учителями были дед Иван Сергеевич и отец Владимир Иванович. В двадцатых годах мой дед был страстным радиолюбителем. Правда, все детали приходилось делать самому, включая источники питания. Семья жила в Сибири. Учебниками служили небольшие листовки под названием "Радиокопейка". Многие годы искал хоть какую-то информацию об этих листовках. И вот наткнулся на интересную статью, которая подтверждает выпуск издания под названием  "Радиокопейка". Читайте статью В.Копылова:

Радиолюбительское творчество в истории России после 1917 года по ряду специфических причин, главным образом из-за монополии тоталитарного государства на средства радиоинформации, носило особый оттенок, совершенно отличный от практики зарубежных стран. Достаточно вспомнить, например, что массовое использование радиоприемных устройств было разрешено населению страны 28 июля 1924 года постановлением СНК "О частных приемных радиостанциях", без спешки опубликованном в "Известиях" только 9 сентября.

Это событие дало необыкновенный всплеск радиолюбительскому движению, в России появилось Общество Друзей Радио (ОДР). Почти вслед за постановлением с октября 1924 года стали выходить популярные журналы, целиком посвященные тематике и проблемам радиолюбительства, включая самый первый из них "Хочу все знать". Тогда же начали триумфальное шествие по стране журналы "Радио-любитель", "Радио", "Радио - всем" и, несколько позже, "Радиофронт" (Москва), "Друг радио" (Ленинград), "Радио для всех" (Киев), "Радiо" (Харьков), "ДВС" ("Делай все сам", Свердловск) и др. Стали выходить газеты "Радио в деревне", "Новости радио", листки "Радиокопейка". Подключились к пропаганде радио и окружные тюменские газеты "Трудовой набат" и "Красное Знамя". Первая такая заметка в газете датируется 7 дек. 1924 года ("Радиолюбительство").

Позже в 1926-28 годах публиковались статьи о работе радиозаводов с фотографиями радиоизделий, снимки фототелеграфов для передачи изображения по радио и проводам изобретателей Шорина и Чернышова, печатались сведения о работе и съездах окружных ОДР, о состоянии радиофикации. "Красное Знамя" в ноябре 1928 года ввела на своих страницах еженедельную рубрику "О радио: теория и практика". Словом, любознательная часть населения была вполне подготовлена к восприятию необычной технической новинки.

На первых порах главное назначение многочисленных публикаций в газетах и журналах сводилось к описанию всевозможной "самодельщины", заменяющей все, что отсутствовало в магазинах: антенн, катушек, детекторов, "мегомов", переменных конденсаторов, телефонов и мн.др. Впрочем, проблему дефицита телефонов радиолюбители решили чисто по-российски: все телефонные будки в Москве и в других городах почти моментально остались без трубок, срезанных предприимчивыми дельцами для сбыта их любителям радио. С того "благословенного" времени трубки телефонных автоматов по сию пору, как когда-то жестяные кружки у бачков с питьевой водой, навешиваются только вместе с цепью...

Кроме того, поток журнально-газетной информации совершил в радиолюбительском сознании переворот, в некоторой степени неожиданный даже для редакций журналов. Если раньше приемная радиостанция казалась необычайно таинственным, сложным и недоступным сооружением, то радиолюбители предельно упростили это представление. Как итог: радио не только проникло в самую глубинку России почти одновременно со столицей, но и благодаря высокоталантливым упрощениям конструкций и "золотым" рукам исполнителей стало почти независимым от материального положения радиолюбителя, особенно в сельской местности.

Любители радио энергично проявили себя и в нашем крае, в том числе - в Ишиме, где уже в 1925 году, вслед за Тюменью, заработал радиокружок. Организаторы кружка, имена которых, к сожалению, пока неизвестны, благодаря содействию местных властей сумели закупить аппаратуру фабричного изготовления типа "Радиолины". С ее помощью члены кружка пропагандировали в городе и районе достижения радиотехники, вовлекали в радиодело молодежь, вели агитационную и разъяснительную работу. Спустя три года в Ишиме возникла ячейка ОДР, стала налаживаться торговля радиодеталями. По лотерейным билетам ОДР счастливчики выигрывали простейшие приемники.

Если в 1926 году кружок ишимских радиолюбителей насчитывал 170 человек, то два года спустя ОДР объединяло в Ишимском округе уже 1512 человек, 11 ячеек и 7 кружков радиолюбителей. В округе действовало 26 радиоустановок, в том числе 16 у крестьян. Среди горожан, в основном служащих, насчитывалось 9 индивидуальных приемников. В селе их не было. Бедность радиоаппаратуры в продаже, ее мизерное количество в частных руках становились мощным стимулом в развитии радиолюбительства.

