Как родилось украинское телевидение

Ретро - Радио

40 лет назад телевидение появилось в Украине

Город прямого эфира

В прошлом веке в Киеве в разное время было построено аж три телецентра. В 1939-м начал работать первый из них – в помещении Украинского дома радио. Первая трансляция состоялась 1 февраля. Она представляла из себя статичную передачу в эфир фотографии Серго Орджоникидзе.

alt
Диктор Е. Николаева и оператор Ю. Федоров, 1959 г.

Позже время от времени передавались концерты мастеров искусств. Зрительская аудитория состояла всего из нескольких десятков человек – тех, у кого были телеприемники. Возможно, время голубых экранов в нашей стране началось бы гораздо раньше, если бы не разразилась война.

Второй телецентр начали строить в 1949-м, прямо на руинах разбомбленного Крещатика.

«Весь Крещатик, вся Прорезная были разрушены, – вспоминает Юрий ОМЕЛЬЯНЕНКО, автор проекта и строитель новой телебашни на Сырце и первый директор Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения Украины. – Власти стремились как можно быстрее восстановить город. Никита Хрущев – тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины – и Лазарь Каганович, приехавший в Киев, долго рассматривали его руины, ходили по городу и вдруг неожиданно предложили: «А давайте здесь, на Крещатике, построим телецентр!». В Москве к тому времени телецентр уже год как работал. На стройку бросили специалистов-связистов, студентов, строителей, пленных немцев. Позвали и меня – как единственного в республике на тот момент дипломированного специалиста в области телевидения. А через два года мы уже организовали трансляцию парада в честь празднования Великого Октября. Это был первый эфир в истории советского телевидения. Чтобы его организовать, нам пришлось взобраться на бетонные перекрытия третьего этажа еще не построенного здания телецентра, установить там камеры и оттуда – из оконного проема – вести трансляцию. Передача длилась около полутора часов».

alt
Международный телемост Киев-София, ведущая Л. Лысенко, 1985 г.

Третий телецентр – это всем известное современное здание, прозванное в народе за его оригинальную конструкцию «карандашом», – начал работать аж 42 года спустя, и этой осенью он готовится отметить свой 20-летний юбилей. Интересно, что здание поныне так и не достроено до конца.

«Здравствуйте, дорогие радиозрители!»

Прямой эфир в 1951-м, прославивший Украину на весь СССР и ставший отправной точкой в истории начинающегося телевидения, стоил киевским специалистам-связистам немалых нервов.

alt
Оператор Ю. Бардаков, первая студия после 1978 г.

«За два дня до этого четыре связиста стали проверять сигнал – идет ли, – рассказывает директор Музея телевидения Национальной телекомпании Украины Лариса БОГДАНОВА. – Они развезли несколько сотен телевизоров по разным уголкам Киева: по родственникам, знакомым и дали пробную трансляцию с кинопленки. Пустили фильм и давай звонить, выяснять, что видят люди у экранов. Фильм, к слову, был совершенно лишен идеологической подоплеки и рассказывал о жизни чукчей на Севере. Его выбрали лишь потому, что качество пленки оказалось отменным. По ней и настраивали передатчик. Впопыхах, правда, перевернули пленку и первые несколько минут собачьи упряжки бегали по экрану задом наперед. Это, впрочем, мало кто заметил: первый сигнал был таким, что зрители могли лишь различить какие-то шевеления на экране. На следующий день дали уже фильм «Ленин в Октябре». Лента прошла на ура. Все увидели кино. А еще через день транслировали парад. Так родилось украинское телевидение».

alt
О.-Даниленко-и-Е.-Николаева-за-пять-минут-до-прямого-эфира,-1960-г.

Первые передачи в 50-е годы были короткими, а первые дикторы – немногословными. Они объявляли участников концертов и читали короткие сообщения. Одна из них – Ольга Даниленко – приветствовала аудиторию, собравшуюся по ту сторону экрана, обращением, которое придумала сама: «Здравствуйте, дорогие радиозрители!». Тогда определения «телезрители» еще просто не существовало.

«Требования к дикторам были весьма жесткие, – говорит Л. Богданова. – Например, строгий официальный дресс-код: в кадре можно было появиться только в пиджаке, в длинной юбке (брюки категорически запрещались), одежда – застегнута на все пуговицы. Никакой открытой шеи или рук. И это при том, что в студии, где работали лампы высокого накаливания, температура повышалась до 45 градусов».

