Функции, задачи и документация совета общественных радиолюбительских организаций в Украине

Будни ЛРУ

ПРОЕКТ

Функции, задачи и документация совета общественных радиолюбительских организаций в Украине

методические рекомендации для общественных радиолюбительских организаций

автор: ……Пащенко В.И. (UT2UQ), ……

Предназначены в качестве методических рекомендаций для руководства деятельности общественных радиолюбительских организациях

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление ………………………………………………………………….

1. Функции совета организации ……………………………………………

2. Обязанности совета ………………………………………………………

3. Основные правила работы совета ……………………………………….

4. Ответственность председателя правления (Президента) ………………

5. Документация совета ……………………………………………………..

6. Протоколы заседаний совета, общего собрания, конференции ………..

7. Правила оформления протоколов ………………………………………..

8. Отчетность совета …………………………………………………………

9. Практические вопросы для совета по финансовому

    менеджменту (управлению финансами) ………………………………….

Закючительная часть ………………………………………………………….

 

 

03057, Киев 57, проспект Победы 52/2, оф.29, ЛРУ

http://uarl.org.ua/

 

Вступление

Методические рекомендации могут быть интересны членам исполнительных органов общественных радиолюбительских организаций Украины как инструмент для более эффективного управления организацией. Основные вопросы, рассмотренные в данных методических рекомендациях: правила работы совета, функции совета, конфликт интересов, коллегиальное принятие решений, документация.

Структура общественных радиолюбительских организации (далее – ОРО) зависит от видов и масштабов деятельности организации о количества людей, которые заинтересованы в ее функционировании. Для начинающих свою работу организаций структура может носить условный характер. Для средних и крупных ОРО стоит принять во внимание несколько разновидностей структуры организации, единицами в которых могут быть различные органы управления организации.

 

1. Функции совета организации

Высшим органом управления в ОРО является общее собрание (съезд, конференция). В этом разделе мы рассмотрим принципы работы исполнительного органа управления, который он подотчетен и выполняет решения общего собрания (конференции). Несмотря на то, что у большинства наших организаций совет – это все же формальная структура, как зарубежный, так и украинский опыт показывает, что организации, где совет по-настоящему работает, развиваются более целенаправленно и успешно.

В зависимости от разных видов деятельности и направлений состав совета может иметь от 5 до 15 человек (желательно нечетное количество). В состав такого совета входят координаторы разных программ, что обеспечивает адекватное представительство различных позиций и направлений деятельности. Как правило, члены совета, кроме головы совета (Президента), не получают заработную плату в этом органе. Расходы, обусловленные выполнением уставных обязанностей в этих органах, могут быть возмещены за счет средств организации по решению совета, предусмотренные в годовом бюджете.

Основными функциями совета организации являются:

- контроль за выполнением стратегических целей и задач организации, определенных общим собранием (конференцией);

- мониторинг деятельности организации в условиях изменчивой окружающей среды;

- ответственность за деятельность организации перед общим собранием (конференцией), членами, донорами, правоохранительными и контролирующими органами.

Эти функции не может выполнять никакая другая структура, кроме совета. В идеале, совет не должен вмешиваться в общий менеджмент организации, которым занимаются оплачиваемые сотрудники. Однако сотрудники ответственны за реализацию стратегии, выработанную советом, общим собранием, (конференцией).

Баланс ответственности между советом и сотрудниками организации зависит от конкретной ситуации. В работу административного персонала, который разделяет общие ценности и работает эффективно, совет вмешивается реже. Организации, где совет гораздо сильнее штата сотрудников, они вынуждены более часто вмешиваться в менеджмент организации. Однако в такой ситуации необходимо помнить, что совет, не отделен от менеджмента, функционирует в постоянном состоянии конфликта интересов, поскольку контроль и исполнительные функции в данной ситуации смешиваются одна с другой.

