Счастье шарманщика так хрупко
Знакомимся с коллегами |
От редактора. Процесс легализации некоммерческого радиовещания в Украине только разворачивается. Но нет смысла больше тянуть и надеяться на то, что такая возможность появится сама собой. Ряд западных стран уже ввел в свои законодательные базы такую возможность, особенно для учебных заведений, университетов и колледжей. Появился даже термин: кампус-радио. Хорошая альтернатива большинству бездарных ФМ станций. Давайте почитаем рассказ Н.Михеевой и окунемся в тот мир юности, который подарил обществу множество будущих талантливых радиоспециалистов.
Наталья Михеева, «Мелена»,
индивидуальный радиовещатель
Я расскажу о том, как впервые в своей жизни столкнулась с нелегальным радиовещанием. Мне в ту пору было 14 лет, и жила я тогда с родителями в одном из северных городов Тюменской области, в городе Мегионе. Это еще совсем молодой город, которому в 2010 году исполнится только 30 лет.
Знакомство с радиоэфиром
Как-то решив послушать радио в диапазоне средних волн, я вращала ручку своего приемника и наткнулась на странную радиостанцию. В эфире был просто слышен какой-то разговор, совсем не похожий на вещание типичной радиостанции. Я заинтересовалась, но никак не могла понять, как этот разговор попал в эфир. Немного погодя на этой же волне включили музыку. К моему удивлению качество музыкального звучания здесь оказалось даже лучше, чем на моей любимой радиостанции. Я поделилась своим открытием с подружкой, и мы вместе каждый день стали включать приемник, чтобы слушать эти радиопередачи и интересные концерты современной музыки. По прошествии некоторого времени мы поняли, что голоса, которые мы слышали на новой радиоволне, принадлежат жителям нашего города, так как все то, о чем они говорили, было связано именно с ним. Через неделю мы уже знали, чем каждый из этих своеобразных радиоведущих занимается: работает или учится, живет с родителями или у него уже есть своя семья. Тогда мы окончательно убедились, что это были наши ровесники, а подобных радиостанций, которые они называли «шарманками», в средневолновом диапазоне предостаточно.
Нам с подругой тоже захотелось иметь такую же домашнюю радиостанцию. Чем мы хуже? Но большой проблемой оказалось найти и познакомиться с этими загадочными «шарманщиками». В их поисках мы прошлись по соседним школам, но там не оказалось подобных радиосекций. Не было в городе и просто клубов или каких-либо кружков по интересам. Конечно, есть спортивные секции, но это не интеллектуальное увлечение. Тогда пришлось обратиться к помощи знакомых и соседей, и вскоре нам, наконец, повезло — выяснилось, что брат моей подруги знает одного такого «шарманщика» с позывным «Химик». Мы договорились c ним о встрече, он согласился на нее, предупредив нас о товарищеской солидарности, потому что подобная радиодеятельность оказалась незаконной.
Он в свою очередь познакомил нас с ветераном «шарманщиков» нашего города, ему в те годы было уже за тридцать. Выяснив наше рвение к радиовещанию и добрые намерения, «Светланка» (такой был у него позывной) ввел нас в круг общения нелегальных радиовещателей, которых он называл романтическим словом «радиопираты». Вот далеко не полный список, который удалось вспомнить, ведь прошло больше десяти лет: Пятый, Изумруд, Сириус, Двойка, Реклама, Вдова, Кардинал, Карлик, Горизонт, Тридцатый, Тринадцатый, Шестерка, Амнистика, Весна, Самолет, Тройка, Профессор, Поцелуй, Вредитель.
Ну, какие же это «радиопираты»? Это были добрые и увлеченные парни!
Вот так сбылась моя мечта, и я окунулась в мир радио. Позднее «Светланка» даже дал свое согласие выходить в так манящий меня эфир с его аппарата, но уже под моим личным позывным. Его я выбрала сама, и до сих пор считаю своим вторым именем — «Мелена». После окончания уроков в школе, сломя голову, я бежала к «Светланке», чтобы скорее выйти в эфир. Моему счастью не было предела, а в перерывах, когда слушала музыкальные концерты от других «операторов», я успевала делать уроки. Ближе к вечеру, счастливая, с приготовленными уроками я прибегала домой и до поздней ночи продолжала слушать в эфире голоса моих друзей. Тот, кто познал микрофон и эфир, тот с этой любовью обручен на всю оставшуюся жизнь!
