Мачта на бульваре. Радиоэксперименты Попова в Севастополе.

Ретро - Радио

В конце главной аллеи Матросского бульвара г.Севастополя расположен памятный знак «В честь 100-летия изобретения радио А.С.Поповым».




Попов Александр Степанович, русский физик и электротехник, профессор физики Петербургского электроинститута. Родился 16 марта 1859 года в горнозаводском поселке Турьинские Рудники (ныне Краснотурьинск Свердловской области) в семье священника. Пять поколений рода Поповых служили православной церкви. По требованию отца Александр поступил в духовное училище, а через 5 лет - в Пермскую семинарию. Однако, закончив ее с отличием, в 1877 г., он, с согласия родителей, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который блестяще закончил в 1882 г., с присвоением степени кандидата наук и «с оставлением при университете для получения профессорского звания». Но уже в октябре 1883 г. он ушел из университета, приняв предложение Морского ведомства стать преподавателем Минного офицерского класса и Минной школы Балтийского флота, расположенных в Кронштадте.

25 апреля (7 мая) 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербургском университете А.С.Попов впервые продемонстрировал изобретенный им «прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний». После окончания доклада и демонстрации прибора изобретатель сказал: «Могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его, сможет быть применен к передаче сигналов на расстоянии при помощи быстрых электрических колебаний, обладающих достаточной энергией».

25 апреля (7 мая) 1895 г. является официальным днем изобретения А.С.Поповым первой высокочастотной линии связи без проводов - радио. По сути, с приемника Попова началась эра создания средств радиотехники, пригодных для практических целей.

Первые свои опыты с использованием радио для связи между кораблями Александр Попов проводил в 1898 году на Балтике на кораблях учебно-минного отряда «Африка» и «Европа». Эти опыты, хоть и были очень важными, носили ограниченный характер как по программе, так и по объему выполненных работ. Основные же испытания изобретенных им устройств и установление регулярной радиосвязи между боевыми кораблями А.Попов осуществил на главной базе Черноморского флота.

На трехдневные корабельные маневры в Севастополь, начавшиеся 25 августа 1899 года, А.Попов приехал в сопровождении своего ближайшего помощника П.Рыбкина, первых радистов лейтенанта Е.Колбасьева и солдат Кронштадтской крепости Назаренко и Ермоленко. Они установили три радиостанции на броненосцах «Георгий Победоносец», «Три святителя» и минном крейсере «Капитан Сакен».
"Три святителя" на бочках.

Все три корабля производили холостые стрельбы и поддерживали надежную радиотелеграфную связь друг с другом. Прием телеграмм производился путем записи их на ленту аппарата Морзе или непосредственно на слух (на телефоны). Испытания подтвердили возможность беспроводного телеграфирования при стрельбе. Во время опытных стрельб на броненосце "Григорий Победоносец" было принято 7 депеш, на броненосце "Три святителя" — 10 депеш. Правда, скорость передачи составляла всего 15 букв в минуту, а дальность связи — в среднем 19 км. На этих маневрах Попов впервые пришел к мысли о позывных из первых букв названий кораблей, а также о сокращенной передаче слов и создании специального кода для засекречивания переговоров. Наиболее удачным местом размещения станции (а в ходе испытаний надо было решить вопрос и о расположении связи на боевых кораблях) была признана командирская рубка.

Именно черноморские опыты Попова, а также безупречная работа линии радиосвязи Гогланд—Кутсало окончательно определили судьбу беспроволочного телеграфа. В марте 1900 года радио было утверждено в качестве штатного средства связи военно-морских флотов России. 
27 мая 1901 г. газета «Крымский вестник» сообщала: «Находящийся в Севастополе преподаватель минных офицерских классов коллежский советник А.С.Попов занят подготовительными работами для своих опытов с беспроволочным телеграфом. Опыты телеграфирования будут производится с судов практической черноморской эскадры. Все необходимые для опытов приборы будут получены из Петербурга».
Минный крейсер "Остен-Сакен"

Первыми кораблями, получившими постоянные радиостанции с радиусом действия до 150 километров, были броненосцы «Георгий Победоносец», «Ростислав», «Двенадцать Апостолов», «Екатерина Вторая» и минный крейсер «Капитан Сакен». Для всестороннего изучения радиосвязи станции были установлены и на учебном судне «Прут», миноносцах №268 и №263 и кораблях Российского пароходного общества «Новороссийск» и «Олег».
Эскадренный броненосец "Георгий Победоносец".
alt
9-21 августа 1901 г. А.С.Попов совместно с П.Н.Рыбкиным провели проверку усовершенствований, внесенных в передающую и приемную аппаратуру, на
броненосцах «Синоп» и «Георгий Победоносец» при следовании их в составе эскадры из Севастополя в г.Новороссийск. Была достигнута дальность приема на телеграфный аппарат 26 миль (48 километров), а на телефонный приемник - 60 миль (111 километров).
Судовая радио-приёмная станция А. С. Попова образца 1901 г. для приёма на ленту и на слух. Такими приёмными станциями были оборудованы многие корабли Черноморского флота.