 

2. Обязанности совета

Независимо от размера и масштаба деятельности организации, совет выполняет следующие обязанности:

- формирование и пересмотр миссии организации. Совет обеспечивает реализацию миссии в организации тем, что контролирует, все ли сотрудники и члены организации понимают содержание миссии, т.е. в обязанности совета входит хорошо и понятно сформулированное содержание миссии организации и доведение ее до сотрудников, членов организации и других заинтересованных лиц. Обязанностью совета в этом плане, есть обеспечение того, чтобы миссия отвечала потребностям общества и членов организации. Совет также обязан следить за тем, чтобы миссия была реалистичной по масштабам и ожидаемыми результатами. Миссия организации, как правило, описана в уставе;

- определение критериев успешности деятельности организации и оценка деятельности организации согласно этим критериям. Во время проведения оценки, правление должно четко следить за тем, чтобы были четко определены цели оценки, проанализированы результаты. Также необходимо убедиться в том, что рекомендации претворены в жизнь организации;

- влияние на общее распределение ресурсов через стратегическое планирование и формирование бюджета. Планирование – это процесс определения целей и стратегии для их достижения путем соответствующего распределения ресурсов. Планирование может иметь различные формы: годовой бюджет, штатное расписание, CASH FLOW и др. Независимо от того, какой способ планирования выбрала организация, контроль за планированием, как за эффективным и постоянным процессом, является основной обязанностью совета. Совет отвечает за то, чтобы ОРО имела необходимые для ее работы ресурсы: человеческие, материальные и финансовые. Это становится возможным при условии мониторинга финансового состояния организации (внешнего и внутреннего контроля), своевременного возобновления материально-технической базы, привлечение ресурсов со стороны;

- учреждение общей политики работы организации, которая включает: финансовую политику, кадровую политику, политику в отношении этических вопросов. Совет формирует ценности организации и устанавливает стандарты их профессионального утверждения как своей собственной деятельностью, так и через политику, которую оно устанавливает;

- опуляризация деятельности организации: совет пропагандирует деятельность организации в обществе и является связующим звеном между членами организации, донорами, клиентами и другими заинтересованными лицами.

У совета также есть обязанности по отношению к своей деятельности. Среди них:

- избрание председателя совета (Президента), в случае, если это не предусмотрено полномочиями общего собрания (конференцией);

- привлечение новых членов, ресурсов соответственно потребностям организации;

- разработка собственного плана действий и приоритетов;

- контроль за деятельностью председателя совета (Президента) и исполнительного комитета;

- подготовка отчетов перед общим собранием (конференцией);

- мониторинг собственной деятельности и деятельности административно-управленческого персонала.

 

3. Основные правила работы совета

- совет знает и поддерживает миссию организации;

- каждый член совета заранее подготовлен к заседанию;

- соблюдает политику предотвращения конфликта интересов;

- принимает участие в привлечении ресурсов;

- придерживается правил допустимой конфиденциальности на фоне гласности в работе;

- принимает решения коллегиально большинством голосов;

- популяризует деятельность организации;

- не получает заработную плату за свою работу (кроме его отдельных членов).

Выполнение вышеперечисленных правил работы совета означает, что от членов совета ожидается регулярное участие в заседаниях совета, активное участие в рассмотрении того или иного вопроса при принятии решений и признание интересов организации выше своих личных.

 

4. Ответственность председателя правления (Президента)

Совет общественной радиолюбительской организации не может эффективно функционировать без лидера. Председатель (Президент) ответственен за работу правления. Председатель совета (Президент) ответственен перед советом и общим собранием (конференцией) за деятельность, которую он осуществляет по управлению организацией по поручению совета, общего собрания или конференции. Совет самостоятельно устанавливает сроки, в которые председатель (Президент) должен отчитаться перед советом в период между общими собраниями (конференциями). Председатель совета (Президент), как правило, имеет право первой подписи на всех банковских и финансовых документах организации. Но бывают случаи, что право управления организацией принадлежит исполнительному директору, которого назначает совет. Законодательство бухгалтерское и налоговое определяет степень ответственности лица с правом первой подписи перед Законом. Согласно ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 11.05.2000г. №1807-III, «ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечения фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющее руководство организацией в соответствии с законодательством и учредительными документами».

