О двух уровнях консолидации в радиолюбительстве
Аналитика и публицистика |
В.Я. Кирсей, uy0ua, г. Киев
Новый Закон Украины «Про громадські об’єднання» дает следующее определение цели их создания «… для здійснення та захисту прав і свобод, задоволення суспільних, зокрема економічних, соціальних, культурних, екологічних, та інших інтересів». Общественный интерес в нашем случае проявляется к любительскому радио определенной прослойки гражданского общества – радиолюбителей. В радиолюбительстве как интересе (творческие исследования в радио, самосовершенствование, эфирное общение) нас интересуют использование радиочастот, занятия радиоспортом, почтовый обмен любительскими отправлениями (карточки, дипломы, печатные издания). Все это определено законами, скромнее всего - в творческой, научно-исследовательской составляющей, где жесткое регламентирование не уместно по определению.
«Три кита» радиолюбительского интереса – творчество, самосовершенствование, эфирное общение – инициативно реализуются радиолюбителями индивидуально, группами преимущественно на местном уровне, в домашних условиях, реже – выездом в «поле», «на природу», «фесты», экспедиции в другие регионы и страны. Львиная доля такой активности осуществляется в местных радиоклубах – общественных формированиях физических лиц первичного уровня, как правило, с правом юридического лица и легализацией одного из двух видов (регистрация, уведомление) или без такового. «Три кита» здесь дополняются очным общением по более широкому кругу интересов, особенно в области информации и ее технологий, а также процедурными акциями по оформлению законодательных требований и жизнеобеспечению клуба. Самоуправление клубом осуществляется его членами с помощью небольшого выборного общественного актива в соответствии с уставом. От опеки разных «ведомственных хозяев» радиоклубы, в большинстве, избавились еще на этапе перестройки, демонтировав «вертикали» подчинения по собственной инициативе или по случаю бросивших их на самовыживание обедневших и безответственных «хозяев».
Широкая совокупность радиоклубов является основным общественным достоянием радиолюбителей, горизонталью самоуправления в радиолюбительстве. И эта схема присуща всем демократическим странам. В Украине и ближнем зарубежье сохранились и другие формы культивирования радиолюбительства в виде детских, школьных и внешкольных, юношеских и молодежных образований типа СЮТ, ДЮСТШ, дворцов-домов досуга и культуры, радиокружков, звеньев ТСОУ и т.п., а также отдельных физлиц, удовлетворяющих свои интересы в любительском радио самостоятельно (т.н. единоличники). О радиохулиганах, радиопиратах и хакерах речь не идет.
Эта широкая горизонтальная сеть консолидации р/л по территориальному признаку и интересам есть первый и основной ареал его бытия, вне зависимости от существования ЛРУ. Этот уровень интеграции не имеет центра, поэтому лишен вертикали и центразизации по определению, и в этом его не обсуждаемый ПЛЮС. Следует заметить, что ОПФ этих клубов - ГО, но может быть и ГС; последняя, видимо, удобнее для областных объединений. Члены клубов могут состоять в нескольких клубах по интересам, таких, как UCC, UDXC, BSCC, …, а также в областных объединениях и (или) ЛРУ Очевидно, что документация каждого из этих клубов должна быть приведена в соответствие с новым законодательством. Вопросы легитимизации, правовой оболочки с начинкой – внутреннее дело членов клубов, вмешательство кого-либо «со стороны» здесь не уместно. Неуставные формы интеграции р/л типа радиокружков, включая индивидуалов, на взгляд автора, целесообразно упорядочить договорными отношениями с ближайшим местным клубом.
Нерешенной до конца общей проблемой первого уровня следует признать почтовый обмен любительскими отправлениями, который корректно решается созданием коммерческой почтовой структуры, возможно, с несколькими областными филиалами Это типичный случай сервисных услуг рыночного механизма «спрос-предложение», срабатывание которого не заставит себя долго ждать. Такую концепцию развивает Харьковская областная организация р/л.
