Давид Сарнов и "Титаник". Очерки истории развития электроники.
Ретро - Радио |
Развитие отечественной электронной промышленности начиналось почти с нуля. В 1940 г. в СССР было четырнадцать серийных радиозаводов с общей численностью работающих 21,7 тыс. человек и объемом валовой продукции 664 млн. руб. (Точнее говоря, заводов было пятнадцать, если считать рижский VEF - крупнейшее предприятие Восточной Европы по производству радиоприемников и радиодеталей, на котором в 1940 г. работало более 3 тыс. человек).
Из приведенного ниже Перечня советских радиозаводов следует, что с 1917 г. и до начала Великой Отечественной войны в СССР было вновь построено 6 новых радиозаводов; остальные - достались в наследство от дореволюционной России. В годы первых пятилеток бывшие частные и казенные радиозаводы подверглись реконструкции, в том числе с технической помощью Radio Corporation of America (RCA), которую возглавлял выходец из России Давид Сарнов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Давид Сарнов (28 февраля 1891 г., Минск - 12 декабря 1971 г., Нью-Йорк) был тем самым радистом, который 14 апреля 1912 г. первым связался по радио с тонущим 'Титаником' и поддерживал с ним связь до самого конца. Так он прославился на весь мир в первый раз. Его портреты обошли первые полосы всех газет мира. После этого события в мире резко изменилось отношение к радио. Конгресс США принял закон, обязывающий все суда иметь на борту радиоаппаратуру. Давид Сарнов удостоился побывать учеником самого Маркони - лауреата Нобелевской премии, затем возглавил фирму RCA, при помощи которой ввёл радио и телевидение в каждый американский дом. Во время II мировой войны он дослужился до звания бригадного генерала, был советником у девяти американских президентов. И есть еще один ньюанс. В начале 30-х годов Сарнов пригласил в RCA ещё одного эмигранта из России - выдающегося инженера Владимира Козьмича Зворыкина - одного из первых в мире учёных, занимавшихся электронной передачей изображений на расстояние. Основные достижения Зворыкина, которого американские энциклопедии называют Отцом телевидения, это, в первую очередь - первый в мире иконоскоп (передающая трубка для телевидения), кинескоп (приёмная трубка), фотоэлемент для звукового кино, электронный микроскоп, телевизионные бортовые системы наведения на цель бомб и ракет, желудочный радиоэндоскоп и многое другое.
1. Завод N 628 "Красная заря" (бывший петербургский телефонный завод акционерного общества Эриксон);
2. Завод N 211 Светлана (по легенде назван по имени дочери владельца предприятия петербургского предпринимателя Я.М. Айваза; на самом деле это аббревиатура СВЕТовые ЛАмпы Накаливания);
3. Завод N 210 имени Козицкого (бывший петербургский завод Сименс и Гальске);
4. Завод N 327 имени М.В. Фрунзе (бывший петербургский завод акционерного "Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов");
5. Завод N 208 имени Коминтерна (бывший радиотелеграфный завод Морского ведомства);
6. Завод N 209 имени А.А. Кулакова (бывший "Электромеханический и телеграфный завод Н. К. Гейслер и Ко");
7. Московский электротехнический завод N 203 имени Г.К. Орджоникидзе (бывший московский телефонно-телеграфный завод, слившийся в 1918 г. с эвакуированным Петроградским электротехническим заводом Военно-инженерного управления);
8. Горьковский радиозавод N 197 имени В.И. Ленина (бывший нижегородский завод Сименс и Гальке);
9. Харьковский государственный завод N 193 (основан в 1927 г.);
10. Егоршинский радиозавод Свердловской области (основан в 1931 г.);
11. Воронежский завод N 728 "Электросигнал" (основан в 1931 г.);
12. Александровский радиозавод N 3 (основан в 1932 г.);
13. Фрязинский завод "Радиолампа" N 191 (основан в 1939 г.);
14. Минский радиозавод имени В.М. Молотова N 287 (основан в 1940 г.).