В ходе проведенных опытов А.С.Попов впервые убедился в загоризонтном распространении радиоволн. Это явление в корне меняло привычное тогда трактование прямолинейности распространения электромагнитных колебаний в рамках теории Герца. В этот период в Севастополе Попов организовал подготовку радиоспециалистов и проводил опыты с аппаратурой и добился установления радиосвязи между Тендрой и армейской радиостанцией в Одессе.
 При активном содействии А.С.Попова была открыта школа радистов в Севастополе. Она размещалась в Килен-бухте. Инструкторы для этой школы были подготовлены на севастопольских береговых радиостанциях при личном участии изобретателя. Обучали беспроволочному телеграфированию нижних чинов и минных офицеров и в Севастопольской Минной школе.

alt
  В 1903 г. Попов составил докладную записку в Главное управление почт и телеграфов о возможности радиотелеграфной связи между Россией и Болгарией. В ней он, в частности, писал: "Намеченные Министерством иностранных дел места для станций Одесса и Варна наиболее отвечают коммерческим интересам… при развитии торгового обмена между Россией и Болгарией. Но существует много доводов за другой пункт для русской станции, именно — за Севастополь". По мнению Попова, Севастополь следовало предпочесть Одессе, поскольку в этом случае линия связи прошла бы над морем (а из Одессы в Варну — по суше, вдоль берега). "Случаи удачной передачи через сушу неоднократно осуществлялись, но все-таки… на море большие расстояния легче достигаются", — отмечал Попов. Еще один довод в пользу Севастополя: "при соединении Варны с Одессой между ними будет лежать румынская территория, и по свойству беспроволочного телеграфа нельзя защититься от подслушивания какою-либо промежуточной станцией… Вследствие большой отдаленности линии Севастополь — Варна такая помеха делается почти невозможной". И наконец: "Станция большой мощности, установленная в Севастополе, может служить и военным целям. При ее помощи могут сообщаться с Севастополем почти на всем пространстве Черного моря специальные крейсера-разведчики… а в будущем, может быть, и все броненосцы Черноморской эскадры".
 Управление почт и телеграфов сочло доводы Попова убедительными, и в итоге в Севастополе была построена первая в России мощная береговая радиостанция. Она была установлена в 1904 г. на Мичманском (ныне Матросском) бульваре и вошла в историю под названием "Сигнальная мачта" и просуществовала до 1910 г., после чего была заменена более мощной 25 кВт радиостанцией "Севастополь" в Килен-балке.



Через радиостанцию «Севастополь» в 1912-1914 г.г. была установлена радиосвязь с Парижем, Лионом, Бизертой, Каиром, Бухарестом. Это были первые случаи радиоприема на такие большие расстояния.
Радиостанция "Севастополь" на склонах Килен-балки, оборудованная 4 железными 65-ти метровыми мачтами беспроволочного телеграфа для обмена радиотелеграммами с очень отдаленными пунктами Европы. Рядом - здание воздухоплавательного парка морского ведомства."


Характерно, что место для нее выбрали настолько удачно, что с тех пор радиостанции здесь работали постоянно, в том числе и при обороне Севастополя в 1941—1942 гг. Их работа испытывалась с Херсонесского маяка, с Мичманского бульвара и разных мест Северной стороны: Нижнего Инкерманского маяка, Мекензиевых гор.
Правда, основные радиоцентры узла связи ЧФ - приемный и передающий были незащищенными. Более того, передающий радиоцентр, расположенный в Килен-бухте, демаскировался высокими антенными мачтами. А рядом располагались ремонтный завод № 45, мастерская минно-торпедного отдела и якорная стоянка кораблей.
alt
На северной стороне Севастополя расположен микрорайон "Радиогорка".  Приемо-передающая станция была установлена на холме за Константиновской батареей. До 90-х годов XX-века радиогоркой назывался только холм и прилегающие к нему побережье (с юга, запада и севера), восточная граница — Михайловская балка. С конца 70-х годов XX-века территорию Михайловской балки начали интенсивно застраивать многоэтажными домами. Новый микрорайон так и назывался Михайловская (первые построенные пятиэтажные дома по улице Михайловская 5 и 9). Далее с лёгкой руки/слова местных жителей вся территория западнее мыса Кордон (на нём памятник 2-й Гвардейской армии) до кинотеатра «Моряк» (площадь Кролевецкого) на севере и пляжа Учкуевка на северо-западе — зовётся Радиогоркой. Сюда регулярно ходит пассажирский катер "Артбухта-радиогорка".
Официальные границы севастопольской "Радиогорки"

Памятный знак на матросском бульваре был открыт 7 мая 1997 г.

Он выполнен в виде обелиска из отдельных крупных блоков Альминского камня, которые крепятся друг с другом на металлических пиронах. Двухступенчатое бетонное основание памятника облицовано гранитными блоками. С 4-х сторон обелиска закреплены мемориальные доски, выполненные из чугуна с тонировкой под темно-зеленую бронзу. Сверху стелу венчает эмблема радиолокатора - «радар» и шар со стрелами на чугунной пирамиде.

http://ru-sevastopol.livejournal.com/264619.html