Не полученная карточка несуществующего острова...

Повышение квалификации

С начала XX века и вплоть до 90-х годов, когда доступ в глобальную компьютерную сеть перестал быть уделом редких счастливчиков, самым дешёвым, простым, наименее регулируемым и свободным средством персональных коммуникаций на дальние расстояние был не телефон, нет, а коротковолновая радиосвязь. Чудаки с паяльниками в руках сами собирали свои радиостанции и, пользуя диапазоны, когда-то отданные им на растерзание государствами, общались через границы и континенты.

Короткие волны были пожертвованы энтузиастам по причине кажущейся бесполезности: сто лет назад считалось, что они непригодны для дальней связи и слишком сильно подвержены атмосферным помехам. Что ж, помехи тут и в самом деле способны значительно влиять на качество «коннекта» (плохое «настроение» Солнца и даже время суток могут стать причиной радионепроходимости), но попутно всплыла и ещё одна удивительная вещь. Оказалось, что сигнал слабенького КВ-передатчика — по мощности сравнимого с обычной комнатной лампой — отражаясь от верхних слоёв атмосферы способен обогнуть Землю, и даже не раз!

Представьте, что вы мигнёте светом в квартире, а кто-то по ту сторону Атлантики увидит ваш сигнал и ответит тем же. Вот так и общаются радиолюбители до сих пор — и ваш покорный слуга тоже среди них. Если у вас есть радиоприёмник со сквозным диапазоном, настройте его на частоту 14000 кГц: вы услышите россыпь морзянки. Это мы.

Цифровые протоколы, Интернет превратили радиолюбительство в чистое увлечение для тех, кто по роду деятельности связан с радио, электроникой. Сегодня трудно даже представить ситуацию, в которой коротковолновики смогли бы вновь стать незаменимы для общества, кроме разве что атомной войны, после которой цифровая электроника прикажет долго жить, а в строю останутся только старые КВ-радиостанции.

Но любознательные, беспокойные радиолюбители (их ближайшим прототипом в современности могут служить разве что линуксоиды) тем не менее ухитряются время от времени совершать удивительные открытия.

alt

Sandy Island на карте 1908 года, левее и выше Новой Каледонии (фото: Auckland Museum)

Когда сидеть на пятой точке становится совсем невмоготу, они собирают свою аппаратуру и выезжают, вылетают, уплывают в забытые богом уголки земли, откуда, преодолевая непогоду, бездорожье, гнус, да в общем что только там встретится, пытаются установить радиоконтакт с внешним миром. Такие вылазки называются DX-экспедициями (на международном радиокоде DX означает дальнюю связь), а заветная мечта каждого такого путешественника — «открыть» для эфира свой кусочек планеты. Знаете, какой-нибудь далёкий остров, на котором уже лет сто никто не бывал.

Вот для чего в 2000 году группа радиолюбителей отправилась на Sandy Island (букв. Песчаный остров) — шестикилометровую полоску земли, лежащую, если верить картам, между Австралией и Новой Каледонией в Коралловом море. И... нашла на месте острова только океанскую гладь, без малейших признаков суши.

Sandy Island впервые появился на морских картах в конце XIX века. К настоящему моменту самым ранним официальным его упоминанием считается карта южных областей Тихого океана, составленная Британским Адмиралтейством во второй половине XIX столетия на основании данных, полученных от торговых и исследовательских судов. Точность и достоверность таких сведений оставляла желать лучшего, но, за неимением искусственных спутников Земли, приходилось довольствоваться ими.

Вероятно оттуда остров перекочевал и на карты следующих поколений — как популярные, так и специализированные (в том числе штурманские). Но что бумага! Даже цифровой глобус Google Earth демонстрирует в районе с координатами Sandy Island тёмный овал: очевидно, фотосъёмка этого места не удалась и в Google предпочли оставить место по форме острова, чтобы в будущем, когда надлежащего качества спутниковые снимки появятся, заполнить пустоту. Проблема лишь в том, что заполнять нечем: после двенадцати лет обсуждений решено, что Sandy Island не существует и никогда не существовал.

