Стартап как он есть
Повышение квалификации |
Cтартап – сегодня мы довольно часто встречаем это слово, и не только в средствах массовой информации, но и в повседневных разговорах. Однако далеко не все понимают, что это за «зверь» такой. Рассеять туман, окутывающий понятие «стартап», решились «четверо смелых», из тех, кто имеет с ним дело каждый день. Это Иван Бахчеев, сотрудник медиа-лаборатории РИА «Новости»; Александр Островский, основатель независимой лаборатории «Инвитро», гендиректор компании «3D Биопринтинг Солюшнс»; Сергей Новоселов, доктор биологических наук, автор работ в области биохимии и биомедицины, молекулярной и клеточной биологии; Александр Баулин, шеф-редактор IT и телеком-проекта РИА «Новости».
С первых же минут – и это было вполне логично – специалисты предложили определение «стартапа». Это развивающаяся компания, бизнес которой основывается на инновационной идее или только что появившейся технологии. Стартапы могут возникнуть в любой сфере человеческой деятельности. Так уж получилось, что на сегодняшний день наиболее известные стартапы – в сфере интеллектуальных технологий (IT). Однако это отнюдь не означает, что их не может быть в других отраслях экономики. Стартап – это новый бизнес, новый предпринимательский опыт, реализация новой идеи, но эта идея не обязана быть высокотехнологичной. Если вспомнить Майкла Делла, он не изобрел и не произвел самый мощный компьютер. Но он придумал посылать технику по почте, что позволило сэкономить значительные средства на содержании магазинов и основать собственную компанию без больших затрат. Так была создана фирма «Dell» – стартап, который вышел на стадию IPO (первичное размещение акций на фондовой бирже).
Еще вопрос: какой из известных проектов – социальных сетей – является стартапом в классическом понимании этого термина: «Одноклассники», «ВКонтакте» или «Facebook»? Правильный ответ: «Facebook». Да, скажем, «ВКонтакте» – большой и очень «громкий» проект. Но он позаимствовал многие черты от «Фэйсбука», который был первым в этой нише, а для стартапов очень важно первенство изобретения, свежесть идеи, это один из основных критериев отнесения проектов к категории стартапов.
Создатель стартапа – человек, который решил изменить мир к лучшему, считает Иван Бахчеев. Если говорить о первичности идеи применительно к соцсетям, тот же «Facebook» не смог бы выдержать нагрузки, если туда бы «постучались» все российские интернет-пользователи. Поэтому были созданы соцсети-клоны, и в этом нет ничего страшного.
Вообще стартап, если можно так выразиться, держится на трех «китах». Первый «кит» – создатель стартапа, который хочет изменить мир. Второй – потребитель, который, как бы по-гедонистски это не прозвучало, желает жить лучше. Третий «кит» – инвестор, который хочет многократно увеличить прибыль от вложений.
Приведем примеры. К числу знаменитых стартапов, помимо «Facebook», можно отнести «Youtube» и «Whatsapp». Первый был изобретен, когда люди не смогли найти в Интернете удобный видеоплеер. «Whatsapp» в нашей стране менее известен, но сейчас приобретает большую популярность: это сервис, заменяющий смс-общение. Нужно лишь установить данное приложение, и вы сможете обмениваться сообщениями с друзьями почти бесплатно.
У вышеперечисленных проектов есть клоны. У «Youtube» – «Rutube», у у «Whatsapp» – «iMessage» и другие. Еще один пример стартапа – проект «Кофельяно», который возник около года назад. Он вырос из потребности людей получать кофе на вынос – и теперь по городам разъезжают автомобили с кофемашинами. Если знать маршрут движения таких авто, то можно, грубо говоря, по пути на работу взять себе кофе и пойти своим путем. Появился «Кофельяно» в США. Сейчас он есть и в России (чуть раньше этот проект пришел на Украину).
В чем отличие стартапа от обычного бизнеса? Стартап – это бизнес, но не каждый бизнес может быть признан стартапом. Бизнес, как правило, использует готовую бизнес-модель, получает кредит на то, чтобы сделать первые шаги, потом возвращает деньги. Возможно, берет еще один кредит для расширения бизнеса, и так далее. При этом человек или группа людей, организовавших бизнес, остаются его владельцами. В стартап же инвестиции привлекаются с помощью «раундов финансирования», и с каждым раундом доля владельца размывается. Таким образом, получается, что владелец за будущие сверхприбыли расплачивается своей долей.
Специалисты дали совет и журналистам: на что стоит обращать внимание, когда рассказываешь о стартапах в средствах массовой информации. Можно говорить о команде, работающей над стартапом, его идее, количестве привлеченных денег, раундах финансирования. Однако самое главное при описании стартапа – насколько он изменил мир. К примеру, «Whatsapp» – насколько сильно он меняет мир? В Москве стоимость смс – примерно от 1 до 10 центов. Если взять безлимитный Интернет, принять размер максимального смс за 160 байт и разделить, допустим, 2 гигабайта интернет-трафика на эти 160 байт, то получится, что разница между стоимостью отправленных смс и передаваемых данных – около тысячи раз. Таким образом, пользователь может тратить на общение в тысячу раз меньше – в комментариях это не нуждается.
За свою «жизнь» стартап проходит несколько стадий. Первая – стадия посева, когда идея проверяется на жизнеспособность. Вторая – «startup-стадия», то есть стадия запуска и первоначального периода его работы. Третья – стадия роста: стартап занимает устойчивое положение на рынке и уверенно движется к завоеванию ниши, которая была намечена на стадии написания бизнес-плана. Четвертая – стадия расширения: стартап уже выполнил, либо приблизился к выполнению бизнес-плана на первичном целевом рынке и начинает расширять границы за счет завоевания других рынков. Компания может делать это как единолично, так и приобретая другие предприятия. И наконец, пятая стадия – стадия выхода, под которым понимается выход из проекта – частично, либо полностью – бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, ранее принимавших участие в финансировании проекта. Есть еще, добавляет Сергей Новоселов, и стадия «зомби», когда стартап перестает работать, но уже есть патенты и еще остается надежда, что он все-таки еще заработает.
А кто же такие бизнес-ангелы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо перечислить источники финансирования стартапов. Их, как правило, четыре. Первый – FFF (от английских слов family, friends, fools – дословно «семья», «друзья» и, простите, «дураки») – деньги, которые дают родные, близкие и те, кому, как говорится, «не жалко». Второй – бизнес-ангелы. Это люди, которые вкладывают в проекты сравнительно небольшие средства, но могут помочь связями – познакомить с теми, кто будет способствовать продвижению стартапа. Третий – венчурные фонды – компании, которые привлекают финансы, оценивают возможную успешность проекта и вкладывают в него деньги. И четвертый – краудфандинг, когда некая группа людей «сбрасывается» деньгами или даже вещами во благо какого-то проекта, без особой надежды на отдачу.
Завершился экскурс по «царству стартапов» любопытным примером из жизни Александра Островского. В начале 90-х годов, когда у него было желание открыть свое дело, но средствами для этого он не располагал, ему повезло: знакомые дали Александру 30 тысяч долларов. По тем временам это была астрономическая, нереальная для него сумма, которая ему очень помогла. Это был подарок судьбы – ни больше, ни меньше. «Правда, впоследствии я все вернул», - признается А. Островский.
Автор: Сергей Смирнов
Источник: www.nkj.ru