Для сравнения отметим, что в Германии в это же самое время в одном только Берлине действовало более 2,5 тыс. предприятий радиотехнической и электровакуумной промышленности с численностью работающих почти 250 тыс. человек.
Готовясь к войне, германское командование еще в 1936 г. приняло доктрину военной радиосвязи, определявшую номенклатуру радиосредств для различных родов войск, их частотные диапазоны и т.д. Радиосвязь рассматривалась как один из решающих факторов превосходства отдельных броне- и моторизованных частей Вермахта над аналогичными частями прочих противников.
К маю 1940 г. перед началом кампании на Западе Германия располагала сетью радаров, состоявшей из наземных РЛС типа Freya с рабочими диапазонами радиоволн 1,9-2,5 м. и максимальной дальностью обнаружения воздушных целей 150 км. Оперативными радиолокаторами типа Seetakt оснащались корабли военно-морского флота
С вступлением СССР во II мировую войну выявилось существенное отставание отечественной радиопромышленности в оснащении армии и флота современными средствами радиосвязи и радиолокации. В советской историографии этот факт не афишировался, и о нем стали писать только в последние годы.
Самым ярким примером запоздалого понимания необходимости применения радиосвязи в условиях современной войны является Приказ Народного Комиссара Обороны Союза СССР N0243 от 23.07.1941 г. "Об улучшении связи в Красной Армии". В нем говорится:
"...Опыт войны показал, что неудовлетворительное управление войсками в значительной мере является результатом плохой организации работы связи и, в первую очередь результатом игнорирования радиосвязи, как наиболее надежной формы связи. Управление войсками, опирающееся главным образом на телефон, непрочно и ненадежно, так как при порче телефонных линий оно прекращается на продолжительный срок. Приказываю в кратчайший срок ликвидировать недооценку радиосвязи, как основного средства управления войсками в подвижных формах современного боя. Под личную ответственность командиров и комиссаров частей и соединений, военных советов армий и фронтов немедленно обеспечить полное использование радиосредств для управления войсками с обязательным соблюдением секретности передач".
Конкретно, в вышеупомянутом документе речь шла о том, чтобы обеспечить средствами радиосвязи, хотя бы штабы каждой армии и дивизии, причем, в количестве не менее 2-х экземпляров. Основанием для издания приказа о радиосвязи могли послужить трагические события первых дней войны, а именно: в середине дня 22 июня командующий Западного фронта Павлов доложил, что из имеющихся у него 3-х радиостанций две уже разбиты, а последняя повреждена. Ему пообещали прислать 3 новые радиостанции, но не прислали. В дальнейшем штаб фронта не только не руководил войсками, но даже не знал, где проходит фронт. В отчаянии Павлов сам выехал в войска. О его местонахождении не знали ни в штабе, ни в Кремле. Фронт потерял управление. Скоро войска четырех армий были окружены.
О том, чтобы снабдить рациями каждый танк и самолет, на начальном этапе Великой Отечественной войны не могло быть и речи. Рижский завод VEF превратился в филиал AEG Ostlandwerk GmbH и стал обслуживать интересы Третьего рейха. Минский радиозавод 29.06.1941 г. достался немцам в качестве трофея. Александровский радиозавод был эвакуирован в г. Петропавловск (Казахстан). Радиозавод N 327 им. Фрунзе и Научно-исследовательский институт N 9 (НИИ-9) отправились в эвакуацию в Красноярск; Харьковский радиозавод - в пос. Касли Челябинской области, но какая-то его часть оказалась в таджикском Канибадаме, и в 1943 г. перемещена в Барнаул. Московский радиозавод им. Орджоникидзе передислоцировался в г. Сарапул. Воронежский завод "Электросигнал" и ленинградский завод "Светлана" в основном перебазировались в Новосибирск. В Омск были эвакуированы основные цеха радиозавода им. Козицкого. В Ташкент и в Уфу отправился фрязинский завод "Радиолампа". Цеха и участки ленинградских заводов им. Коминтерна и им. Козицкого, изготовлявшие устройства для зарядки аккумуляторов, были эвакуированы под Саратов, позже обосновались в Саранске, и стали заводом N618 (будущий "Электровыпрямитель").
