Радиолюбительство в Белоруссии
Знакомимся с коллегами |
Екатерина Синюк, TUT.BY
После того как гомельский радиолюбитель "подслушал" космонавтов МКС, у многих возник вопрос: а что, собственно, в этом удивительного? Радиолюбители еще со времен СССР знали, как настроиться на "нужную" волну и пообщаться с миром. Однако с появлением интернета и различных передовых технологий, отмечают эксперты, количество радиолюбителей значительно поубавилось, поэтому для широкой публики это уже не выглядит, как нечто необычное.
Как рассказал TUT.BY начальник коллективной радиостанции учебного центра ДОСААФ Антон Радиминович, сейчас в Беларуси насчитывается около 1 500 радиолюбителей, в то время как еще лет 10 назад таких было в разы больше. В большинстве своем эти 1,5 тысячи человек установили дома нужную аппаратуру, чаще всего самодельную, ибо покупка нужной техники обойдется слишком дорого, и выходят на связь. Если не с космосом, то с Антарктидой точно. Они сдали необходимый для получения статуса радиолюбителя экзамен, получили свой личный позывной и общаются, оплачивая государству свое право за пользование определенными частотами в зависимости от категории (от 0,57 евро до 2,42 евро по курсу Нацбанка).
Те, кто дома такого "счастья" не имеют, могут прийти в учебный центр при ДОСААФ и, воспользовавшись коллективным позывным, также могут устанавливать контакты с любой точкой Земного шара.
Ну а тем, кому достаточно "прослушки" безо всякого, как говорится, интерактива, могут купить обычный "гражданский" приемник и просто слушать. Конечно, во многом интернет заменил, а то и вытеснил такого рода радиолюбительство: есть, например, скайп, и можно точно так же пообщаться с любой точкой мира. Однако, отмечает А. Радиминович, радиолюбительство потихоньку возрождается, и те, кто в 1993-1997 годах стали массово переходить в интернет, сейчас возвращаются к азбуке Морзе и продолжают общение посредством радиосвязи.
"Несмотря на то что интернет дает много возможностей для общения, радиолюбительство открывает все же больше возможностей встретить на том конце провода кого-то интересного и неординарного. И это не только космонавты, но и, например, арабские шейхи, короли и даже президенты, - говорит специалист. - Во все времена известнейшие люди в разных странах мира выходили на связь "просто пообщаться".
Так, например, в радиосети долгое время, как это модно теперь называть, "зависали" Хасан второй – король Марокко (позывной - CN8MH), Хуан Карлос первый де Бурбон, король Испании (EA0JC), Хусейн первый, король Иордании (JY1), Франческо Коссига, президент Италии (I0FCG), Эмиль Дахуд, президент Ливана (OD5LE) и т.д.
И это – не считая министров, премьеров, вице-премьеров и прочих известных личностей. Например, два года назад дети самого Антона Радиминовича совершенно случайно "законнектились" с нынешним королем Бельгии, а позже - еще долго обменивались с ним обычными бумажными письмами. "Вы не представляете, сколько эмоций – не меньше, чем от переговоров с космонавтами! – делится он. – И французский даже подтянули, пока общались с ним. В интернете, может, и не встретились бы".
В подтверждение того, что связь между радиолюбителями состоялась, они шлют друг другу специальные карточки. В ДОСААФ для входящей почты выделен огромный шкаф, в которой имеется ячейка для каждой страны. Как рассказал А. Радиминович, больше всего контактов у белорусских радиолюбителей с Германией, Италией, Россией и Украиной.
Кстати, белорусские радиолюбители по-прежнему участвуют в соревнованиях, суть которых заключается в том, чтобы за определенное время (например, за минуту) набрать как можно больше "связей" с определенными странами. Буквально 2 недели назад сборная Беларуси по скоростной радиотелеграфии пятый раз подряд стала чемпионом мира в командном зачете. В соревнованиях, кстати, приняли участие 166 спортсменов из 22 стран.
Как пообщаться с королем или космонавтом?
Для того чтобы считаться полноценным радиолюбителем и впоследствии получить разрешение на выход в эфир на определенных частотах, нужно в любом случае сдать экзамен. Так, в зависимости от полосы используемых частот, допустимой мощности и вида радиосвязи разрешения, которые выдает Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи (БелГИЭ), разделяются на три категории: "С" ("новичок"), "В" (общая квалификация"), и "А" (высшая квалификация). Экзамены проводятся либо сотрудниками БелГИЭ, либо, по согласованию с ней, самими радиолюбителями. У нас они проводятся в БФРР - Белорусской федерации радиолюбителей и радиоспортсменов.
Согласно инструкции о порядке приема квалификационного экзамена на получение разрешения радиолюбителю (Radio Amateur Licence), экзаменационные комиссии комплектуются не менее чем из двух наиболее опытных радиолюбителей, имеющих класс "А". При этом члены экзаменационной комиссии не должны быть моложе 18 лет либо быть родственниками экзаменуемых.
