Радиолюбительство - королевский вид спорта
События в радиоспорте и DX |
Л. Зыбцева UA0KAJ
К 60-летию освоения Севморпути (1932-1992) и 60-летию образования Шмидтовской гидрометеорологической обсерватории (1932-1992)
Геральд. Самый крайний из островов Восточной Арктики, расположен к востоку от острова Врангеля и занимает площадь 16,5 кв. км., приблизительно на 340 метров возвышается над уровнем моря и является гранитно-гнейсовым останцем. Это одинокая скала, поднимающаяся из вод Чукотского моря. Одиннадцать километров камня на ледяном ветру. Ничего кроме ветра и камня, безбрежного ледяного безмолвия и тайны...
Остров открыт 17 августа 1849 года капитаном английского гидрографического судна "Геральд" Г. Келлетом, участвовавшем в поисках исчезнувшей экспедиции Джона Франклина, и назван в честь судна.
В честь столетия со дня рождения О. Ю. Шмидта по инициативе полярников шмидтовской гидрометеообсерватории состоялась экспедиция на остров Геральд, организатором и спонсором которой выступили районное телевидение и рекламно-информационный еженедельник "Шмидтовский курьер", зарегистрированные как информационное объединение "Шмидтинформ".
Остров Геральд и его окрестности - одно из самых труднодоступных и загадочных мест Арктики. За полтора века он не приютил ни одного человека, а погубил многих. Геральд был последней землей, которую видели ее посетители. И теперь он стоит памятником им.
Остров является "белым пятном" на радиолюбительской карте мира. Участники экспедиции намеревались провести несколько радиосвязей с Геральда, чтобы на основании этого выступить соискателями за право присвоения острову Геральд порядкового номера по списку одного из самых престижных и популярных радиолюбительских дипломов мира - IOTA - (острова в эфире), учрежденного королевской лигой радиолюбителей Великобритании. И, поскольку территория Геральда попадает под юрисдикцию государственного арктического заповедника "Остров Врангеля", - оказание помощи директору заповедника в исполнении возможных поручений с его стороны.
В состав экспедиции на остров вошли Сергей Цыбизов (UA0KBZ) - радиооператор гидрометобсерватории мыса Шмидта, который выполнял обязанности в экспедиции руководителя группы связи; Эдуард Алексеев - (UA0KAP) - техник передающий радиостанции ГМО; Валентин Кулик - (UA0KA) - главный инженер шмидтовского районного узла связи; Сергей Тимошенко - машинист котельной ГМО, ответственный за работу энергоагрегатов экспедиции; Сергей Сахаров - редактор шмидтовской студии телевидения; Людмила Зыбцева - (UA0KAJ) - фотооператор гидрометобсерватории, начальник экспедиции.
Поговорив с вертолетчиками шмидтовского авиапредприятия, работавшими в районе Геральда и побывавшими на нем, обратясь за помощью к сотрудникам заповедника "Остров Врангеля", внимательно просмотрев “Топонимику морей Советской Арктики” и другую справочную литературу, узнали, как нам показалось, многое об этом уникальном острове.
"Ясный, приятный день, легкий северный ветер. Несколько раз совершенно отчетливо показывалась земля острова Геральда. Это не мог быть мираж... Никто не пал духом от того, что мы так скоро оказались затертыми во льдах, и никого не страшит почти абсолютная уверенность в предстоящей зимовке".
Эти строки из дневника опытного полярника моряка, 55-летнего лейтенанта Американского флота Джорджа Вашингтона Де-Лонга, которого найдут два года спустя. На своей “Жаннетте”, в июле 1879 года он шел на полюс, но дошел только до Геральда. Оказавшись в ледовом плену, шхуна Де-Лонга пробыла здесь 21 месяц! Вся экспедиция погибла и остров - последняя земля, которую эти люди видели.
"Все покинуло судно, а я остался на борту. Я решил дождаться конца. Наконец лед взломался, и судно начало погружаться в воду. Поставив похоронный марш Шопена, я завел виктролу. Вода побежала по палубе и хлынула в люк. Я взобрался на поручни и, когда их края сровнялись со людом, соскочил. Это случилось в 16 часов 11 января 1914 года. Я обнажил голову и сказал: - прощай, "Карлук".