В случае, если у председателя совета (Президент) есть право первой подписи, то его полномочия должны быть описаны в уставе организации. Среди них:

- право подписи на всех банковских и финансовых документах;

- прием на работу и увольнение штатных сотрудников и привлеченных экспертов;

- управление ресурсами организации: человеческими, материальными, денежными;

- представление интересов организации в отношения с органами власти и другими коммерческими и некоммерческими структурами;

- популяризация деятельности организации в обществе.

По отношению к совету у председателя (Президент) акже есть свои обязательства:

- составление графика заседаний совета;

- подготовка и проведение заседаний, ответственность за документирование;

- в случае наличия в организации исполнительного директора, как лица с правом первой подписи – контроль за его деятельностью;

- отчетность перед советом по выполненным действиям.

 

5. Документация совета

Делопроизводственные документы составляют наиболее обширную группу источников. Управление есть не что иное, как процесс передачи, оценки, преобразования информации и осуществляется в значительной мере в форме бумажного документооборота. Документы свидетельствуют и удостоверяют факты, события, права, обязательства, компетенцию, полномочия, подтверждают и доказывают их. Значение документов как исторических источников определяется в зависимости от их роли в общественном развитии и от научно-исторической ценности заключенных в них сведений.

Как вести внутреннюю текущую документацию общественной организации в Украине? Законом она не регламентируется.

Приведем общепринятую примерную классификацию делопроизводственной документации:

1. Организационная документация: определяет порядок какой-либо деятельности, структуру, компетенцию, задачи, формы и методы исполнения и пр. Это – положения, уставы, правила, статуты, обязательства, договоры, контракты, трудовые соглашения.

2. Распорядительная документация: служит для реализации управленческой деятельности. Это продолжение документации организационной. Сюда можно отнести решения, резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения, поручения, предписания, приказы и пр.

3. Особый вид организационно-распорядительной документации составляют протоколы и стенограммы заседаний коллегий, собраний, съездов, конференций и пр.

4. Текущая переписка организации (письма, телеграммы, радиограммы, телефонограммы и пр.). Сюда же можно отнести и письма в государственные и общественные органы, письма членов общественной радиолюбительской организации и т.п..

5. Плановая документация.

6. Учетная документация.

7. Контрольная документация.

8. Отчеты, в том числе бухгалтерские.

Документация может вестись в бумажном и (или) электронном виде. Электронный вид документооборота должен предусматривать надежность сохранения документов и их защиту от несанкционированного изменения (лицензионная система электронного документа оборота, например, Электронный архив ЭТЛАС).

Основным нормативным актом, регламентирующим технологию работы с документами, является разработанная в организации Инструкция по делопроизводству. Она должна учитывать специфику данной общественной организации. В Инструкции находит отражение весь процесс работы с документами, все принятые делопроизводственные процедуры. В приложении помещают схемы документопотоков, сложившихся из практики в общественной организации, образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры заполнения отдельных видов документов.

С Инструкцией должны быть ознакомлены все управленцы, менеджеры, специалисты структурных подразделений. Она служит своего рода методическим пособием для сотрудников организации, причастных к работе с документированной информацией.

 

6. Протоколы заседаний совета, общего собрания, конференции

Совет свои решения оформляет протоколами. Протокол – это документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений, а также является базовым документом отчетности. Составляет протокол либо один из членов совета, либо секретарь организации. Подписывает протокол в обязательном порядке председатель совета (Президент) и лицо, составляющее протокол. Также по желанию, все члены совета могут поставить свои подписи или внести свое особое мнение. Решения, касающиеся политики организации следует собирать в папку, доступную для всех членов организации и штатных сотрудников. Председатель совета (Президент), либо исполнительный директор (секретарь) отвечает за то, чтобы папка с документами своевременно пополнялась и когда это необходимо, вносились соответствующие изменения.

