Как замечательно было бы появление собственных вещательных радиостанций в школах, колледжах, ВУЗах!

Знакомимся с коллегами

alt

Еще в детстве, а радиолюбительством я начал заниматься примерно с 12 лет, проходя по залам политехнического музея и глядя на первые вещательные передатчики, я мечтал о собственной радиостанции, построенной своими руками, о первом ее включении, о том, как меня услышат…

Но отвлечемся от лирических воспоминаний и вернемся к действительности. Давайте рассмотрим ситуацию, которая сложилась в настоящее время. Человек увлечен радиотехникой. В наше время это само по себе уже уникально. Термин радиотехника понятие обширное, но он увлечен той областью, которая называется — радиосвязь. Его путь к «эфиру» только один — радиолюбительство (связь на коротких и ультракоротких волнах). Я сам прошел такой путь. Сидя ночами за любительским передатчиком, я знакомился с новыми людьми, с удовольствием общался со старыми знакомыми. Мы говорили обо всем, вопреки правилам любительской связи, о жизни, о любви, о женщинах…

Но иногда, приходя вечером домой, я вместо передатчика включал старенький, любовно отреставрированный мною TELEFUNKEN 1943 года, и слушал другой «эфир» — вещательный. Голоса множества радиостанций доносились из динамика. Музыка самых разных жанров и народов, самые разнообразные языки и наречия. Все это было давно, но один момент я помню до сих пор. Было великолепное прохождение в диапазоне 31м. Меня привлек слабый сигнал видимо очень далекой радиостанции. Говорил человек на английском языке. Он говорил так спокойно и развязно, что я подумал: «Наверное, это какой-то радиоспектакль». Но потом понял — нет, это был «нелегал». К этому времени сигнал совсем потонул в помехах. Черт! Как обидно! Я быстро включил и стал настраивать на эту частоту приемник своей радиостанции. Через 5 минут, когда я было почти отчаялся, голос этого человека буквально выпрыгнул на меня из шума «эфира». Приемник Р-250 позволил отстроиться от помех, и я в наушниках с облегчением откинулся на спинку кресла. Человек долго рассказывал о себе, о горной местности, где он жил, как он собирал радиостанцию и монтировал антенну. Это было потрясающе! Он периодически давал в эфир свой телефон и ЕМУ ЗВОНИЛИ! Значит, его слышали и слушали люди. Он отвечал на вопросы. Один человек позвонил и стал рассказывать про свое горе, у него недавно умерла жена. Ему совсем не с кем было поговорить. Они долго беседовали. Потом еще было много звонков. Самые разные. Обсуждали музыку. Ставили разные музыкальные композиции. Постепенно сигнал стал тонуть в помехах, прохождение заканчивалось, и вскоре даже профессиональный приемник не мог помочь.

С тех пор, когда я бродил по ночному «эфиру», я каждый раз настраивался на знакомую частоту, но больше ни разу не слышал «голос» той, свободной радиостанции. Еще с большей силой захотелось мне осуществить свою давнюю мечту. Построить вещательный передатчик, самому, своими руками, что бы зазвучал в «эфире» мой голос. Мои музыкальные программы, составленные по моему вкусу. Рассказать о себе, о своей жизни, о своих друзьях. Дать послушать людям музыку и песни, которые сочиняли некоторые из моих друзей. Возможно, помочь кому-нибудь простым житейским советом. Я закрывал глаза и представлял, как прозвучит: «Всем, Всем, Всем! В эфире свободная радиостанция…»

Прошли годы. Нас уже давно, Слава Богу, не пытаются учить жить по текстам на обратных сторонах школьных тетрадей, и визгливым голосам лекторов политинформации и научного коммунизма. Жизнь изменилась. Человек стал более свободным. И как никогда появилась потребность самовыражения и самореализации. Особенно среди увлеченной молодежи. Вот где легализованное свободное радиовещание могло бы принести неслыханную пользу. И не только технически увлеченные молодые люди могут найти здесь свою нишу. Множество молодых людей, далеких от радиотехники, но жаждущих реализовать свой творческий потенциал, пытаются пробиться в студии профессиональных радиостанций. Это удается далеко не всем. Там обычно требуются люди с достаточным опытом работы, да и конкурс немаленький. В данной ситуации свободное радиовещание создает великолепное поле для формирования коллектива из людей с технической и художественной направленностью.

