В стране ледяного безмолвия

Ретро - Радио

Леонид Муханов, журнал "Радиолюбитель" № 10 1930г

alt

Зима на Северной земле наступает в августе. За короткое лето теплое солнце совсем немного протаивает промерзшую тысячелетиями почву. Большую часть года царят стужи, метели и вьюги.
К этому скованному холодом спокойствию после продолжительной борьбы со льдами 24 августа подошел ледокол "Георгий Седов"", чтобы впервые в истории человечества высадить на неисследованных берегах северо-земельский экспедиционный отряд в соствве т. т. Ушакова, Урванцева, Ходова и Журавлева.

Начальник экспедиции проф. О. Ю. Шмидт, его помощники—проф. Р. Л. Самойлович и проф. В. Ю. Визе и капитан В. И. Воронин мобилизовали все имеющиеся силы, чтобы как можно быстрей закончить выгрузку продовольствия, снаряжения, научных приборов, успеть построить жилой дом, сарай и поставить радиомачту.
Арктику нарушили голоса субботников. Социалистическое соревнование проникло и сюда. Первая вахта вызвала вторую.
Мерзлая земля под ломами, пешнями, лопатами стала уступать коллективному труду. Ветер в дни работы не утихал. По земле стлалась поземка. Вырытые ямы заметались снегом. Работали при сковывающем морозе и все же за шесть дней построили дом, сарай и поставили двадцатиметровую радиомачту.
В небольшом уютном домике установили на площади в четыре квадратных метра новую радиостанцию, оператором которой является молодой, жизнерадостный, с крепкими нервами ленинградский комсомолец Вася Ходов, бывший председатель ленинградской секции коротких волн. Он первый принес комсомольский билет на необитаемую землю.
— Станция наша маломощная, порядка 30 ватт — беседуя со мной, говорит Хо­дов. Я буду держать связь непосредственно с Ленинградом, где Ленинградская секция коротких волн выделила специальную радиостанцию за городом, помимо того, целый ряд коротковолновиков, с которыми я договорился, будут следить за работой нашего передатчика и поддерживать связь.
Несмотря на 3000 километров, отделяющие Северную землю от города Ленина, меняя волну своего передатчика пределах от 70 до 20 м, тов. Ходов надеется на возможность постоянной связи.
В задачи станции на Северной земле входит:
1. Поддерживать связь с материком, передавать ежедневно метеорологические сводки и прочие сообщения.
2. Поддерживать связь с группой уходящих на разведку товарищей Ушакова, Урванцева и Журавлева (у них будет коротковолновая передвижка, весом в несколько кило.
3. Вести опытные работы с радиозондами Молчанова и, наконец,
4. Наблюдать влияние метеоусловий и электромагнитных явлений на радиосвязь.
Проведение в жизнь этих задач даст возможность выяснить условия распространения коротких волн на севере.
Рация на Северной земле имеет один телефонно телеграфный передатчик с посторонним возбуждением, волна стабилизована кварцем. Питание передатчика — от динамо, дающей 300 вольт постоянного тока на аноды. Динамо работает от бензиномотора. Кроме того, станция располагает ветряком конструкции ЦАГИ с однокиловаттной динамо. Наличие ветряка позволит зимовщикам во время полярной ночи, продолжающейся 128 суток, пользоваться электрическим освещением, электронагревательными приборами и проч. Радист Вася Ходов намерен собрать передатчик, питающийся от аккумулято­ров. на котором он при благоприятных атмосферных условиях думает работать, чтобы сэкономить "здоровье" бензиномотора.
Приемное устройство радиостанции состоит из приемника на экранированной лампе завода "Светлана" СО 44. Помимо этого имеется нормальный коротковолновый приемник, а для приема радиовещательных передач Москвы, Ленинграда и друг, будет служить немецкий приемник "Телефункен“.
Закончив постройку радиостанции, ледокол "Седов" простился с четырьмя смельчаками и ушел дальше на север для научных наблюдений.
14-го сентября "Седов" подходил к Архангельску, закончив за два месяца задание, данное на два года. Многие из экспедиции боялись одного—если радио- станция не будет работать, то наши смельчаки окажутся отрезанными от мира.
Нельзя описать нашу радость, когда были получены первые радиограммы.

"Остров Сергея Каменева. 26-го сентября. Скоро уже месяц, как на островах Сергея Каменева, в виду Северной земли, сойдя с ледокола "Седов", остались четыре человека Мои спутники— смелые люди, испытанные полярники, дружные товарищи. Имеем 42 собаки, трехлетний запас продовольствия и снабжения Наша задача—исследовать западный берег Северной земли; на него не ступала нога человека. В ясные дни видим таинственные гигантские скалы, покрытые глетчерами и снегом.
Поражаемся суровостью Северной земли. Редко на несколько часов покажется солнце, небо всегда серо свинцовое, только ночью, обычно на севере, видим узкую, словно ножом прорезанную щель, окрашенную багровой зарей. Дни убывают, скоро солнце скроется на четыре долгих месяца и наступит полярная, по- эскимосски — большая ночь. Луна и полярные сияния будут единственными источниками света Торопимся использовать светлое время и пройти по льду к северу, чтобы обследовать ближайший район и устроить депо продовольствия для будущих работ.
Для работы требовалось много рабочих рук. Имелось четыре пары. Было трудно, но справились. Тренируем собак, заготовляем мясо Бьем тюленей. Медведи долго избегали соседства с нами. Наконец, в один день на триста метров от дома прошли пять штук. Они сильно увеличили запас мяса в кладовой. Охоте мешают беспрерывные ветры. Все здоровы, ловим радио, живем одной жизнью с трудящимися Союза. Ушаков".


Экспедиция окончена, а где то там, далеко-далеко, в ледяном окружении на островах Сергея Каменева прижалась к мерзлоте самая северная в мире радиостанция с позывными "Xeu cf“.
Товарищи коротковолновики, слышите ли вы ее?
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=70&t=4459&sid=1adb548789e5b14dd72002fead982b79