А это строки из воспоминаний капитана канадского экспедиционного судна Роберта Бартлетта. 10 января в виду острова Геральд корабль получил пробоину и на следующий день пошел ко дну...
Через 12 лет в августе 1926 года к Геральду несколько раз безуспешно пытался подойти ледокол "Ставрополь", имевший на борту 59 человек, в основном эскимосов, из экспедиции Г. А. Ушакова - первого "губернатора" острова Врангеля.
Ледокол "Красин" во второй половине августа 1953 года несколько раз пытался подойти к острову, но из-за сплошных туманов не мог его обнаружить и высадить партию научных работников. Оставалась последняя надежда подойти к нему при возвращении из врангелевского района после окончания всей научно-исследовательской работы. На этот раз видимость оказалась превосходной, и на остров Геральд была, наконец, высажена научная партия во главе с М. С. Беляевым. Кроме определения астрономического и магнитного пунктов, о. Геральд был всесторонне обследован Т. Пиотровичем и им же была произведена барометрическая нивелировка и глазомерная съемка.
На основании этих данных и фотосъемок с самолета был составлен новый план Геральда.
Даже теперь попасть на остров - проблема. Пилоты, с которыми мы консультировались, готовясь к экспедиции, предупреждали, что сесть на Геральд с первого захода - большая удача. Туманы, порывистый ветер не способствуют удачному завершению задуманного. И в дирекции заповедника, куда наша группа пришла, чтобы получить инструктаж о правилах нахождения на территории острова, спросили: готовы ли мы морально к тому, что можем не приземлиться на Геральде?
А времени на экспедицию только один день. Завтра может быть поздно. Итак до острова добираемся “на перекладных”. Заказанный "Шмидтинформом" через заповедник "МИ-8" отдан международной полярной экспедиции "Ученые мира - Северу". Другого исправного вертолета в аэропорту "Шмидт" не оказалось, поэтому через пролив Лонга от мыса Шмидта до Врангеля летим на "АН-2". За время пока международная экспедиция знакомится с достопримечательностями острова Врангеля, мы должны успеть слетать на зафрахтованном вертолете на Геральд и вернуться обратно. На все про все, как говорится, три часа. Если вспомнить о всех перипетиях, с которыми столкнулась наша группа при подготовке к этой экспедиции, получится отдельный рассказ с приключениями, недоразумениями, трагикомическими ситуациями, с примерами помощи и сочувствия, черствости и равнодушия, утраченными грезами и обретенными надеждами. Вдохновляла идея!
Оранжевый "МИ-8" отрывается от земли и берет курс на Геральд. С нами летит сотрудник заповедника. У дирекции заповедного острова свои задачи в этой экспедиции, но главная, пожалуй, уберечь остров от непоправимого ущерба, который мы можем нанести его первозданной и такой ранимой природе. Это единственный на всей Чукотке уголок, который еще не изгажен человеком, потому, видимо, что сюда пока невозможно добраться. Вся же остальная Чукотка уже изуродована нами. Даже остров Врангеля, отделенный от материка 200-километровым проливом и заселенный людьми только в 1926 году, настолько изуродован, что его пришлось объявить заповедником, дабы спасти от человека.
Геральд, является уникальным, особо ценным экологическим объектом, и доступ на него даже для сотрудников заповедника с целью научных наблюдений и сбора информации о состоянии биоты строго ограничен. По словам Алексея, так зовут нашего сопровождающего, в последний раз на Геральде сотрудники заповедника были 3-4 года назад. Он предупредил, что во время пребывания на острове все члены экспедиции по возможности находились в поле зрения друг друга и соблюдали все меры предосторожности, дабы оградить себя от нежелательных встреч с его обитателями и законными хозяевами - белыми медведями.
Геральд, как и остров Врангеля - родильный дом белых медведей. К этим островам сходятся медведицы из всей восточной Арктики. В снежниках, оставшихся еще с прошлой зимы, они устраивают себе берлоги и залегают в них. На границе декабря и января у них рождаются медвежата. Первые три месяца семейство не выходит на свет. Малыши питаются молоком матери, а мать неизвестно чем. Но заканчивается март, медведица вскрывает берлогу и выводит свое потомство прогуляться. Это такое же чудо природы, как весенний перелет птиц, как солнечное затмение или как Ниагарский водопад. Длится это явление чуть больше недели. А потом медведица уводит малышей в океан. В этот период ученые-биологи и занимаются подсчетом берлог и самих медведей, метят их, чтобы проследить пути миграции и количество возвратившихся.
