Мы надежда твоя, Украина!

Работа с молодежью

alt

Малая академия наук Украины (далее МАН) – образовательная система, которая обеспечивает организацию и координирование научно-исследовательской деятельности учеников, создаёт условия для их интеллектуального, духовного, творческого  развития и профессионального самоопределения, способствует наращиванию научного потенциала страны.

За 70-летний период существования МАН прошла несколько этапов своего становления и развития. Предпосылками её создания стала организация работы научных кружков внешкольных учебных заведений, сеть которых сформировалась в 20–40-е гг. ХХ ст. В 1939 г. согласно обращению Академии наук СССР касательно усиления шефства над детскими научными организациями Академией наук УССР было принято Постановление о шефстве над Киевским Дворцом пионеров по вопросам работы с талантливыми детьми и молодёжью. На протяжении следующих 10 лет научные кружки начали работать в большинстве крупных городов Украины. В дальнейшем, отдельные кружки и секции объединяются в научные организации учеников. Так в 1947 г. на базе Киевского городского дворца пионеров и школьников начала свою работу «Организация науки и техники учеников». А уже в 1950 г. в г. Киеве была проведена первая ученическая научно-практическая конференция. Первым массовым научным объединением стала в 1963 г. Крымская Малая академия наук «Искатель», опыт которой стал основой  для создания в 60–80 гг. ХХ ст. малых академий наук в разных регионах Украины.

Развитие Малой академии наук Украины в 80–90 гг. ХХ ст. совпало с внедрением исследовательских методов в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных и внешкольных учебных заведений. Началось формирование Малой академии наук Украины как одной из составляющих системы внешкольного образования. Уже в 1977 г. Министерство образования СССР утвердило «Примерное положение о научной организации учеников», а в 1983 г. Министерство образования УССР приняло первое Типичное положение о Малой академии наук школьников, что повлияло на создание научных ученических объединений в Донецкой, Днепропетровской, Житомирской, Ровенской, Харьковской областях и в г. Мелитополь. Всего к 1987 г. было создано 11 малых академий наук.

С 1990 г. начинается новый этап развития МАНовского движения. В г. Одесса была проведена І Республиканская научно-практическая конференция членов научных организаций учеников, в мае 1992 года – І Всеукраинский конкурс юных историков имени М. С. Грушевского, а в 1993 г. впервые одновременно проводилось несколько Всеукраинских конкурсов научно-исследовательских работ учеников в разных научных направлениях. Решающим для создания современной модели МАН стал 1993 г. На заседании коллегии Министерства образования Украины и Президиума Академии наук Украины было принято совместное постановление от 22 декабря 1993 года № 19/3-9, 351 «О пути совершенствования деятельности Малых академий наук и научных организаций учеников как центров формирования научной элиты Украины», а также принято решение о создании единой Малой академии наук Украины с её территориальными отделениями и выбрано Президиум МАН. Согласно этому документу утверждаются Положения о Малой академии наук Украины, Положения о координационно-методическом совете, Перечень базовых высших учебных заведений Украины и научных заведений Академии наук Украины, а также сроки паспортизации территориальных отделений МАН.

На этом этапе с МАН сотрудничали 60 высших учебных заведений Украины и 44 научных заведения Национальной академии наук Украины.

Совершенствовалась система проведения Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников-членов МАН. Важным шагом стало введение Положения о Всеукраинской ученической олимпиаде  по базовым и специальным дисциплинам, турниры и конкурсы-защиты научно-исследовательских работ, и конкурсы профессионального мастерства. Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.01.1994 г. № 45 «Об утверждении Положения, о внешкольном учебном заведении» и приказом Министерства образования Украины от 22.02.1994 г. № 45 была принята новая номенклатура внешкольных заведений – Малые академии наук ученической молодёжи. Первыми такими заведениями в 1993–1998 гг. стали Львовская, Мелитопольская, Луганская и Тернопольская Малые академии наук ученической молодёжи.

Весомым шагом в развитии МАН стало создание в 2004 г., согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 20.08.2003 г. № 1301 «Об усовершенствовании системы организации работы по воспитанию детей и молодёжи во внешкольных учебных заведениях», Внешкольного учебного заведения Малой академиии наук ученической молодёжи. На него были возложены функции координирования исследовательско-экспериментального направления внешкольного образования. Постепенно формируется сеть специализированных внешкольных учебных учреждений – малых академий наук ученической молодёжи.

