Новая школа: мой маршрут
Повышение квалификации |
Почти три месяца, с 20 августа по 17 ноября 2012 года, более 6 тысяч учителей из самых разных регионов России – от Мурманска до Камчатки – участвовали в эксперименте. К российским коллегам присоединились школьные преподаватели из других стран СНГ. В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут», организованной совместными усилиями Intel и АПК и ППРО, профессионалы образовательной среды обменивались опытом, осваивали новые технологии, советовались со специалистами. А помогали им в этом увлекательном деле – учиться учиться и учить – более 90 экспертов, методистов, тьютеров программ Intel, представителей компаний Google, Microsoft, Hewlett-Packard, Cisco, «Азбука», «Научные развлечения».
Подобный сетевой эксперимент не имеет аналогов в нашей стране. Его результаты будут всесторонне проанализированы, и, возможно, в будущем станут темой не одной кандидатской диссертации. Действительно, при таком количестве участников и типов активностей (в рамках мероприятия прошло более 120 мастер-классов, вебинаров, видео-лекций, и он-лайн тренингов), накоплена хорошая статистика, на основании которой можно делать прогнозы и давать обоснованные практические рекомендации по реализации программ ИКТ в образовании.
Сами победители, а их было трое, так оценивали те «уроки», которые удалось извлечь из участия в мероприятии. Татьяна Соколова, учитель информатики из города Саров Нижегородской области: «Как хватило сил, терпения и навыков, чтоб победить? Хватило сил не только учиться, учить своих учеников, но и жить. В профессиональном плане – было много полезных мастер-классов, новых методик преподавания. Для себя лично – преодолела психологический барьер общения на форуме». Элла Суховерова, методист института повышения квалификации педагогических кадров из города Владимир, курирует вопросы информатизации образования во Владимирской области: «То, что учителя тяжело осваивают информационные технологии – ни для кого не секрет. Ценность данной конференции в том, что инициатива шла не «сверху», педагоги сами могли выбирать возможность – возможность повышения квалификации. Важно, что с каждым днем таких учителей становится все больше». Третьим победителем конференции стала Маргарита Калюжная из Кировограда, Украина. Награда – поездка на BETT-2013, крупнейшую международную образовательную выставку, которая будет проходить в Лондоне с 30 января.
Александр Демахин, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2012», отметил очень важный вывод, который он сделал для себя после участия в конференции: «Один мой преподаватель сказал, что нельзя передать технологию без судьбы. Судьба учителя – индивидуальна, уникальна. Мне в этой инициативе нравится то, что она предоставляет возможность при помощи технологии выстраивать судьбу действительно индивидуальную, а не нормированную, предуказанную».
«Был проложен первый маршрут. Теперь важно описать эту модель и представить как нормативно-одобряемую. Другой момент: учебный материал, сформированный в процессе он-лайн конференции, оказался настолько полезным, что важно его обработать и представить как новый альтернативный ресурс, важно подготовить также научный сборник по результатам конференции в электронном формате», – прокомментировала эксперимент Лариса Горбунова, проректор по науке АПК и ППРО.
Вера Баклашова, директор образовательных программ Intel в России и СНГ, поделилась своими впечатлениями о мероприятии: «Это для нас – огромный опыт, который мы должны осмыслить. Аудитория участников была разнообразной – от новичков до профессионалов. Каждый из них будет выстраивать свой собственный маршрут. И на этом пути, прежде всего, нужно помогать новичкам. Проанализировав весь опыт, проанализировав результаты двух исследований, которые мы сделали в рамках конференции, мы, конечно же, двинемся дальше. И вы узнаете об этом первыми!».
Прозвучало мнение экспертов Intel, которые в течение трех месяцев принимали самое непосредственное участие в судьбе учителей, поддержавших он-лайн-инициативу.
Борис Ярмахов, эксперт Intel: «В нашей секции изучали технические вопросы – серверную часть, облачные решения, сети, то есть «железную» сторону процесса. Мы заглянули в будущее, лет на 20 вперед, - каким будет образование послезавтрашнего дня. Все говорят, что учитель должен перестать «лекторствовать», а ученик должен перестать быть «белым листом». Эта конференция наглядно показала, что грань между обучающим и обучающимся очень зыбкая. Люди могут очень быстро меняться ролями в зависимости от того, какую задачу они решают. Я, руководитель, начал учиться у одного из участников конференции из далекого города Лонгепаса, про который мало кто знает. Я учусь у него как организовывать телемосты, в результате которых профессор из Техаса обучает сибирских школьников астрономии и ядерной физике. И это органично. Другой момент, который хочется отметить: мерилом ценности созданного становится его повторное использование. Если то, что создано, будет востребовано, тогда не зря теряли время. Если основная мысль создающего – чтоб не украли копирайт на то, что создавалось в тяжких муках, скорее всего, человек создал что-то такое, что кроме него ни для кого интереса не представляет. Основной итог данного мероприятия я вижу в том, что сформирован депозиторий цифровых ресурсов, которые будут использоваться повторно, значит, создано что-то полезное».
