Еще раз о новом законе об общественных организациях

Юридические аспекты

Для тысяч действующих в Украине общественных организаций главным событием законотворчества 2012 года стало принятие Верховной Радой нового Закона Украины «Об общественных объединениях» от 22.03.2012 г. № 4572-VI, который начнет действовать с 1 января следующего года, и тогда же утратит силу действующий Закон «Об объединениях граждан».

Новый закон в корне изменил правовые и организационные основания создания, деятельности, прекращения общественных объединений. Все действующие общественные организации будут обязаны в пятилетний срок привести свои уставы и деятельность в соответствие с новым законом. Такие изменения вызвали между лидерами НПО не меньше дискуссий, чем в 2008 году - принятие Закона Украины «Об акционерных обществах» у их акционеров и директоров.

Новый закон применяет термины, отличные от тех, которые закреплены в Законе Украины «Об объединении граждан» от 16.06.1992 г. Так, общим понятием относительно объединений, созданных для удовлетворения общественных нужд без цели получения прибыли, теперь является «общественное объединение».

Общественное объединение - это добровольное объединение физических лиц и / или юридических лиц частного права для осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения общественных, в частности экономических, социальных, культурных, экологических и других интересов. Общественное объединение по организационно-правовой форме образуется как общественная организация или общественный союз.

Общественная организация - это общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются физические лица.

Общественный союз - это общественное объединение, учредителями которого являются юридические лица частного права, а членами (участниками) могут быть юридические лица частного права и физические лица.

Одной из основных новелл является предоставление возможности выступать учредителями общественных объединений юридическим лицам частного права - так называемое вторичное право на свободу объединения (через создание других юридических лиц и коллективное членство). Это соответствует европейским тенденциям и является шагом к гармонизации отечественного законодательства с законодательством ЕС. Представление о том, что через деятельность юридических лиц реализуются права людей, конкретных граждан, давно воспринято и Европейским судом по правам человека. Таким образом, «юридические лица частного права» - не только другие общественные объединения, но и хозяйственные общества, кооперативы и т.д., - смогут принимать участие в объединениях граждан. Главное, чтобы цель и смысл деятельности союза отвечал соответствующему законодательству о неприбыльных организациях, а не о предпринимательских обществах.

Общественное объединение может осуществлять деятельность со статусом юридического лица или без такого статуса. Закон закрепляет, что общественное объединение со статусом юридического лица является непредпринимательским обществом, основной целью которого не является получение прибыли. Законодательное закрепление этого статуса общественных объединений является очень важным, поскольку полностью прекращает все сомнения относительно того, распространяются на общественные объединения общие нормы гражданского законодательства, регулирующие деятельность непредпринимательских обществ (согласно с ч. 2 ст. 83, ст. 85 Гражданского кодекса Украины). Важно, что наконец-то ликвидирована норма, которая позволяла общественным организациям защищать только интересы своих членов, теперь общественные объединения могут защищать любые интересы, которые они считают общественно важными. Также Закон отменяет государственный контроль уставной деятельности общественных организаций.

Следует отметить, что в Законе отсутствует норма о классификации статуса общественного объединения: всеукраинский, местный и международный. Закон определяет возможность существования общественных объединений с «детским», «молодежным» и «всеукраинским» статусом, но значение всеукраинского статуса существенно отличается от предыдущего. Подтверждение всеукраинского статуса общественного объединения и отказ от такого статуса отныне являются добровольными.

Деятельность общественного объединения в любом случае может распространяться на всю территорию Украины. Новый закон устраняет обязательное разделение объединений граждан по территориальному статусу внутри страны, который характерен только для стран постсоветского пространства. Европейские законы (например, Чехии, Эстонии) выделяют только международные объединения. Территориальный статус и распространение деятельности других организаций внутри страны не определяются и не ограничиваются.

Несколько изменились принципы деятельности объединений граждан (исчезли, например, принципы равенства и равноправия членов объединений). Статья 3 нового Закона определяет принципы образования и деятельности общественных объединений: добровольность, самоуправление, свободный выбор территории деятельности, равенство перед законом, отсутствие имущественного интереса их членов (участников), прозрачность, открытость и публичность. Законом предоставляется толкование основного содержания каждого из этих принципов, что в целом, по нашему мнению, является позитивным, поскольку с практическим толкованием принципов нередко возникали проблемы в правоприменительной практике.