Особенного значения для деятельности и развития МАН приобрело принятие Постановления Кабинета Министров Украины от 08.08.2007 г. № 1016 «Об утверждение Государственной целевой программы работы с одарённой молодёжью на 2007–2010 гг.».

Значительным событием стало заседание Президиума НАН Украины 11.11.2009 г., посвящённое деятельности МАН и присвоение Внешкольному учебному заведению Малой академии наук ученической молодёжи статуса учреждения двойного подчинения – Министерству образования и науки Украины и Национальной академии наук Украины. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 03.02.2010 г. № 88 «Об усовершенствование работы с талантливыми детьми» учреждение было переименовано на Украинский государственный центр «Малая академия наук Украины».

Весомую роль в развитии МАН играет Указ Президента Украины № 927/2010 от 30.09.2010 г. «О мероприятии касательно развития системы обнаружения и поддержки талантливых детей и молодёжи», который активизировал процесс формирования сети региональных академий наук ученической молодёжи. Указом также присвоено статус Национального Украинскому государственному центру «Малая академия наук Украины».

На сегоднящний день Национальный центр «Малая академия наук Украины» является учреждением, которое выполняет общегосударственные функции по поиску, развитию и поддержке одарённых и талантливых учеников. Каждый год НЦ «МАН Украины» проводит около 30 всеукраинских мероприятий научно-методического направления и более 40 массовых мероприятий для одарённой ученической молодёжи. Организовываются новые образовательные проекты, в том числе международные. Каждый год возрастает количество детей, принимающих участие в научно-исследовательской работе МАН, в 2011 г. оно составляет около 250 тыс. одарённых учеников со всей страны.

Ключевая роль в воспитании юных исследователей принадлежит педагогическим и научно-педагогическим работникам МАН. На сегодняшний день количество педагогов и учёных, которые работают с одарёнными детьми, составляет приблизительно 6,5 тыс., среди которых около 1,5 тыс. преподавателей являются кандидатами наук, 300 – докторами наук. В научно-педагогический состав МАН входят педагоги внешкольных учебных заведений - 11%, общеобразовательных учебных заведений – 47%, преподаватели высших учебных заведений – 42%.

Научно-исследовательская работа МАН организована научными отделениями и секциями согласно структуре, утверждённой Президиумом МАН. Для удовлетворения интересов и потребностей детей в исследовательской деятельности в разных сферах науки и техники, каждый год в системе работы МАН организовываются новые секции и научные отделения. Так, в 2008–2009 у. гг. структура научных отделений МАН состояла из 48 секций и 8 научных отделений, 2011–2012 у. гг. – уже 60 секций и 11 научных отделений.

В большей степени одарённые дети Украины – ученики МАН - предпочитают научно-исследовательскую деятельность в сфере филологии и искусствоведения (25%), химии и биологии, экологии и аграрных наук (23%), истории и географии (20%). Несколько меньше детей учится в секциях научных отделений математики (10%), компьютерных наук (7%), физики и астрономии (6%), технических наук (4%).

Ученики–члены МАН являются участниками областных, всеукраинских, международных интеллектуальных конкурсов, турниров, олимпиад и проявляют высокий уровень подготовки и творческих способностей.

Важным мероприятием МАН является ежегодный Всеукраинский конкурс-защита научно-исследовательских работ учеников–членов МАН. Во всех этапах конкурса-защиты принимают участие около 100 000 школьников-старшеклассников, из которых в финал выходят более 1000 лучших.

Жюри конкурса-защиты формируется из специалистов соответственного профиля из числа научных и научно-педагогических работников НАН Украины, НАПН Украины, высших и других учебных заведений. Кураторами научных отделений МАН являются академики НАНУ – члены Президиума МАН.

Неотъемлемым компонентом эффективной деятельности МАН является сотрудничество с высшими учебными заведениями, научными учреждениями и общественными институтами, бизнес структурами, что способствует успешному выполнению её главной функции – формированию интеллектуального потенциала украинской нации.

Сегодня МАН воспитывает профессионально ориентированных, вооружённых соответственным научным, исследовательским инструментарием молодых людей, которые уже в школе знают своё предназначение, направление, научное призвание и идут в высшие учебные заведения, чётко понимая, в какой научной сфере они хотят работать.

http://man.gov.ua/ru/about_the_academy/macsu