Наличие острова в документах столетней давности можно списать на неточности. Но как объяснить его присутствие на современных картах — ведь даже штурманский комплект на австралийском научно-исследовательском судне, изучавшем весной этого года тот район, имеет запись о Sandy Island? Так что версий было множество, от заговора ЦРУ до враждебного вмешательства инопланетян. Точку в споре поставили океанографы из Университета Сиднея, выполнившие в марте детальные промеры морского дна в месте предполагаемого нахождения острова: глубин мельче 1400 метров не зафиксировано.

alt

Sandy Island на Google Maps. Точнее, пустое место на месте, где положено быть острову (фото: Google)

Так откуда же он взялся на картах? Самое вероятное, равно как и самое интересное объяснение на данный момент сводится к следующему: Sandy Island был своего рода «троянским конём», сюрпризом, оставленным авторами одной из старых карт для тех, кто рискнёт их труд перерисовать и опубликовать под своим именем без разрешения.

Приём этот, называемый trap street (он же paper street, он же surprise street; в буквальном переводе «улица-ловушка»), придуман картографами бог знает когда. Идея проста: в оригинальный документ искусственно вносятся некоторые незначительные искажения, вроде несуществующей улицы в периферийных районах города, смещённых относительно фактического положения деталей ландшафта, слегка искажённых координат (так чтобы младшие разряды следовали определённой системе) и т.п.

Такая добавка не влияет на функциональность карты, зато позволяет с лёгкостью доказать авторство. Пират — в современном понимании этого слова, расхититель интеллектуальной собственности — бездумно копирующий оригинал, будет не в состоянии объяснить, откуда на его копиях взялись выдуманная улица или, к примеру, несуществующий остров.

Эта древняя идея нашла широчайшее применение в нашу помешанную на авторском праве эпоху — распространившись за пределы картографии на все области цифровой дистрибуции. Поменяв в документе русскую букву «с» на неотличимую внешне английскую «c», и применив потом поисковую машину, можно очень просто выловить тех, кто копирует ваши тексты. «Пропитав» фотографию цифровыми водяными знаками (стеганография), невидимыми для глаза, но сохраняющимися даже после обработки в графическом редакторе, можно доказать авторскую принадлежность фотодокумента.

А ещё умышленно искажают в статьях цифры (я лично периодически наблюдаю это у авторитетных западных информагентств), маркируют невидимыми метками кинофильмы (чтобы определить, в каком именно кинотеатре произведён «кам-рип»), метят цифровые аудиозаписи.

Эффективность «улицы-ловушки» неизменно высока. Канонический пример — скандал вокруг британской Automobile Association, в конце 90-х получившей миллионный штраф за копирование чужих карт. Но вот вам и совсем свежий случай: участники открытого проекта OpenStreetMap (картографическая википедия) нынче весной уличили в копировании плодов своего труда без спросу и упоминания компанию Apple.

Но вернёмся к пропавшему острову. Не все согласны с теорией об умышленном подлоге. Спецы из Австралийской гидрографической службы (AHS) считают, что искажать детали на морских картах было дурным тоном и сто лет назад. С морем шутки плохи, кто-то ведь мог пострадать! Поэтому скорее всего Sandy Island появился на карте как результат непроверенного сообщения, случайная ошибка, растиражированная последователями. И в XIX веке, и в веке XXI редко кто заходит в те неспокойные воды, так что и исправить ошибку было некому.

Что же до виртуального глобуса Google, там, вероятно, оцифрованные спутниковые снимки первоначально соотносятся с бумажными картами — и в случае значительных расхождений на цифровом оттиске оставляется пустое место.

В конце концов, скучно жить на планете, на картах которой нет ни единого белого пятнышка!

Евгений Золотов

http://i-business.ru/blogs/24395