Телевышка вместо Лавры

Киевское телевидение год от года становилось все больше популярным. «Театры взбунтовались, – вспоминает Ю. Омельяненко. – Что это такое? Вы оттягиваете зрителей в вечерний час. Так к нам скоро совсем перестанут ходить!».

Скоро свои телецентры появились и в некоторых регионах: во Львове, Одессе, Днепропетровске, Харькове. Тем не менее, большая часть Украины – преимущественно центральная – оставалась без этого средства массовой информации. Центральное республиканское телевидение не могло полностью выполнить свою функцию – охватить максимально большую территорию. Не хватало мощности передатчика.

«Нужна была новая вышка – с таким мощным сигналом, чтобы закрыть эту плешь, – рассказывает Омельяненко. – В Москве, к слову, тоже началось сооружение новой – Останкинской башни. Так появился и наш проект».

Чтобы сэкономить на материалах и времени, приняли решение строить башню из металла, но не фиксировать ее элементы болтами, а сваривать – уникальную технологию бесшовной сварки разработал институт Патона. Так удалось возвести сооружение, превышающее знаменитую Эйфелеву башню (тоже возведенную из металла) на 61 метр. При этом потребовалось втрое меньше металла: 2,5 тысячи тонн вместо 7 тысяч.

alt
Телевышка на Сырце

«Для того чтобы башня и вся станция могли быть максимально функциональными, надо было найти для нее наиболее оптимальное место, – продолжает Юрий Иванович. – Кто-то предлагал возвести телевышку на левом берегу, на Сырце и даже – на месте Киево-Печерской лавры! Левый берег мы отмели сразу: он ниже правого на добрых 90 метров. По поводу Лавры я взбунтовался: как можно менять бесценный исторический памятник на телецентр? Наконец остановились на Сырце. Здесь, конечно, тоже пришлось повоевать. Ведь надо было строить на месте старинного захоронения. Но этот вариант оказался оптимальным. С вводом телевышки в действие, с первым эфиром стало понятно: мы вышли на первое место в Союзе по охвату территории и до сих пор держим это первенство!».

alt
Трансляция октабрьского парада с Крещатика, 7 ноября 1951 г..jpg

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Юрий Иванович ОМЕЛЬЯНЕНКО – первый кадровый телевизионщик в истории Украины. Когда он учился в Киевском политехническом институте (а это был первый послевоенный выпуск), такой диковинной на тот момент дисциплины как «телевидение» не было в программе. Юрий, однако, настоял, чтобы изучать эту интересную науку самостоятельно. Вскоре Омельяненко оказался обладателем первого «телевизионного» диплома в стране.

КСТАТИ

Сегодня мало кто догадывается, что передача изображения на расстоянии, с чего, собственно, и зарождалось электронное телевидение, – это находка не только ленинградского профессора Бориса Розинга, но и его учеников – в частности, украинца Бориса Грабовского, сына поэта Павла Грабовского. Документы свидетельствуют, что именно Борис Грабовский первым додумался, создал и продемонстрировал первый телеприемник. Ему же впервые в мире удалось передать изображение человека на расстояние 20 м. Однако это ноу-хау так и не было зарегистрировано на его имя.

Шесть особенностей Киевской телебашни

  • Скреплена методом бесшовной сварки, уникальным для подобных сооружений.
  • Единственная в мире строилась с помощью системы так называемого «подращивания» башни, когда сначала свариваются верхние элементы, потом поднимаются на домкратах и под них подгоняются нижние.
  • Относится к числу самых высоких сооружений на планете и единственное цельнолитое сооружение такой высоты в мире.
  • Не может быть доступна для туристов: имеет небольшое внутреннее пространство и всего два лифта: один пассажирский на 9 чел. и рабочий на бригаду из 4 чел.
  • Верхняя часть башни легкая и поэтому очень подвижна и неустойчива: радиус ее наклона от ветра может достигать 6 м, что совершенно не грозит самой башне, но крайне дискомфортно для людей.
  • Ремонт и покраску башни проводят в специальном режиме раз в пять лет. На ее косметическое обновление требуется больше 8 т краски.

Светлана ГОЛЛАНДС

При подготовке материала использованы данные и архивные фото Музея телевидения НТК, а также фото из личного архива Ю.И. Омельяненко.

http://www.aif.ua/society/article/44760