По словам А. Радиминовича, который по совместительству также является членом Президиума БФРР, для экзаменуемых разработаны специальные билеты, и они могут подготовиться к экзамену заранее. Экзамен, отмечает он, - фактически такой же, как и при сдаче экзамена на вождение. Только вот технических моментов надо знать куда больше.
Сдал экзамен – вперед за разрешением на "эфир"
Владелец разрешения после изготовления или приобретения им радиостанции в установленные законодательством сроки обязан уведомить БелГИЭ об этом, чтобы зарегистрировать технику. Инспекция выдает гражданину разрешение на право использования радиочастотного спектра при строительстве (установке) радиоустройства или мотивированное уведомление об отказе в выдаче такого разрешения, сказано в постановлении Совмина от 29 декабря 2007 г. № 1882.
Как разъяснили в БелГИЭ, разрешение выдается на использование радиоэлектронных средств, которые имеют радиоизлучение. Или, проще говоря, имеют такие технические характеристики, которые позволяют не только "слушать" кого-то, но и передавать информацию. "Если устройство ничего не излучает, а обычный приемник, например, не излучает, то разрешения получать не надо", - объяснили в госинспекции.
Кстати, чтобы стать радиолюбителем и не ходить по инспекциям, можно обратиться в ДОСААФ. Сейчас во всей системе ДОСААФ, по словам А. Радиминовича, около 300 человек. Там можно пройти, например, базовый курс радиолюбителя - всего за 213 часов. В программе занятий – изучение волн КВ/УКВ, позывных, подготовка к самостоятельному выходу в эфир, работа в эфире, включение сигналов азбуки Морзе, основы стенографии и даже курс английского. Разумеется, “радиолюбительских” понятий.
По словам А. Радиминовича, раньше учебных центров подобного рода было больше. В Минске сейчас при ДОСААФ действуют 2 центра, есть центры в некоторых белорусских школах и интернатах, есть также учебный центр при БГУ. Были они когда-то и в БГУИР, и в БНТУ, однако теперь, по словам специалиста, там некому преподавать, и они были закрыты.
Чего радиолюбителю делать нельзя?
По закону оператору любительской радиостанции воспрещается, например, перехватывать корреспонденцию радиосвязи, кроме той, которую станции разрешено принимать. При этом в случае, если такая корреспонденция принята случайно, "ее не следует воспроизводить, передавать третьему лицу или использовать для каких-либо целей и не следует даже сообщать о наличии такой корреспонденции". Кроме того, категорически запрещается пользоваться любительскими станциями для передачи международных сообщений, от имени третьих лиц для станций тех стран, с которыми не заключены соглашения, разрешающие такие передачи.
По словам А. Радиминовича, в советское время радиолюбителями становились только “проверенные” люди. “Мало ли, напередают на Запад чего-нибудь не того?” Поэтому, отмечает эксперт, было разрешено общаться только с советскими радиолюбителями, иностранные же считались радиолюбителями “высшей” категории, и связи с ними отслеживались наиболее тщательно: даже если у радиолюбителя, например, была вторая категория и ему официально с ними общаться было можно, то разрешение надо было получить еще и у местного радиоклуба.
”Радиолюбители тщательно отслеживались, поэтому ни у кого даже мысли не возникало слушать “не те” частоты. Например, если радиолюбитель шел в армию, то и там он мог выходить на связь как минимум с разрешения командира. Это не говоря о том, что само радиопространство контролировалось другими службами, - вспоминает он. – Однако в пределах Союза можно было спокойно общаться. Если при Гитлере не было ни одной коллективной радиостанции в Германии, то при Сталине было и личных немало”.
Сейчас таких преград уже нет, однако, согласно Регламенту любительской и любительской спутниковой служб радиосвязи Республики Беларусь, "международные радиосвязи любительских станций осуществляются открытым текстом и ограничиваются сообщениями технического характера, относящимися к опытам и замечаниями личного характера, передача которых через службу общественной электросвязи, вследствие их небольшой важности, не оправдывается".
Впрочем, разговоры "технического характера", отмечает А. Радиминович, - это не отголоски советской системы безопасности. По его словам, говорить о политике, равно как и об экономике и власти в целом, у радиолюбителей не принято. "Какой смысл это обсуждать радиолюбителям? Итак понятно, что каждому в своей стране может что-то не нравиться. Кто, например, любит сборщиков налогов? Для радиолюбителей это не тема. Они общаются о технике, о новинках, о достижениях, о соревнованиях. Ну и о погоде еще могут", - говорит он.
А вот что касается различных служебных частот, на которые может попасть фактически любой радиолюбитель, то, сказано в Регламенте, "радиосвязь со станциями других служб допускается только в случаях передачи последними сигналов бедствия (SOS или MAYDAY) на частотах любительских диапазонов". "При приеме сигналов бедствия, а также сообщений об авариях или стихийных бедствиях владелец (оператор) любительской станции обязан незамедлительно сообщить местным исполнительным или распорядительным органам, органам внутренних дел для организации поисково-спасательных мероприятий".
http://news.tut.by/society/256749.html