Как правило, уставные документы определяют минимальное количество заседаний совета в год. Некоторые советы пришли к тому, что им необходимо встречаться чаще, чем это определено уставом. Члены совета планируют дату своего заседания заранее, а также внимательно к нему готовятся. Квалифицированные решения зависят от двух факторов: точной и надежной информации и умения ей воспользоваться. Членам совета необходима точная и актуальная информация, а также они должны знать, как ее использовать для укрепления организации. Члены совета должны просить штатных сотрудников помочь им подготовится к заседанию, заранее предоставить требуемые материалы. Члены совета не должны стесняться требовать у штатных сотрудников больше информации, если она необходима для принятия квалифицированного решения. Более того, члены совета не должны опираться только на штатных сотрудников как на единственный источник информации, они нуждаются в других точках зрения, в том числе и независимых экспертов, для того, чтобы быть уверенными в том, что имеют полную картину для обсуждения. Каждый член совета перед заседанием должен ознакомиться со всеми необходимыми материалами. Это сэкономит время, позволит провести активную дискуссию и сделает заседание более эффективным. Заседания проходят значительно продуктивнее, если повестка дня продумана и ей четко придерживаются все присутствующие. Члены совета с большим желанием принимают участие в заседаниях, когда предусматривается активная работа и настоящее обсуждение.

 

7. Правила оформления протоколов

Для того, чтобы протокол обладал юридической ценностью, необходимо следить, чтобы каждый такой документ содержал все необходимые реквизиты:

- название организации;

- название коллегиального органа (правление);

- дата заседания;

- номер протокола;

- инициалы и фамилии секретаря и председателя (Президента);

- состав присутствующих (список и число);

- повестка дня;

- текс протокола;

- перечень приложений (если они есть);

- подписи.

Текст протокола строится в соответствии с повесткой дня по разделам. Каждый раздел может состоять из трех частей и начинаться словами: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, РЕШИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ, которые пишутся прописными буквами в начале раздела. После этих слов ставятся двоеточие, указываются фамилия и инициалы докладчика или выступающего, а через тире приводится текст их выступлений.

 

8. Отчетность совета

Уставные документы ОРО обычно содержат информацию об отчетности совета перед общим собранием (конференцией). В функции и обязанности совета входит подготовка отчета совета, который состоит из аналитической и финансовой частей. Аналитическая часть состоит из подробного описания действий и мероприятий, которые проводились в организации в течении года. Финансовая часть показывает, сколько денег поступило в организацию и от кого и на какие программы и административные расходы они были использованы. Как правило, это делается по итогам года и докладчиком выступает председатель совета (Президент), либо другое лицо, которому совет эти полномочия делегировал. На основании отчета совета составляется годовой отчет организации, целью которого является – донести финансовую и другую информацию об организации до внимания общественности. Годовой отчет организации также может содержать выводы финансового аудита и независимых экспертов. Для общественных организаций такое требование не является обязательным, но многие организации понимают, что годовой отчет - это очень удобный повод для распространения информации о деятельности ОРО и ее программах. Законодательство не ставит жестких условий в каком именно виде необходимо распространять годовой отчет. Поэтому совет решает самостоятельно, будет этот отчет в напечатанном виде, в каком количестве экземпляров, либо просто размещен в Интернете, либо развешен на стенде в офисе организации.

Законодательство обязывает совет общественной организации предоставлять сводную финансовую отчетность по их деятельности согласно пункту 14 приказа Министерства Финансов Украины № 37 от 24.02.2000г.