В начале 30-х годов в орбиту своих интересов радиолюбители включили малострочное телевидение, основанное на механической развертке изображения с помощью диска Нипкова или зеркального винта Околиксани. В Тюмени первые удачные телевизионные опыты на простейшем самодельном телевизоре принадлежат заведующему тюменским городским радиоузлом К.В.Тельнину (1935 год). В Тобольске аналогичного успеха несколько позже добился Л.Дымко. Они принимали на средних волнах передачи из Москвы, Томска и Новосибирска. В те же годы в Ленинграде на самодельный телевизор с зеркальным винтом не без успеха экспериментировал юный А.Н.Ушаков (род. в 1922 г.), позже, после войны и службы в армии, перебравшийся в Ишим. Спустя десятилетия он первым в Ишиме наладит прием дальних телецентров, положив начало ишимскому телевизионному приему.

Как нетрудно заметить, во всех перечисленных примерах инициатива на местах шла не от властей, а от частных лиц, не желающих отставать от мирового уровня радио- и телевизионной техники. Аналогичная ситуация возникла и позднее, когда в предвоенные и послевоенные годы в стране стало развиваться высококачественное электронное телевидение. По мнению руководства страны, население страны в идеологическом отношении не было подготовлено к широковещательному телевидению. Поскольку демонстрация отставания в телевизионных делах создавала малопривлекательный образ России для зарубежных стран, было решено построить передающие телецентры пока в трех крупных городах: в Москве, Ленинграде и Киеве. В других местах под предлогом нехватки средств строительство телецентров откладывалось на неопределенное время.

Вот тогда-то провинциальные радиолюбители в очередной раз проявили дерзкую инициативу, задумав построить телецентры своими силами и без участия государства. А чтобы обойти идеологические и административные запреты, эти телецентры стали уклончиво называть "учебными", в других городах - "малыми" или "любительскими". Впервые такой телецентр появился в Харькове в 1949 году, затем в Томске и Свердловске (1951-1952 гг.), а также у наших соседей в Омске (1954). Глядя на них, серьезно задумались и радиолюбители Ишима.


Наибольших успехов на этом поприще добились старейшие, еще с довоенным стажем, радиолюбители Николай Петрович Хрулев (1915-1993), и уже упомянутый Алексей Николаевич Ушаков, с 1977 года проживающий в Тюмени. Недавно он побывал в гостях в Тюменском нефтегазовом университете в Музее истории науки и техники Зауралья, научное руководство которого ведется мною с 1983 года.

Обстоятельная беседа позволила выяснить и уточнить многие детали истории ишимского телевидения. Еще в Ленинграде Ушаков - радиолюбитель со школьной скамьи, приобрел специальный электромотор фабричного изготовления для своего телевизора с зеркальным винтом. Перед войной телевизионные опыты пришлось прекратить из-за призыва в армию. Затем война, фронт, а в середине 40-х годов - переезд с супругой в Ишим. Предварительно из Ленинграда удалось привезти все свое радиолюбительское хозяйство, включая и телевизор с зеркальным винтом. Жили в частном доме, теперь снесенном, у тестя. Здесь-то и начались в Ишиме самые первые опыты телевизионного приема.

В январе 1955 года в Омске вступил в строй действующих любительский телецентр. А.Н.Ушаков, работавший на заводе "Ишимсельмаш" начальником цеха, год спустя оказался в командировке в Омске. В одном из магазинов города он с удивлением увидел в продаже телевизор "Рекорд" Воронежского завода. Узнав о причине его появления в городе и работающем телецентре, на свой страх и риск купил диковинный аппарат и привез его в Ишим. Из радиолюбительских журналов тех лет Алексей Николаевич знал о дальнем приеме телевизионных сигналов на расстоянии свыше 300 километров. На этой основе и родилось спонтанное решение о покупке телевизора с надеждой почти на чудо: попытаться принять сигналы омского телецентра, удаленного от Ишима почти на три сотни километров (288).

Смелая затея радиолюбителя заинтересовала директора завода. Он помог соорудить из уголка поворотную вышку высотой 17 метров с двухэтажной рамочной антенной. Был сконструирован двухканальный четырехламповый антенный усилитель, настроенный на омский телецентр. Точную наладку усилителя по приборам удалось провести, пользуясь давними связями, в радиоклубе Ленинграда. К сожалению, из Омска удавалось принимать только случайные сигналы. И все же это были первые в Ишиме картинки на телевизионном экране! Их видели семья директора, соседи по дому. Однажды очередной телесеанс посетил товарищ по увлечению Н.П.Хрулев. С той памятной середины 50-х годов Алексей Николаевич стал пионером телевизионного приема в Ишиме.