Добровольность, в частности, предусматривает право лица на свободное участие или неучастие в общественном объединении, в том числе в его образовании, вступлении в такое объединение или прекращении членства (участия) в нем.

Самоуправление предусматривает право членов (участников) общественного объединения самостоятельно осуществлять управление деятельностью общественного объединения в соответствии с его целью (целями), определять направления деятельности, а также невмешательство органов государственной власти, других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления в деятельность общественного объединения, кроме случаев, определенных законом.

Свободный выбор территории деятельности предусматривает право общественных объединений самостоятельно определять территорию своей деятельности, кроме случаев, определенных законом. Равенство перед законом предусматривает, что общественные объединения равны в своих правах и обязанностях в соответствии с законом с учетом организационно-правовой формы, вида и / или статуса такого объединения.

Отсутствие имущественного интереса предполагает, что члены (участники) общественного объединения не имеют права на долю имущества общественного объединения и не отвечают по его обязательствам. Доходы или имущество (активы) общественного объединения не подлежат распределению между его членами (участниками) и не могут использоваться для выгоды любого отдельного члена (участника) общественного объединения, его должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные нужды).

Прозрачность, открытость предусматривает право всех членов (участников) общественного объединения иметь свободный доступ к информации о его деятельности, в том числе о принятых общественным объединением решениях и осуществленных мероприятиях, а также обязанность общественного объединения обеспечивать такой доступ.

Публичность означает, что общественные объединения информируют общественность о своей цели и деятельности. Законодательное закрепление содержания этих принципов будет способствовать реализации и защиты прав членов объединений граждан, а их соблюдение не будет затруднительным для реально действующих и действительно общественных, демократических организаций.

Новый закон расширил права общественных организаций и детализировал их. К уже существующим правам Законом добавлено право общественных объединений со статусом юридического лица осуществлять в соответствии с законом предпринимательскую деятельность непосредственно, если это предусмотрено уставом общественного объединения, либо через созданные в порядке, предусмотренном законом, юридические лица (общества, предприятия), если такая деятельность соответствует цели (целям) общественного объединения и способствует ее достижению. Сведения об осуществлении предпринимательской деятельности общественным объединениям включаются в Реестр общественных объединений. Впрочем, вопрос о налогообложении доходов от такой деятельности остается открытым.

Общественные организации, их союзы (ассоциации, другие объединения общественных организаций), легализованные до введения нового Закона в действие путем регистрации или легализации, не требуют соответственно перерегистрации или повторной подачи документов для легализации. Однако, уставы (положения) организаций, союзов общественных организаций должны быть приведены в соответствие с Законом в течение пяти лет со дня введения его в действие. Следует отметить, что регистрация изменений в устав (положение), связанных с введением Закона в действие, осуществляется без взимания платы за регистрационные действия в течение пяти лет со дня введения этого Закона в действие.

Также важно, что новые требования о наименовании общественного объединения не распространяются на общественные организации, их союзы (ассоциации, другие объединения общественных организаций), легализованные до введения этого Закона в действие до принятия такими организациями, союзами решений об изменении их названия или об их регистрации в качестве юридических лиц (если общественная организация была создана путем уведомления). Таким образом, пока общественное объединение не примет решение об изменении своего названия, его наименование может оставаться неизменным, если старое название соответствует форме этого общественного объединения. Это изменение «зацепит» сотни общественных организаций, названия которых содержат слова «комитет, агентство», названия предприятий, учреждений, организаций и ФИО физических лиц, использованные без их согласия. Ограничения по использованию названий, по нашему мнению, являются обоснованными, учитывая наличие в Едином государственном реестре общественных формирований сотен организаций с названиями вроде «Национальный антикоррупционный комитет», «Национальный комитет по борьбе с коррупцией», «Украинский национальный комитет содействия правоохранительным органам и органам государственной власти в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью», «Национальный Координационный Комитет по противодействию коррупции » и тому подобных. Простые граждане вряд ли смогут отличить такую общественную организацию от органа государственной власти Украины.

Таким образом, новый закон «сдвинул лед» в плоскости постсоветского правового регулирования деятельности объединений граждан и, несмотря на некоторые пробелы, существенно усовершенствовал законодательство в данной сфере, делая реализацию конституционного права на свободу объединения более доступной, упорядоченной и многогранной.

Анастасия Москаленко, адвокат, партнер ЮФ «Москаленко и Партнеры»,
Элина Анцут, старший юрист
.

http://jurliga.ligazakon.ua/news/2012/5/29/64832.htm