Известен факт нападения Люфтваффе на Горьковский радиозавод им. Ленина, выпускавший в годы войны полевые радиостанции. Это произошло утром 4 ноября 1941 г. Пилот самолета Не-111 сбросил на завод 1000-кг мину ВМ-1000. Мина разрушила главный четырехэтажный корпус, где находился сборочный цех. Погибли 96 работников завода, в том числе его директор Кузьмин. В начальный период Великой Отечественной войны (вторая половина 1941 г.) советская радиопромышленность смогла поставить в войска 5,6 тыс. радиостанций 20 видов. Большинство из них из-за ненадежности и ряда других недостатков (маломощность, большие габариты и вес) не пользовались у военных любовью. Министр промышленности средств связи Г.В. Алексеенко в Служебной записке в ЦК ВКП (б) от 22 июля 1950 г. отмечал, что отечественная радиоаппаратура не обеспечивала быстрого и надежного вхождения в радиосвязь без специальной настройки приемников и передатчиков, необходимой стабильности электрических параметров и надежности работы в условиях сильных вибраций. Все это вызывало серьезные затруднения при ее эксплуатации в боевых условиях. Первые отечественные танковые коротковолновые радиостанции типа 10-РТ были выпущены на заводе им. Козицкого в июле 1941 г., примерно за полтора месяца до начала ленинградской блокады. Выпуск возобновился в декабре 1941 г., когда завод, включая сборочный цех, был эвакуирован в Омск.
Небольшое количество радиостанций не могло решить проблему связи между танковыми подразделениями, поэтому танкисты поначалу довольствовались "дедовским" методом подачи радиосигналов. Например, радист командира танковой роты в соответствии с приказом передавал азбукой Морзе командирам экипажей условный сигнал "40",- что означало, "все направо", "20" -- "все налево" и т.п.
Положение дел с радиосвязью в истребительной авиации было не лучше. Первая тысяча экземпляров Як-1, вообще, не имела радиостанций. Лишь с весны 1942 г. установка радиооборудования на самолетах-истребителях (МиГ-3, Як-1, ЛаГТ-3) стала более-менее распространенной, а с августа - обязательной. При этом передатчики вначале имела лишь каждая десятая машина, с августа 42-го - каждая пятая, а с октября - каждая четвертая. На остальные ставили только приемники.
В 1942 г. советская радиопромышленность поставила в войска 27,5 тыс. шт. радиостанций различных типов; в 1943 г. - 49,5 тыс. шт.; в 1944 г. - 48,7 тыс. шт. А всего за войну - 151,4 тыс. шт. Такого количества средств радиосвязи уже было достаточно, чтобы установить их почти на каждом танке и самолете (к концу войны в войсках было 86,1 тыс. танков и 115,6 тыс. боевых самолетов).
Львиную долю радиостанций для авиации выпустил воронежский завод "Электросигнал", а лампы для них - эвакуированный в Новосибирск завод "Светлана", ставший заводом N617.
Союзники по ленд-лизу предоставили Советскому Союзу 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 РЛС орудийной наводки, типа SCR-584 и GL-Mk (серия I и II). Флот получил от Англии 329 гидролокаторов типа "Асдик". Все виды военной техники: танки, бронетранспортеры, самолеты,- поступавшие по ленд-лизу, были укомплектованы средствами радиосвязи. Например, на каждом танке "Шерман" имелись две радиостанции: УКВ и КВ. Первая - для связи внутри взводов и рот на расстояние 1,5-2 км. Второй тип радиостанции предназначался для связи со старшим командиром. Этот комплект стоил порядка 5 тыс. долларов, прекрасно настраивался на нужную частоту и не боялся тряски. Каждый американский бомбардировщик Дуглас А-20 (он же "Бостон") - одна из самых известных машин среди поставлявшихся в СССР по ленд-лизу - был укомплектован радиоаппаратурой стоимостью 25 тыс. долларов.