 

9. Практические вопросы для совета по финансовому менеджменту (управлению финансами)

Следует отметить, что неприбыльная общественная организация обязана быть зарегистрирована в налоговом органе, не зависимо – от ее регистрации или легализации в Министерстве юстиции, как юридическое или неюридическое лицо. Только после данной процедуры именно налоговый орган присваивает код неприбыльной организации, дающей возможность в соответствии с уставными требованиями общественной организации иметь определенные льготы по уплате или освобождении от уплаты налогов (Податковий кодекс України, Стаття 157. Оподаткування неприбуткових установ та організацій). Как следует из требований ст.157 “Податкового кодекса України”, вопрос отнесения к определенной общественной организации к категории неприбыльной (подпункт б, г) напрямую зависит от утвержденного устава общественной радиолюбительской организации.

Рассматриваемые вопросы: Что такое управление финансами для неприбыльной организации и какую роль правление играет в эффективном управлении финансами? Как составить бюджет организации за год и по отдельным программам. Как наладить систему контроля за движением финансов в организации?

Управление финансами – это продуманная система действий, которая направлена на привлечение и использование ресурсов с целью реализации миссии организации. Каждая организация самостоятельно строит свою систему финансового менеджмента, руководствуясь своим опытом,

- доноры (для оценки предложенных программ).

Этапы составления годового бюджета организации по всем программам.

Первый этап.

Определение финансовых целей с учетом стабильности в будущем. Обычно организации берут прошлогодний бюджет и увеличивают его на 10-15%. Это будет эффективно, если прошлогодний бюджет корректировался, а если нет, то существует вероятность повторить все прошлогодние ошибки.

Второй этап.

Выбор способа бюджетирования.

Существует несколько способов составления бюджета и организация может самостоятельно выбирать любой из них:

- метод снизу вверх. То есть отдельные бюджеты по различным программам в сумме с административными расходами организации складываются в общий бюджет;

- метод сверху в низ, то есть наоборот. Определяется сумма всех возможно привлеченных средств и распределяется между программами.

- сводка поступлений средств CASH FLOW – показывает фактическое поступление денежных средств на расчетный счет и в кассу организации и сколько необходимо потратить в определенный период времени. CASH FLOW является показателем финансовой стабильности в организации. Планирование CASH FLOW предполагает планирование дополнительно привлеченных средств, которые в данный момент времени являются свободными, общего финансирования (привлечения средств), а также резерв платежеспособности, т.е. создание и накопление резервного фонда.

Планирование CASH FLOW позволяет:

- сокращать время, необходимое для расчетов;

- так называемая кассовая готовность, т.е. достаточное количество денежных средств на счету и в кассе для покрытия всех расходов;

- размещение свободных средств на депозитах.

Третий этап.

Сбор необходимой информации: финансовые данные прошлых лет, актуальные и проверенные рыночные цены, план счетов, прогнозы на изменение в законодательстве, знание «методологии» реализуемых программ;

Четвертый этап.

Составление калькуляции доходов и расходов.

Классификация доходов.

Доходы делятся на доходы, получаемые в виде

- безвозвратной финансово помощи, добровольных и благотворительных пожертвований;

- пассивные доходы (проценты, дивиденды, страховые выплаты и роялти);

- доходы от осуществления основной деятельности, описанной в уставе.

С точки зрения налогообложения, доходы делятся на облагаемые налогом на прибыль и необлагаемые. Облагаются налогом виды деятельности, не описанные в уставе и доходы от осуществления коммерческой деятельности.

- доноры (для оценки предложенных программ).

 

Этапы составления годового бюджета организации по всем программам.

Первый этап.

Определение финансовых целей с учетом стабильности в будущем. Обычно организации берут прошлогодний бюджет и увеличивают его на 10-15%. Это будет эффективно, если прошлогодний бюджет корректировался, а если нет, то существует вероятность повторить все прошлогодние ошибки.

Второй этап.

Выбор способа бюджетирования.