Расстояние в 113 километров между селом Ушаковским на Врангеле и местом посадки нашего вертолета на острове Геральд преодолеваем за 40 минут. Внизу полосами идет густой сырой туман. Когда туман над морем рассеивается, в просветах видим крупный торосистый лед, большие участки чистой воды, трещины большие и маленькие, сплошь бороздящие ледяной массив. И все же погода нам благоприятствует. На горизонте совершенно отчетливо показалась земля. Вот он, Геральд! Мы прильнули к иллюминаторам. Остров нарастает, хорошо видна гористая его поверхность, впадина почти посередине. Щелкаем затворами фотоаппаратов. Сергей Сахаров снимает видеокамерой. Вертолет быстро приближается к острову. Мрачными темными вершинами дыбятся отвесные береговые скалы над белой полосой прибрежных льдов и на фоне из выглядят еще угрюмее. Остров кажется безжизненным.
В 5 часов 14 минут по московскому времени приземляемся в южной части Геральда у мыса “Южный” в точке с координатами 175 градусов 35 минут западной долготы и 71 градус 21 минута северной широты, недалеко от единственного здесь домика, который в официальных документах громко именуется научным полевым стационаром "Геральд". Дверь закрыта на черенок лопаты, открываем, внутри - снежное королевство. Убранство нехитрое: длинный стол, лежанка, печь-капельница, на стенах сохранившиеся еще обои с приклеенными к ним журнальными иллюстрациями. И, самое интересное, у одной из стен... труба центрального отопления (!). Метрах в трехстах от домика на самом краю скалистого берега установлен железный флагшток.
Уточняем с экипажем время, в течение которого экспедиция может работать на острове. В нашем распоряжении только полтора часа. Радиогруппа приступила к развертыванию средств связи. Мы идем в сторону флагштока. За пазухой фотоаппараты и живые цветы. На ветру мороз намного сильней, укутываясь плотнее, чтобы донести из незамерзшими. Плато наше возвышается над морем метров на триста, и сено открывается прекрасный и жуткий пейзаж: остров в снегу и бескрайний океан во льду. Цвет одни - белый, поэтому расстояние правильно оценить очень трудно, и ориентация нарушена. Невольно рождается мысль: если в таких местах, да еще в плохую погоду, оказаться одному - это верная гибель. Каково же было первым полярным исследователям, нашим предшественникам, которые отважились в таких условиях идти к полюсу, открывать земли в этих неприступных , бесконечных ледяных пустынях, от которых веет вечным холодом и забвением.
Подходим к краю обрыва, опускаемся на колени, осторожно кладем цветы на снег, зажигаем свечу в память об этих мужественных людях, в знак глубокого уважения к ним.
Возвращаемся к домику. Члены радиолюбительской группы работают быстро и слажено. Кстати, деловые люди, обратите внимание на возможности использования радиолюбительского спорта в целях нашей рекламы. Информационное объединение "Шмидтинформ", например, выступившее в качестве спонсора, финансирующего нашу экспедицию, будут знать теперь во всем мире. Доброе имя и хорошая репутация тоже капитал и немалый. Предприимчивые бизнесмены на западе уже давно размещают рекламу своей продукции на радиолюбительских карточках подтверждения радиосвязей (QSL) и находят такой способ вкладывания денег очень выгодным.
Краткое отступление от темы. Радиолюбительство - королевский вид спорта. Доступен преимущественно зажиточным слоям населения земного шара по причинам понятным - дороговизна радиоэлектронной аппаратуры, антенно-мачтовых устройств, и, что пожалуй, самое важное для бизнесмена, дефицит свободного времени. Радиолюбительство не просто увлечение, хобби, это образ мыслей, среда обитания. Иметь свой позывной считается престижным во всем мире. Многие радиолюбители во всех странах являются преуспевающими бизнесменами, имеющими свои фирмы, входят в советы директоров многих предприятий, являются членами международных организаций. Радиолюбительские позывные имел Раджив Ганди, имеют король Непала и Барри Голдуотер - сенатор США, король Иордании Хусейн. Большинство министров двора короля Хусейна тоже имеют свои позывные. Более того радиолюбительские позывные есть и у некоторых жен короля Хусейна...