Первая «шарманка»
Самым незабываемым днем в моей юношеской жизни стал праздник 8 марта 1995 года. В этот день вместо традиционных цветов, которые обычно дарили всем девчонкам, «Пятый» и «Светланка» преподнесли мне, собственный аппарат. Он был такой маленький, что помещался на моей ладошке (имеется в виду приставка). Сердце мое пело! С тех пор у меня появился свой аппарат, собранный на радиолампе 6П3С. Как выяснилось после первого выхода в эфир, он оказался самым мощным в городе, а длина антенны моей домашней радиостанции составляла всего 15-20 метров. Постепенно радиостанция «Мелена» стала пользоваться в городе необычайной популярностью. Как только я выходила в эфир, все «шарманщики» перед началом концерта пытались поговорить со мной и сделать заказ на ту или иную группу или музыкальное произведение. Но удавалось это только тем, у кого был аппарат сильней остальных, другие же забивали друг друга, пытаясь связаться со мной. Бывали случаи, когда ребята по две недели не выходя из дома, усовершенствовали свою аппаратуру, что-то перепаивали в ней для того, чтобы только поговорить со мной в эфире. Конечно, мне это льстило, ведь я пользовалась огромной популярностью даже среди своих ровесниц.
Кстати, под эфирным сленгом «шарманка», я представляла себе совсем не тот аппарат, который увидела в первый раз у ребят, я думала, что шарманка как в сказке про Буратино, которую нужно постоянно крутить рукой и из нее будет литься музыка. Благодаря знакомству с радиопиратами, я получила начальное представление о настоящей домашней радиостанции. Между прочим, это хобби мне помогало в учебе. Один раз, когда на уроке физики я разговаривала с соседкой по парте, учитель, заметив это, попросил меня, раз я все знаю и не слушаю его объяснений о трансформаторах, ответить у доски. Но в какой же он пришел восторг, когда я ему как по полочкам все разложила (ведь на эту тему я могла долго общаться). За ответ я, конечно, получила оценку «отлично».
Лозунг «Cама научилась, научи других» — в действии
За тот период, пока я «шарманила» (примерно с 1995 по1998г.г.), в эфире появилось еще два нелегала это «Вирус» и «Пионер». Это была моя «заслуга»: я заразила их своим увлечением и дала путевку в мир радиовещания, заслужив впоследствии большую благодарность от их родителей — ребята перестали болтаться по улицам и стали больше времени проводить дома, занимаясь любимым делом!
Но время шло, мое счастливое детство закончилось, и после окончания школы я уехала учиться в другой город, а радиостанцию передала своему младшему брату. Он присвоил себе позывной «Никотин», и стал «крутить» музыку, пользуясь моей фонотекой и постоянно пополняя ее. Ему так понравилось собирать разные конструкции для радиовещания, что у него постепенно появилось мужское хобби радиолюбителя. Он тайком от меня и мамы окончил курсы электриков, об этом мы узнали гораздо позже, когда брат пришел из армии, и достал из своей тумбочки аттестат. Так нелегальное радиовещание, «шарманки», микшеры, усилители и антенны, помогли моему брату найти свой путь в жизни и устроиться на хорошую работу. Кто знает, что было бы с ним, если бы не это хобби. Я тоже получила большой опыт и до сих пор в электричестве разбираюсь лучше своего мужа, и горжусь этим. Вот такую небольшую историю о нелегальных радиовещателях города Мегиона я поведала вам.
Спустя годы
Сегодня, спустя много лет, я с теплотой вспоминаю свой город детства и прекрасное увлечение юности. Я считаю эти годы самыми счастливыми в моей жизни! Но до сих пор не имея возможности заниматься законным радиовещанием, я все больше понимаю, что кто-то не заботится о нашей молодежи, как-то обделяют наших детей и подростков элементарной справедливостью, а ведь все могло быть совсем иначе, если бы любительское радиовещание было бы узаконено. А сколько желающих из числа бывших шарманщиков (и я в том числе) с большим удовольствием занялись любительским радиовещанием в FM-диапазоне, а если бы была такая возможность, то передавали бы свои знания и опыт молодым. В этом меня поддерживают и мой муж, и мой дядя, который является ветераном нелегального радиовещания с 70-х годов.
Я каждый год 7 мая звоню в город моей юности Мегион своему другу с позывным «Светланка». Поздравляю его с праздником и с волнением спрашиваю, как там наши ребята, вещают…? Да, говорит, вещают, и я с двойным чувством тревоги и радости за ребят кладу трубку. Я четко осознаю, — тревога и грусть, вызваны тем, что счастье шарманщика так хрупко, ведь они нелегалы.
http://cqf.su/arb_step5a_5.html