А как замечательно было бы появление собственных вещательных радиостанций в школах, колледжах, ВУЗах. Сколько новых и интересных технических решений могло бы появиться на свет. Сколько авторской музыки и авторских песен, оригинальных программ и проектов разбавило бы то смертельно надоевшее однообразие, которое зачастую предлагают нам некоторые профессиональные радиостанции. Я уже не говорю о том, какой опыт могут накопить молодые люди для дальнейшей работы в службах радиосвязи и радиовещания.

Совершенно очевидно, что сегодняшнее радиолюбительство (связь на КВ и УКВ) в рамках нынешнего законодательства не может обеспечить душевной потребности многих радиолюбителей, если конечно человек не просто увлечен радиосвязью как таковой. Следующим и огромным шагом вперед после любительской радиосвязи, могло бы стать любительское радиовещание, дающее выход огромному творческому потенциалу.

К сожалению, отсутствие законодательной базы, которая могла бы сделать столь благое дело доступным и легальным, заставляет многих менять светящиеся шкалы радиостанций на Интернет и экраны компьютерных мониторов, а тех, кто остается верен своей мечте, загоняет в ряды «нелегалов» и «радиохулиганов». Это очень обидно. Мы душим по настоящему увлеченных и талантливых людей, потому что настоящих хулиганов среди них немного.

Здесь создается поистине парадоксальная ситуация. В Московском Техническом Университете Связи и Информатики, где я являюсь заведующим лабораторией Радиопередающих устройств, наблюдается весьма прискорбная картина. Первая, совсем малая часть студентов, имеет четкое представление и с увлечением относится к своей будущей специальности. Другая часть, самая многочисленная, весьма туманно представляет, чем будет заниматься или представляет, но это мало имеет отношение к избранной специальности. Просто нужен диплом МТУСИ. Сейчас он имеет довольно большой вес, например, в салонах сотовой связи или мастерских по ремонту сотовых телефонов. Смешно? До слез! Ведь МТУСИ — базовый ВУЗ, который готовит специалистов всей наземной, воздушной и космической связи. ВУЗ с богатейшей историей, среди выпускников которого много известнейших и талантливых людей. И, наконец, третья часть студентов. К сожалению их не так уж мало. Эти «студенты» ничего не знают и не хотят знать о специальности, по которой они учатся. Это люди, попавшие в ВУЗ случайно, «за компанию», впихнутые туда «заботливыми» родителями, спасающиеся там от армии. Эта группа людей — беда нашей лаборатории, как впрочем и всего ВУЗа. Глупо «гыгыкая» они перефразируют надписи на аппаратуре. После них постоянно приходится отковыривать жеваные бумажки от стен и приборов, смывать рисунки и надписи с лицевых панелей аппаратуры и экранов осциллографов. Ремонтировать намеренно поломанное оборудование. Учеба воспринимается ими как страшная обуза, от которой необходимо избавиться любыми средствами.

Вот и получается, что мы вынуждены буквально вдалбливать знания людям, которым они совершенно не нужны, и вместе с тем клеймим и душим поистине увлеченных и талантливых ребят.

Если бы радиолюбительская вещательная радиостанция появилась в нашем ВУЗе, сколько увлеченных студентов могли бы найти там свое место во время учебы, приобретая опыт для будущей профессии. А сколько еще не определившихся ребят из той, второй части студентов, возможно, удалось бы увлечь.

Очень хочется верить, что идея создания Свободного Любительского Радиовещания будет услышана и поддержана многими. Особенно теми, от кого зависит законодательная ее реализация. Что не заглохнет она в министерских чиновничьих коридорах. Конечно, для начала надо четко представлять, как это будет выглядеть на практике. Как поддержит свое существование эта организация в наше рыночное время. Для этого необходимо разработать четкую структуру организации и взаимосвязи внутри ее. Но это уже тема для отдельной статьи.

Разин Олег Александрович.
Заведующий лабораторией Радиопередающих устройств в Московском Техническом университете Связи и Информатики.

1 образование — среднетехническое (Московский Энергетический техникум).
2 образование — высшее (Московский Технический Университет Связи и Информатики).

http://www.cqf.su/arb_step2_1.html