17 января 1942 г. наркомат электропромышленности и Главное артиллерийское управление внесли на утверждение ГКО проект постановления "О промышленной базе для производства приборов радиообнаружения и пеленгации самолетов". 10 февраля 1942 г. ГКО принял постановление N 1266сс "О принятии на вооружение войск ПВО Красной Армии и ВМФ станций орудийной наводки (СОН-2) и организации отечественного производства СОН-2".
15 февраля 1942 г. во исполнение Постановления ГКО от 10 февраля Нарком электропромышленности И.Г. Кабанов подписал приказ о создании в Москве первого в СССР радиолокационного предприятия - завода N465 (будущее НИИ-160) с конструкторским бюро и лабораториями для разработки и производства РЛС орудийной наводки. В ноябре 1942 года всего за восемь месяцев были закончены разработка и изготовление двух опытных образцов станций орудийной наводки СОН-2а (копия английской GL-МкII). Постановлением ГКО от 20 декабря 1942 года станция была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.
Первые промышленные образцы отечественных радиолокаторов дальнего обнаружения были разработаны в 1937 г. в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) совместно с Научно-испытательным и исследовательским институтом Красной Армии (НИИИС КА). Это - наземная станция радиообнаружения "Ревень" (РУС-1) с 20-метровыми вышками. Она работала на волне 4 м с мощностью в импульсе 40 - 50 кВт и обнаруживала самолеты, летящие на высоте 1 500 м, на расстоянии до 50 км.
Одним из важнейших этапов в развитии отечественной радиолокации в довоенный период стало решение проблемы работы передающей и приемной аппаратуры на одну общую антенну, что резко упрощало конструкцию и уменьшало габариты изделия. Разработанный в ЛФТИ 1-антенный вариант радара "Пегматит" легко разбирался и перевозился на автомашинах. На основе "Пегматита" в июне 1941 г., по заказу РККА, радиозавод им. Коминтерна изготовил войсковой подвижный радиолокационный комплекс "Редут". В декабре 1941 г. "Редут" (РУС-2) принимается на вооружение и запускается в серийное производство на заводах N339 Наркомата авиапромышленности и N703 Наркомата судостроительной промышленности.
Первые английские наземные радары по конструкции немного отличались от советских. Так, основой каждой станции являлись две высоченные (105 футов, что соответствует высоте 9-этажного дома) стальные мачты. На мачтах были установлены многочисленные приемные и передающие антенны. Хитроумное аналоговое устройство (гониометр) сравнивало сигналы от расположенных под разными углами антенн и таким образом с весьма сомнительной точностью определяло азимутальный пеленг цели. Вес одного комплекса составлял 35 тонн, на его монтаж и развертывание по нормативу требовалось 70 часов. В соответствии с традициями английского юмора все это называлось MRU-105 ("мобильное радиоустройство, 105 футов высоты").
В 1941-42 гг. англичане приняли на вооружение радары дециметрового и сантиметрового диапазона, что дало им целый комплекс преимуществ перед ВВС противника. Да и в самой конструкции радаров произошло крупное усовершенствование - появилась трубка кругового обзора с двумя флюоресцирующими слоями, получившая в скором времени самое широкое распространение во многих типах РЛС. На экране трубки световая линия развертки начиналась не с левого края экрана, как в прежних конструкциях, а от центра. Эта линия вращалась по часовой стрелке одновременно с вращением антенны, отражая на экране местоположение целей вокруг станции. Такой экран создавал как бы карту воздушной обстановки. Световое пятно голубого цвета в центре экрана отмечало местоположение РЛС. Концентрические кольца вокруг этого пятна помогали определить расстояние до отраженных от воздушной цели импульсов, которые обозначились в виде более светлых точек янтарного цвета.
http://samlib.ru/s/simonow_n_s/electron_ind.shtml