Мальчишки и девчонки, не теряйте своё время зря!

Работа с молодежью

 Лучше нет занятья в мире, чем стучать ключом в эфире... - эти слова из стихотворения написаны на двери моей радиостанции. Сейчас для меня радиолюбительский эфир - это часть моей жизни, это - увлекательное времяпрепровождение и один из способов самообразования. О том, что такое современное радиолюбительство, почему я стал радиолюбителем, я сейчас постараюсь рассказать.
Но в начале коротко о себе. Мне 16 лет, живу я в городе Медногорске Оренбургской области. Я окончил среднюю школу и сейчас поступаю учиться в ВУЗ.

Так вот. Радиолюбители - это люди которые связываются в эфире с разными странами, знают азбуку Морзе, оказывают помощь в связи при авариях, помогают экспедициям, строят антенны. Радиолюбителей сейчас в мире больше двух миллионов. Сколько точно, не знает никто. Радиолюбительство привлекает в свои ряды многих: деревенского школьника и доктора наук, шахтера и президента какой-нибудь страны. Радиолюбители есть почти во всех странах мира, а там где их нет, туда устраиваются экспедиции для того, чтобы другие смогли записать эту редкую страну в свой список сработанных стран.
 Когда я учился в школе, у меня были друзья, на год старше меня. И они стали заниматься в радиолюбительском кружке. Я с нимичасто встречался, и они рассказывали мне про радиосвязи, про то, как они изучают азбуку Морзе. Постепенно я тоже увлекся радио. Дома вечерами я стал слушать старую радиолу, сделал простейшую антенну. Я любил слушать иностранные вещательные радиостанции и по их языку узнавать принадлежность к той или иной стране.

Когда первого сентября я пошел в седьмой класс, мы с моими одноклассниками решили записаться в радиотехнический кружок. Но этот кружок оказался закрытым, и мы тогда зашли в соседнюю комнату. Это был кружок «Радиосвязь на КВ». В радиоклассе висело много географических карт, каких-то маленьких цветных карточек. К нам подошел преподаватель, рассказал нам про радиосвязь, и предложил послушать, как работают в эфире радиолюбители. Мы подошли к радиостанции, там было много непонятной нам аппаратуры. Мой друг, который уже ходил в кружок, продемонстрировал нам радиосвязь на английском языке со шведом. И я с одноклассниками не задумываясь записался в этот кружок.

На первом занятии преподаватель рассказал нам про историю радиолюбительства, показал, как звучат все знаки азбуки Морзе, и сказал, что постепенно мы их все выучим. После первого занятия мы с одноклассниками решили заучить весь алфавит азбуки Морзе для того, чтобы на школьных уроках переписываться знаками Морзе. Вскоре мы так и стали делать. Азбуку Морзе кроме нас в классе никто не знал, поэтому мы могли свободно писать в записках все, что хотим. Тогда мы почувствовали себя «на голову выше» других, потому что освоили такой язык, который не знает большинство окружающих.

Постепенно мы стали изучать основы радиосвязи, как вести себя в эфире, про что говорить, как передавать позывные. Первым из нас провел радиосвязь мой друг, одноклассник Ваня. Он связался с Сергеем из Ухты, позывной которого я сейчас уже не помню. Ване я тогда очень завидовал. Незабываемой для меня была моя первая радиосвязь. Провел я ее только через неделю после Вани. На мой общий вызов мне ответил радиолюбитель из Новокузнецка, его позывной - UA9UIA. Он рассказал мне про погоду в своем городе, про аппаратуру, а когда узнал, что это моя первая радиосвязь, то пожелал мне успехов в радио, в учебе. Потом я уже научился сам проводить связи, без помощи старших.

На каждом нашем занятии в кружке мы изучали по две буквы азбуки Морзе. Изучали мы их, изучали, пока все не изучили. Тогда мы стали проводить связи телеграфом. Телеграф я сначала как-то не любил, а мои друзья, одноклассники, ходившие со мной в кружок, наоборот, лучше всех в группе знали телеграф. Первую связь телеграфом провел мой одноклассник Гена, он связался со швейцарцем. Моя первая телеграфная связь состоялась через месяц после Гены. Я связался с финским радиолюбителем OH3EQ. Зато я самый первый из нашей группы получил QSL-карточку - подтверждение за радиосвязь. Это была не самая красивая карточка, но тогда она казалась мне самой лучшей. Карточку я получил от детской коллективной радиостанции из Черепанова - RZ9OWN.

