Доплеровские ионосферные наблюдения
Повышение квалификации |
Владимир Поляков RA3AAE
Небольшое введение. Считают, что ионосферные исследования – поле деятельности учёных, в руках которых сложная современная техника: спутники, ионозонды, радары, заумный математический аппарат и пр. Так-то оно так, да “не боги горшки обжигают”. Есть же, например, любительская астрономия и прочие серьезные науки, а уж про любительскую радиосвязь вам не надо рассказывать – часто она не хуже профессиональной. Ведь именно радиолюбители открыли и освоили дальнюю КВ связь, из них выходили лучшие профессионалы-связисты.
Цель этой статьи показать, что ионосферные наблюдения можно проводить и в домашних, и в полевых условиях, даже ничего не излучая, а только слушая эфир. Актуальность вопроса возросла в настоящее время в связи с активными воздействиями на ионосферу, и не только сверхмощными нагревными стендами, работающими по программе HAARP, но и участившимися запусками тяжелых ракет, бесконтрольным распылением химических веществ, проводящих иголок и тому подобных экспериментов, возросшим авиационным трафиком.
Эффект Доплера состоит в изменении частоты сигнала, принимаемого от движущегося объекта. Всем знакомо повышение тона гудка приближающегося поезда, и понижение – удаляющегося. Частота ударов волн о днище моторной лодки повышается, если идти навстречу волне. Эффект проявляется с волнами любой природы, в том числе и электромагнитными. Первый радиолокатор, созданный под руководством П. К. Ощепкова ещё в 1934 году, работал на эффекте Доплера. Передатчик метровых волн был установлен на крыше здания, где размещалась лаборатория, на нынешней ул. Радио в Москве. Он излучал в восточном направлении. Приёмник был вынесен примерно на 10 км вперед, в Новогиреево, тогда ближнее Подмосковье (любопытно заметить, что в первом месте я сейчас работаю, а во втором – живу). С аэродрома в Монино поднимали самолёт, летавший к Москве и обратно. На вход приёмника поступали два сигнала: отражённый от самолета и прямой от передатчика. Поскольку частота отражённого сигнала была сдвинута из-за движения самолёта, в приёмнике возникали биения низкого тона, слышимые в телефонах. Испытания прошли успешно, на них присутствовали маршалы Ворошилов и Тухачевский. Но до широкого использования этого радара в войсках дело тогда не дошло – Тухачевского расстреляли, а Ворошилов предпочитал конницу….
Формула для доплеровского сдвига частоты F при отражении от движущегося объекта проста:
F = 2Vfo/c, где V – радиальная скорость объекта, fo – частота передатчика.
Её удобно преобразовать для быстрых расчетов. Поскольку c/fo = λ λλ λ, то F = 2V/λ λλ λ.
Итак, доплеровский сдвиг частоты равен числу полуволн, проходимых объектом за секунду в радиальном направлении (к передатчику или от него). Когда объект находится на траверсе приемопередатчика, и расстояние до него не изменяется (радиальная скорость нулевая), доплеровского сдвига частоты нет, т. е. F = 0.
Сейчас доплеровские РЛС широко использует дорожная полиция для контроля скорости автомобилей. Луч ручного радара (спид-гана) направляют вдоль шоссе, следя за приближающимися или удаляющимися автомобилями. Несложно сосчитать, что при длине волны 3 см и скорости автомобиля 30 м/с (108 км/час) доплеровский сдвиг составит 2 кГц. Схема радара крайне проста: он содержит генератор на диоде Ганна, смеситель, УНЧ, частотомер и, конечно, направленную антенну. На смеситель поступает часть сигнала передатчика и отраженный от автомобиля. Прямое преобразование, однако!
Полностью статью читайте здесь.