Марина Ливенец, эксперт Intel: «Важно отметить, что весь контент (то, что было создано участниками ранее, и то, что они создали в рамках мастер-классов) был практико-ориентированный. Этот контент учителям удалось опробовать в реальном учебном процессе. Была налажена обратная связь: результаты обсуждались в рамках конференции. Учителя иногда боятся «научности» и просят, ориентируясь на практику применения, излагать все в доступной форме. Наша роль в качестве экспертов заключалась в том, чтоб стажеры структурировали свою информацию, изложили ее в ясном формате и показали свои «алмазы-жемчужины». Мы получили на выходе новую команду, и мы должны, взаимодействуя с учителями, аккумулировать, обобщить и тиражировать накопленный контент. Учителя должны продолжать разрабатывать собственный контент, развиваться».
Оксана Петрова, эксперт Intel: «При правильной организации сеть обладает «сетевым эффектом»: каждый пришел со своей информацией, со своими знаниями и организовал деятельность, в результате которой информация прирастала многократно».
Ирина Краснова, руководитель по маркетингу образовательных программ Intel в России и СНГ, отметила: «В рамках конференции мы постарались охватить все технологии ИКТ, которые сегодня существуют в мировой практике. За каждым огромным пластом стоит несколько человек, которые смогли все эти виды деятельности совместить и предложить мастер-классы, вебинары и другие типы активности. Это уникальный организационный опыт».
Имена победителей были объявлены 28 ноября на V международной конференции Intel «Чему и как учиться и учить в XXI веке». Здесь же была презентована книга Бориса Ярмахова «1 ученик: 1 компьютер – образовательная модель мобильного обучения в школе». В основе данной концепции – ситуация, в которой основным инструментом обучения школьника становится компьютер, а основными технологиями – сервисы сетевого взаимодействия. Такая модель уже используется на практике в 30 странах мира. Автор, доцент ННГУ и эксперт Intel, в доступной форме, не «пугая» читателя излишней терминологией, рассказывает о возможностях данного метода обучения и накопленном опыте. Такую модель реализовали, например, в 2008 году в летнем лагере для школьников на базе биостанции ННГУ: были созданы лаборатории летописцев, художников, конструкторов, в которых ребята с удовольствием занимались. Свою эффективность показала модель «1 ученик: 1 компьютер» и в обучении детей с ограниченными возможностями в московской школе №196. Вместе с тем сам Борис Ярмахов считает, что компьютер не заменяет собой учителя – он дает дополнительные возможности развития и учителю, и ученику.
На обсуждении итогов он-лайн конференции присутствовал и народный учитель РФ, учитель физики Лев Васильевич Пигалицын, который также высоко оценил возможности и перспективы новых технологий.
В связи с возникшим чувством оптимизма, которое внушило данное мероприятие, вспоминается уникальный пример сетевого обучения школьников, реализованный в МГУ им. М.В. Ломоносова более 40 лет назад – когда компьютеры были большими, а объемы накопленной человечеством информации – маленькими. Один компьютер ЕС-1020, например, занимал площадь 100 квадратных метров, и увидеть это чудо можно было только в вычислительных центрах. Что касается объемов информации – от начала появления первых компьютеров до 2003 года было создано 5 млрд гигабайт информации, а в 2010 году такое же количество информации научились создавать всего за два дня, и, по прогнозам, в 2013 году будут создавать всего за 15 минут.
Во Всесоюзной заочной математической школе при МГУ, ВЗМШ (которая, кстати, до сих пор существует и именуется Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа»), школьники дистанционно постигали основы наук – биологии, математики, физики, химии. В ВЗМШ мог поступить любой ученик из любого населенного пункта нашей страны, выполнив успешно вступительное задание. У каждого был свой собственный учитель – студент университета, который обучал его предмету в течение двух-трех лет. «Облачной технологией» тех времен была авиапочта, посредством которой доставлялись письма от ученика к учителю и обратно – и на Крайний север, и в Сочи. А увидеться «воочию» учитель и ученик могли лишь, когда ученик приезжал уже в качестве абитуриента поступать в МГУ. Многие учителя, те, что сейчас преподают в школах, учились в детстве в ВЗМШ. Многие считают, что такое сетевое обучение было очень эффективным и проверено временем.
Думается, что и данное начинание с использованием современных технологий, несомненно, также окажется полезным и востребованным. Следует сказать, что образовательная программа Intel реализуется в 80 странах мира. В России за 11 лет ее участниками стали более 800 тысяч учителей. Джон Дейвис, вице-президент корпорации Intel, поздравляя победителей он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут», сказал: «Для нас большая честь участвовать в таких проектах, если они делают людей лучше. Все, кто прошел обучение, своим примером могут вдохновлять других».
Автор: Лариса Аксенова