Наш кружок здорово помог мне в изучении географии. Проведя связь, я искал на карте город, с которым я связался. Так я постепенно чуть ли не наизусть запомнил всю карту. А на уроках, когда учитель спрашивал меня, то мои друзья мне подсказывали названия стран по префиксам позывных. Учитель ничего никогда не мог понять.

Проводя связи на английском, я постоянно тренировался в разговорной речи, стал запоминать новые слова, понимать беглую речь. Поэтому, если раньше у меня была по английскому «четверка», то теперь в аттестате у меня «пятерка». Если до того, как я стал ходить в кружок, любимым предметом в школе у меня была история, то кружок помог мне полюбить географию и английский. На городских олимпиадах по географии я стал занимать первые места. Дополнительные знания я получил и по физике.

На третий год моих занятий в кружке я получил личный позывной третьей категории RA9SUS. А это значило, что теперь я мог сделать радиостанцию у себя дома. Мой друг, радиолюбитель, дал мне самодельный трансивер (приёмник- передатчик), которым я пользуюсь до сих пор. Я поставил простые антенны и стал работать в эфире из дома. На моей домашней радиостанции я работаю в эфире с еще большим интересом. Ведь мощность моей радиостанции маленькая, поэтому каждая связь требует большего операторского мастерства..

Сейчас я имею первую радиолюбительскую категорию (первая - самая высокая) и укороченный позывной RX9SN. Первая категория дает право на использование максимально разрешенной мощности 200 Ватт на всех диапазонах. Первая категория - это самая «крутая» категория радиостанций, которая дается только опытным радиолюбителям. Но если ты только что увлекся радио, то ты можешь получить четвертую категорию, позывной, и право работы в эфире. Это четвертая категория выдается начинающим. Чтобы ее получить, не нужно знания азбуки Морзе, требуется знание лишь основ работы в радиоэфире, и чтобы тебе было больше восьми лет.

Ещё, мне очень нравится участвовать в соревнованиях. В году проводится около 200 соревнований разного уровня: от международных, до областных и районных. За определенное время соревнований радиолюбители должны как можно больше провести связей друг с другом. Соревнования обычно проходят по выходным: в субботу и воскресенье. Поэтому, когда я учился в школе, у меня к понедельнику была причина не готовить уроки. Т.к. учителя всегда с пониманием относились к тому, что я все выходные отстаивал честь школы, города в каком--нибудь открытом Чемпионате Испании или Польши.

Радиолюбительство - это еще и военно-прикладной вид спорта, поэтому радиоспортсменам выдаются спортивные звания. Я уже больше года как кандидат в Мастера спорта России по радиосвязи на КВ и больше двух лет имею второй разряд по радиотелеграфии. Причем, радиоспорт хорош тем, что можно, если постараться, не выходя из дома стать Чемпионом России, континента, мира.

Сейчас у нас в стране работает целая сеть детских радиолюбительских коллективных радиостанций. На этих коллективных радиостанциях занимаются дети от 8 лет и старше. Они осваивают радиотелеграфную азбуку Морзе, учатся работать в эфире, интересно и с пользой проводят своё свободное время.

Мальчишки и девчонки, не теряйте своё время зря! Займитесь радиолюбительством! Поверьте, это очень интересно, увлекательно и полезно. Не бойтесь, заходите в ваш местный радиокружок, пусть это будет даже середина учебного года, интересуйтесь. А если в вашем городе нет коллективной радиостанции, то не постесняйтесь, подойдите к знакомому радиолюбителю. И тогда я уверен, что Вы тоже полюбите радио.

P.S. Если у кого-то есть ко мне вопросы, то пишите по адресу: Александр Стерликов (rx9sn) , или заходите на мой сайт: www.qsl.net/rx9sn
.
Всего Вам доброго, до встречи в радиоэфире! 73!

С уважением, Александр Стерликов, RX9SN, ex:RA9SUS
http://www.tularadio.ru/?pg=module/article/show&do=ordinary&fileid=14641160747ece2dfd7cb1&line=0