Существует несколько способов составления бюджета и организация может самостоятельно выбирать любой из них:

- метод снизу вверх. То есть отдельные бюджеты по различным программам в сумме с административными расходами организации складываются в общий бюджет;

- метод сверху в низ, то есть наоборот. Определяется сумма всех возможно привлеченных средств и распределяется между программами.

- сводка поступлений средств CASH FLOW- показывает фактическое поступление денежных средств на расчетный счет и в кассу организации и сколько необходимо потратить в определенный период времени. CASH FLOW является показателем финансовой стабильности в организации. Планирование CASH FLOW предполагает планирование дополнительно привлеченных средств, которые в данный момент времени являются свободными, общего финансирования (привлечения средств), а также резерв платежеспособности, т.е. создание и накопление резервного фонда.

Планирование CASH FLOW позволяет:

- сокращать время, необходимое для расчетов;

- так называемая кассовая готовность, т.е. достаточное количество денежных средств на счету и в кассе для покрытия всех расходов;

- размещение свободных средств на депозитах.

Третий этап.

Сбор необходимой информации: финансовые данные прошлых лет, актуальные и проверенные рыночные цены, план счетов, прогнозы на изменение в законодательстве, знание «методологии» реализуемых программ;

Четвертый этап.

Составление калькуляции доходов и расходов.

Классификация доходов.

Доходы делятся на доходы, получаемые в виде

- безвозвратной финансовой помощи, добровольных и благотворительных пожертвований;

- пассивные доходы (проценты, дивиденды, страховые выплаты и роялти);

- доходы от осуществления основной деятельности, описанной в уставе.

С точки зрения налогообложения, доходы делятся на облагаемые налогом на прибыль и необлагаемые. Облагаются налогом виды деятельности, не описанные в уставе и доходы от осуществления коммерческой деятельности.

Расходы делятся на прямые (непосредственно направленные на реализацию программ) и административные (расходы, которые несет организация независимо от того, сколько программ она реализует в данный момент: зарплата бухгалтера, аренда офиса, услуги связи и др.)

Пятый этап.

Утверждение бюджета. Функции составления и утверждения бюджета должны быть разделены. Бюджет является внутренним документом организации, в его составлении участвуют как совет, так и сотрудники организации, а утверждает его обычно совет. При утверждении бюджета необходимо обращать внимание на его соответствие запланированным действиям организации. В общественных радиолюбительских организациях – программа деятельности.

Шестой  этап.

Контроль за выполнением бюджета, анализ и корректировка отклонений.

Необходимость корректировки бюджета может возникать в связи с:

- разницей в полученных доходах (как в большую, так и в меньшую стороны);

- разницей в расходах из-за неверно заложенной информации о ценах, ошибках в калькуляции, а также благодаря экономиям и скидкам;

- изменением программной деятельности.

Анализ желательно проводить часто, чтобы иметь возможность своевременно вносить коррективы. Также необходимо обратить внимание на то, каким образом изменения в бюджете отдельного проекта могут повлечь изменения в бюджете всей организации. Обращайте внимание на процент отклонений. Большинство доноров без проблем соглашается на 10 % отклонений. Большие изменения требуют обращения к донору с просьбой, чаще с письменной, о возможности изменений в бюджете.

Корректировка бюджета может происходить так:

- урезание расходов (должно происходить таким образом, чтобы не задеть личные расходы и не ухудшить качество работы), увеличение расходов (должно происходить в случае привлечения дополнительных средств и началу работы новой программы);

- перемещение между расходными статьями и бюджетами программ;

Несколько советов по составлению бюджетов для доноров.