Первый, основной, уровень интеграции р/л имеет существенный недостаток – ограниченные возможности «здійснення та захисту прав і свобод» р/л на уровне страны и за ее пределами, а также при организации «всеукраинских» р/л мероприятий. Народная мудрость напоминает нам, что «гуртом ібатька битилегше». Вот для этого и создается второй уровень интеграции р/л – всеукраинское объединение по типу ЛРУ Основное назначение ЛРУ – взаимодействие с органами власти и лоббирование интересов по проблемам, зафиксированных и пока отсутствующих в национальном и международном законодательстве, т.е. широкая правовая защита. Здесь же представляют интерес и те скромные возможности, которые можно обозначить как государственную поддержку молодежи и спорта, развития науки и талантов, образования граждан и т.п., не использовать которую было бы неразумно. В рамках ЛРУ более-менее удовлетворительно решается и почтовый обмен, хотя его правовая сторона вызывает определенную тревогу. Закон определяет две ОПФ для подобных объединений – ГО и ГС. Форма ГС не предполагает так называемого коллективного членства р/л в таком объединении, хотя это и «союз клубов». Закон определяет несколько принципов создания объединений, в частности, добровольности: «Добровільність передбачає право особи на вільну участь або неучасть у громадському об'єднанні, у тому числі в його утворенні, вступі в таке об'єднання або припиненні членства (участі) в ньому». Влияние на ЛРУ радиолюбителей при форме ГО осуществляется индивидуальным членством, а при форме ГС – и через членство юрлица-клуба.
Появляется ли вертикаль управления при разных ОПФ? Да, но не «сверху вниз», а «снизу вверх». Мы создаем, а не нас создают, это основа основ. Опасность самостоятельности проистекает от обособленных подразделений, создаваемых всеукраинскими объединениями при обеих формах, централизовано. Но она легко снимается совмещением функций руководителя областного объединения и Представителя ЛРУ в области. Промежуточная позиция местных клубов при форме ГС в этих отношениях представляется избыточной, бюрократической, поэтому - сомнительной. Вот здесь и уместна полемика, развернувшаяся в нашем радиолюбительстве в текущем году по выбору ОПФ. Влияние на эти проблемы законодательства о спорте – отдельная тема с серьезной корреляцией.
(Интересно в этом плане пристальнее взглянуть на нашу международную организацию – IARU. По сути – это союз национальных организаций (юрлиц) с вертикалью «снизу вверх», а его обособленными подразделениями выступают три «района» в лице небольших администраций. Директивы «на места» носят рекомендательный характер, а лоббирование интересов радиолюбителей мира достойно благодарности и подражанию. Но название - союз «радиолюбителей», что подчеркивает первичность защиты интересов физических лиц. Вот такая коллизия).
Изложенной схемой обеспечивается практически самостоятельное функционирование двух уровней системы консолидации р/л в Украине, а их взаимное влияние, связь - через индивидуальное членство и клубы. ОПФ на эти отношения влияет опосредовано, все зависит от конкретики уставов, что в наших руках. Перед нами фактически моральная дилемма выбора формы второго уровня – организация «с человеческим лицом» или союз обезличенных клубов. Бытующее мнение о возможном развале горизонтали клубов р/л при выборе ОПФ-ГО ошибочно, ибо законы социума (первичный «семейный» уровень) объективны. И не следует забывать зарубежный опыт, а также историческое время наших преобразований – отход от совкового мышления и демонтаж остатков тоталитарной централизации.
В заключение заметим, обозначенный выбор не решается «лихим» голосованием толпы, слишком ответственный и судьбоносный момент. Голосование станет уместным только после тщательного анализа набора аргументов в пользу той или иной формы каждым радиолюбителем через клубы и уполномоченных представителей на легитимной очной или виртуальной р/л «сессии», организованной по этому случаю. Организатором ее должны выступить действующие на сегодня Совет и Исполком ЛРУ.