Как-то поворачивая антену, А.Н.Ушаков наткнулся на опытную передачу Петропавловского телецентра, удаленного по прямой на 150 километров, что вдвое ближе, чем до Омска. Изображение имело вполне удовлетворительное качество. С тех пор просмотр телепередач в доме Ушаковых стал регулярным. О настойчивых опытах радиолюбителей узнало городское руководство и высказало мысль о желательности расширения эксперимента на весь Ишим. Но на каком техническом решении, посильном городу, следовало остановиться?

На этом этапе истории телевидения в Ишиме решающую роль сыграл киномеханик железнодорожного клуба Н.П.Хрулев. Еще в 10-летнем возрасте в середине 20-х годов он построил в Ишиме свой первый детекторный приемник, впервые удивив земляков принятой передачей из Москвы. В 1930 году закончил семилетку, руководил радиокружком, увлекся короткими волнами, связавшими его со всем миром, перед войной стал пионером механической звукозаписи в Ишиме. Добавьте к этому увлечение фотографией, кино- и автоделом, участие в художественной самодеятельности. Он же - музыкант, художник, инициатор и исполнитель оформления зеленых, цветочных насаждений и фонтана на вокзальной площади. Таким был Н.П.Хрулев.

В моем архиве хранятся его воспоминания, переданные мне вдовой Г.А.Хрулевой. Как писал Николай Петрович, с телевидением он впервые столкнулся в Риге, где оказался в гостях у родственников. Там в начале 1954 года завершалось строительство любительского телецентра. Просмотр опытного показа на экране телевизора был настолько впечатляющим, что Хрулев по возвращении в Ишим решил построить в городе свой любительский телецентр. На поиск необходимых радиодеталей, специальной литературы, на обработку общественного мнения и сколачивания группы энтузиастов-единомышленников из местных радиолюбителей, на сбор добровольных средств (300 тыс. руб.) ушло три года. Несмотря на поддержку местных властей, что в те годы (1957-58) требовало немалой смелости, разрешение из Москвы на постройку городского телецентра получено не было.

Самое большее, на что можно было надеяться в соответствие с рекомендацией московского радиоуправления Минсвязи РСФСР, это строить ретранслятор. После официального отказа городские власти охладели к идее строительства собственного телецентра. Тогда Хрулев решил самостоятельно сконструировать приемную телевизионную установку, настроенную на Петропавловск, с гарантированным качеством приема. В "авантюру" Хрулева в городе мало кто верил. Может быть по этой причине от местных предприятий он не получил даже символической финансовой помощи.

Зимой 1960 года во дворе частного дома Хрулевых по улице Путиловской выросла 57-метровая телевизионная мачта со сложной двухэтажной приемной антенной и с усилительной приставкой. Материал для вышки собирали из металлолома, сварку Хрулев делал своими руками, а подъем громоздкой махины-мачты, установку фундамента и расчалок помог осуществить начальник отделения железной дороги Н.Г.Глотов. Он выделил также группу рабочих с восстановительного поезда и железнодорожной станции. Спустя годы Н.П.Хрулев вспоминал: "Это была каторжная работа в одиночку, без единого дня отдыха на протяжении целого года".

И вот на экране телевизора "Темп-3" появилась долгожданная контрастная заставка далекого петропавловского телецентра. В отдельные дни принимались Ташкент, Москва и даже один из японских телецентров! Посрамив скептиков, Хрулев побывал в Петропавловске, поделился там своим опытом дальнего телевизионного приема, и добился разрешения на строительство ретранслятора. Вскоре в ноябре 1962 года он был построен на одной из сопок Синицынского бора.

После первого удачного опыта приема тут же на лесной поляне создатели необычного сооружения разожгли костер, плясали вокруг него и восторженно качали Хрулева: "Все, Петрович, ура!!!". Не менее значимым был и другой итог свершившегося: их признали. Ассортимент Ишимторга пополнился телевизорами, и впервые многие ишимцы увидели на домашнем экране праздничный парад на Красной площади в Москве. Попутно заметив, что жители соседней Казанки, менее удаленной от Петропавловска, начали просмотр телевизионных передач из этого города раньше ишимцев. Но это - уже другая история. Благодаря инициативе Хрулева первый в Тюменской области ретранслятор позволил ишимским телезрителям иметь домашнее кино на 10 лет раньше передач государственного радиорелейного транслятора, построенного близ села Гагарино только в 1972 году.