При составлении бюджета для донора в рамках заявки на грант необходимо учитывать:

- максимальную сумму выделяемой дотации;

- формат и валюту бюджета;

- какие группы расходов финансируются, а какие нет;

- требует ли донор дофинансирование из другого источника или нет;

- точку зрения донора о возможных финансовых доходах (процентах), полученным благодаря размещению временно свободных средств гранта на депозитных счетах;

При составлении бюджета нужно не забывать о расходах:

- на исполнительный персонал, социальные отчисления и отпускные;

- расходы на банковское обслуживание;

- расходы на ремонт, обновление материально-технической базы, страхование;

- обязательные выплаты и налоги;

- на развитие организации (обучение, стажировки);

- на оценивание деятельности;

- на подготовку проектов;

- на презентационные материалы и годовой отчет;

 

Управленческий учет в организации предполагает организацию бухгалтерского учета таким образом, чтобы:

1. Были выполнены все требования Закона «О Бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Закона «О налогообложении прибыли»;

2. Все первичные документы были оформлены в соответствии с направлениями расходов и содержали всю необходимую информацию;

3. План счетов был составлен по программам и был понятен руководству организации. Во многих организациях бухгалтерия находится исключительно в ведении бухгалтеров. Руководитель должен владеть полной информацией о состоянии бухгалтерии и контролировать работу бухгалтера и принимать решения в отношении методов ведения бухгалтерии;

4. Разделение расходов на программные и административные и соответствие их бюджету организации;

5. Возможность получения быстрой информации о состоянии счетов. Для этого используются специализированные бухгалтерские программы, наиболее распространенная из них 1С бухгалтерия с дублированием на бумажных носителях. Бухгалтерская документация должны быть систематизирована по программам, аккуратно подшита, руководитель должен быть проинформирован о физическом местонахождении документов. Хорошо организованная бухгалтерия значительно облегчает составление отчетов для доноров.

Задачи руководителя организации как лица, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета:

- совместно с бухгалтером составить приказ об учетной политике в организации, определяющий основные методы ведения бухгалтерии;

- совместно с бухгалтером составить план счетов, утвердить принципы документооборота;

- проверка актуального состояния банковских счетов и кассовой дисциплины ( остаток денежных средств в кассе не должен превышать установленного лимита);

- принимать решения о размещении временно свободных средств, каким способом будет формироваться резерв и покрываться непредвиденные расходы;

- принимать решение о проведении аудита в организации;

- утверждать финансовую отчетность.

рекомендация знакомых. Сотрудничество с банком должно быть осознанным элементом управления финансами, ведь это влияет на уровень и доходов и расходов.

Критерии выбора банка:

- состояние денежного капитала банка (информацию можно получить из финансового отчета банка);

- территориальная расположенность и компетенция отделов (определите, какая возможность пользоваться услугами в разных регионах, где находится ближайшее отделение какие вопросы может самостоятельно решать персонал этого отделения). Разъездной характер работ, присущий для неприбыльных организаций, наличие региональных отделений, благотворительные пожертвования, которые получают организации на различных благотворительных мероприятиях (а наличные средства необходимо в течение суток передавать из кассы на счет), другие срочные финансовые операции- все это должен обеспечить Вам Ваш банк.

- предложенный спектр услуг (выясните, какие услуги оказывает банк и как они соответствуют потребностям Вашей организации: зарплатные проекты, депозитные вклады различной срочности, обработка дорожных чеков, оперативного получения информации о состоянии счета по телефону или Интернету – все это может понадобиться в вашей работе.

- качество и цена услуг (быстрота и простота процедур при обслуживании, сколько стоит открытие счета и его ведение и какова плата за различные операции: оформление электронных карточек и др.);

- эффективность вложений (процентные ставки за содержание средств на депозите и текущем счете)

 

Заключительная часть

Для успешной работы правления, необходимо:

- вести правильно оформленную протокольную документацию;

- осуществлять планирование в виде составления бюджетов;

- внедрить систему внутреннего контроля управления финансами;

- контролировать деятельность назначенного лица с правом первой подписи по управлению организацией;

- принимать участие в утверждении финансовой отчетности;

- регулярно заслушивать отчеты председателя правления