Очень важно создать электронный ключ вместо электромеханического...

Повышение квалификации

alt

Академик Жорес Иванович Алферов накануне официального утверждения кандидатов в президенты РАН рассказал о своей жизни в науке и о роли науки в жизни.

Кандидат в президенты Российской Академии наук Жорес Иванович Алферов уже много лет настаивает на том, что наука должна всецело поддерживаться государством. С тех пор как Петр Первый организовал в Санкт-Петербурге Академию наук в 1724 году, именно государство брало на себя ответственность за работу ученых, а взамен имело право не только пользоваться научными достижениями, но и ставить свои задачи перед научным сообществом.

Увы, многие люди считают, что у науки должна быть национальность,  посетовал Нобелевский лауреат. Но сами ученые не делят физику на отечественную и зарубежную, потому что законы Ньютона не знают государственных границ. Однако финансирование научных разработок и их внедрение, конечно, имеют гражданство. После развала СССР, что само по себе Алферов считает большой трагедией, наука оказалась в весьма бедственном положении, так как лишилась прежней господдержки. «В 1991 году бюджет Физтеха был 80 миллионов долларов, а в 1992 – 4 миллиона. Наши международные контакты и помощь международного научного сообщества сыграли куда большую роль в поддержке института в то время, нежели власть», – привел пример академик.

Жорес Иванович еще в советское время много и часто бывал за рубежом и  видел своими глазами, как в других странах власть и бизнес взаимодействуют с научным сообществом. Он привел в пример одну из  крупнейших телекоммуникационных компаний США  «Bell Telephone» (ныне «AT&T»), сыгравшую в свое время по-настоящему революционную роль в развитии физики и  электроники. В свое время исполнительный директор Мелвин Келли,   сказал приглашенным на работу в компанию Джону Бардину, Уолтеру Браттейну и Уильяму Шокли: «Очень важно создать электронный ключ вместо электромеханического, для чего вы сюда и приглашены, чтобы изменить ситуацию в телефонии. Но не менее важно, чтобы вы в своей работе подтвердили справедливость квантовой теории для физики конденсированного состояния». В 1956 году за изобретение биполярного транзистора Шокли, Бардин и Браттейн получили Нобелевскую премию по физике.

Это пример того,  как, по мнению Жореса Ивановича, бизнес должен взаимодействовать с наукой. Наши же современные компании заинтересованы в быстром и конкретном результате и не считают нужным поддерживать фундаментальную науку. «Когда возникла компания «Роснано», я взаимодействовал с ней, несмотря на сложное личное отношение к Чубайсу, но через несколько лет перестал. У вас ( у «Роснано») нет денег на поддержку науки, –  сказал Алферов. – Вы можете подобрать все, что сделано до этого, но что вы будете делать дальше?»

В советское время место госкорпораций занимали отраслевые министерства. Например, Минсредмаш (Министерство среднего машиностроения СССР), которое курировало атомную отрасль, Минэелектронпром  (Министерство электронной промышленности), Минрадиопром (Министерство радиопромышленности) и другие, несмотря на то, что обслуживали военно-промышленный комплекс, выпускали до 60% гражданской продукции. «И вот эти министерства создавались академиками, в каждом из них было главное научно-техническое управление. При разумном подходе к новой экономической системе, эти министерства могли стать новыми транснациональными компаниями. В них родилась масса новых технологий, не только оружейных, все это благодаря тому, что они тратили деньги на науку», – сказал Алферов.

http://www.nkj.ru/news/22293/