Ранней осенью 1997 года мне довелось побывать в Синицынском бору. Хотелось самому увидеть 80-метровое сооружение - детище Н.П.Хрулева. Мой "жигуленок" смог подняться в гору только до туберкулезного санатория. Дальше по тропинке пришлось следовать пешком по крутому подъему, пока я не увидел ровную площадку-поляну, окаймленную сосновым лесом. Хрулевская вышка с металлической опорой и оттяжками по-прежнему красовалась на старом месте, ее вершину завершала приемно-передающая антенна. От кирпичного домика, где размещалась аппаратная, остались только развалины. Рядом в передвижном вагончике я встретил молодых людей. Как выяснилось, они монтировали аппаратуру сотовой связи. Стало быть, вышке Хрулева, своеобразному памятнику замечательному радиолюбителю, предназначена судьбой долгая жизнь, она снова будет работать и обслуживать ишимцев. Сожалеть можно только о том, что родные антенны придется снять и заменить их специальными. Было бы в высшей степени справедливым, если бы хрулевские антенны, сваренные его руками, удалось перенести в город и соорудить из них памятный обелиск с именами основателей ишимского телевидения.

Авторитет Н.П.Хрулева после пуска ретранслятора возрос настолько, что его пригласили на строительство любительского ретранслятора в Бердюжье (1969 г.), а затем и в других районных центрах. Всего Хрулеву довелось построить 12 ретрансляторов и телецентров в Заводоуковске, Викулово, Тобольске (хрулевская вышка до сих пор стоит на Панином бугре), в Сорокино, Армизоне, Абате, Салехарде и в других местах нашей области. В Сургуте он монтировал "Орбиту" - станцию спутникового приема, с его участием строилась радиорелейная линия Курган-Тюмень.

Н. П. Хрулёв. фото из семейного архива

В памяти всех, кто с ним работал, он остался непревзойденным монтажником, знатоком техники, радио и кинодела, заядлым фотолюбителем, человеком с удивительными изобретательскими способностями. Уже упоминались предвоенные опыты Хрулева по созданию первой в Ишиме звукозаписывающей аппаратуры с механической фиксацией звука на кинопленке. Спустя несколько лет он построил один из первых магнитофонов в нашем крае. Сейчас магнитофон хранится в музее истории науки и техники Зауралья при нефтегазовом университете в зале истории радио и телевидения. Прибор подарен музею Г.А.Хрулевой. Там же находится один из первых в стране ламповый радиоприемник типа БЧШ 1926 года выпуска, когда-то принадлежавший Н.П.Хрулеву. Он - еще один памятник этому удивительному самородку, посвятившему радиотехнике всю свою жизнь.

А где же затерялось во всей этой эпопее ишимского телевидения имя А.Н.Ушакова? Когда решался вопрос о составе группы строителей ретранслятора и руководства ею, без колебаний остановились на Хрулеве. И не столько потому, что познания о телевидении были у кого-то больше или меньше, сколько из чисто производственных соображений: у Хрулева, как работника культуры, в отличие от Ушакова, не было жесткого рабочего дня. Так и выпал А.Н.Ушаков из почетной обоймы. Может быть это случайное событие несколько позже стало причиной некоторого отчуждения двух заслуженных любителей радио в Ишиме.

После отъезда в Тюмень телевизионная вышка во дворе дома Ушаковых была демонтирована и передана в деревню Рядовичи Сорокинского района. С ее помощью в этой сельской глубинке принимались телевизионные передачи ишимского ретранслятора (расстояние по прямой - 53 км). Возможно, вышка стоит там до сих пор.

В разные годы были известны имена замечательных любителей радио в Ишиме М.А.Яковлева (станция юных техников), В.А.Богачанова и мн. др. Нет сомнения, что самодеятельные радиоконструкторы города еще не раз в будущем заявят о себе по мере развития радиотехники и опровергнут технические, технологические и
любые другие запреты, появляющиеся время от времени и, как ни странно, способствующие всплеску радиоталантов.

П Р И М Е Ч А Н И Я:

Благодарю за содействие Г.А.Хрулеву и Н.Л.Проскурякову (Ишимский краеведческий музей).

В.Е.КОПЫЛОВ

Краеведческий альманах "Коркина слобода" - N 1 - 1999

http://www.vishime.ru/blogs/2010/11/05/o-pervyh-radiolyubitelyah-ishima/