Так, что если учесть, что в мире насчитывается около полутора миллионов радиолюбителей, можно представить себе возможности такого вида рекламы.
Времени у нас мало, поэтому в кратчайшие сроки необходимо запустить бензоагрегат АБ-2, вырабатывающий электроэнергию для питания радиоаппаратуры. Смонтировать и поставить две мачты с заранее подготовленными антеннами типа “Дельта” на радиолюбительские коротковолновые диапазоны 15 и 20 метров, подключить радиоаппаратуру. Каждый знает свои обязанности, однако, сомнения в перспективе проведения даже одной радиосвязи появились как только мы ступили на землю Геральда. Первое, что смущало - отсутствие прохождения на коротковолновых диапазонах в полярном районе, в котором мы сейчас находились, на данный период времени, что впоследствии подтвердили данные, представленные нам работниками службы ионосферного зондирования, расположенной на мысе Шмидта. Прохождение радиоволн в эфире в этот период времени или очень слабое, или отсутствует вовсе.
Кроме того, мы не были уверены, что самодельная лампово-полупроводниковая аппаратура, которой была оснащена наша экспедиция, сможет стабильно и надежно работать в условиях, когда температура достигает приблизительно двадцати пяти градусов по Цельсию, и ветер достаточно сильный. Да, что там наша лампово-полупроводниковая, даже ведущие зарубежные фирмы такие как ICOM, YAESU, KENWOOD не дают полной гарантии работы своих аппаратов в столь тяжелых условиях. Мы уже имели трансиверы KPC, UW3DI-I и линейный усилитель мощности на двух лампах ГУ-50. Таким образом, в нашу задачу добавилась и необходимость испытания этой аппаратуры и всех ее узлов на прочность в этой критической ситуации.
Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что в течение всего времени нахождения экспедиции на острове, это испытание аппаратура выдержала успешно.
Но...ловушка подстерегала там, где мы ее меньше всего ожидали. Настроив аппаратуру и антенны два члена радиогруппы приступили к поиску корреспондентов на пятнадцатиметровом коротковолновом диапазоне, т.к. работа на общий вывоз в условиях почти полного отсутствия прохождения, была делом не перспективном. Несколько секунд поиска - и мы услышали первого корреспондента - (UZ0CZZ) из Хабаровска сильно раздробленными затухающим сигналом и голосом радиолюбителя из США, с сожалению, своего позывного он не назвал. Вот тут и сработала никем не предусмотренная "ловушка". До этого безупречно работавший "движок" внезапно начал увеличивать обороты. Увлеченные радиооператоры не смогли мгновенно отреагировать на почти двухкратное повышение напряжения, в результате чего оба трансивера с интервалом в 4-5 секунд были выведены из строя. Попросту сгорели. Комната наполнилась дымом и невысказанными пожеланиями в адрес нашей "совершенной" техники. На этом радиочасть экспедиции была свернута. Арктика, как известно, ошибок не прощает. Хорошо, что эта ошибка не имела роковых последствий. А если бы радиолюбительская аппаратура была единственным средством связи с “Большой землей” и на острове мы находились бы одни...
Анализ сложившейся ситуации лишний раз доказывает, что при подготовке любой экспедиции должны быть проработаны все возможные варианты, хотя все варианты может предусмотреть разве что сам Господь Бог. Возможно, попытка установить связь с Геральда нашей радиогруппой, это прелюдия к тому, чтобы следующая экспедиция, которой посчастливится попасть на остров была более удачной.
Мы были несколько подавлены, однако, наш телеоператор, который успел заснять все интересные моменты работы экспедиции на острове не огорчается. У него на кассете уникальные кадры Геральда, дым, поваливший вдруг из сожженной аппаратуры и живые цветы оставленные нами на стылой земле острова. Известно, что назначение человеческой жизни служит звеном между прошлым и будущим. В этом ее ценность.
В 6 часов 47 минут по московскому времени наш вертолет поднялся в воздух.
Прощай, Геральд, остров в Ледовитом океане, очень бы хотелось вернуться сюда вновь.