О реформировании ЛРУ и радиоклубе «ВОЛНА»

Аналитика и публицистика

В.Я. Кирсей, uy0ua, г. Киев

Более двадцати лет Лигу радиолюбителей Украины сотрясают неудовлетворенность, недовольство, критика (на грани презрения) со стороны членов по результатам деятельности руководства организации. Как всегда, в таких случаях обвиняется руководство в бонапартизме, преступной халатности, бездействии, злоупотреблениях, неумении или нежелании организовать «нормальную» работу. Анализ причин такого положения за последние несколько лет выдвинул тезис «нарушения и не исполнения» законодательства в широком смысле, включая Устав нашего общественного объединения. Справедливости ради отметим, для этого есть все основания.

Страсти кипят постоянно, напоминая холодную войну, нередко без уточнения, кого с кем. А ведь это война с самими собой, ибо мы и только мы суть источник всех катаклизмов. Мы поставили перед ЛРУ масштабные амбициозные цели и задачи, не подкрепив соответствующей философией и результативным общественным исполнительным механизмом. Такая схема не работает и не может работать на эти задачи ввиду несоответствия исходных предпосылок (комплексная поддержка радиолюбителей и радиолюбительства) нашим реальным возможностям в широком смысле. Отсюда необходимость вернуться к истокам.

Чего же мы хотели и желаем, упрощенно, но по-крупному:

- зафиксированного состояния общности украинских радиолюбителей, солидарности с международными институтами радиолюбительства;

- комплексной поддержки и защиты радиолюбителей и радиолюбительства Украины в сложных условиях становления демократического государства;

- прогнозированного управляемого процесса организации, текущего и перспективного развития нашего увлечения, включая QSL–обмен и новые технологии, отождествляемого рядом коллег с радиолюбительским «движением»;

- интересного и разностороннего коллегиального общения на уровне радиолюбительской громады и ее отдельных звеньев, преемственности поколений.

Все остальное вытекает из этого, причем абсолютными приоритетами сохраняются индивидуальные занятия любительским радио каждым радиолюбителем. Следует заметить, что указанные целевые предпосылки, потребности далеко не новы и решались в разные исторические периоды тем или иным образом.

А теперь задумаемся, является ли общественное объединение физических и (или) юридических лиц искомой формой интеграции и консолидации радиолюбителей для реализации наших пожеланий («хотелок»)? Для прояснения этого далеко не простого вопроса попробуем окунуться в ретроспективу.

Так, еще при племенном укладе проблемы решались на сходках, собраниях членов племени или (и) вождей. С незапамятных времен общение более узких групп решались на гостевых встречах, церемониях и приемах, форумах и сборах, целевых мероприятиях типа конференций, симпозиумов. Желания удовлетворялись посещением дансингов, клубов по интересам, зрелищных центров. В наши дни почти любой каприз обывателя, например, полет в космос, доступен, было-бы чем заплатить. Ясно, что часть этих потребностей удовлетворялась и удовлетворяется без вовлечения людей в «легальные» бюрократические общественные образования с их запутанным членством, дисциплиной, уставами, регистрациями, взносами и прочей атрибутикой партийно-профсоюзных структур.

И, безусловно, подобные способы удовлетворения потребностей людей являются сегментом общественной жизни социума, что провоцирует политиков и социологов облечь их деятельность в жесткие правовые рамки, держать «под контролем» государства или теневых влиятельных структур. Интересно, тем не менее, что в нашей стране нет закона об оппозиции, хотя потребность в регламентировании ее деятельности назрела давно. Трагически выглядит ситуация организованной преступности, терроризма, неподвластная правовому мировому порядку вопреки огромным усилиям глобального характера. Что касается военных конфликтов в горячих точках, «правым» нередко оказывается тот, кто сильнее, что порождает нестабильность, кризисы, напряженность, мировые катаклизмы. Т.е. несоответствие правовым нормам отдельных сторон жизни социума в повседневной истории не является исключительным и редким явлением, скорее, наоборот. И украинский Евромайдан, вызвавший горячие симпатии всего мира, тому подтверждение.

Наш случай ближе всего подпадает под понятие «клуб по интересам», о чем свидетельствует широкая сеть радиоклубов местного, национального и международного уровней, на «сопровождение» которых абстрактное государство не посягало длительное время или никогда. Удачным примером такого клуба по интересам можно считать Международный клуб ветеранов радиосвязи «Волна», 15-летний юбилей со дня основания которого, будет отмечаться радиолюбительской общественностью в феврале 2014-го года.

Радиоклуб «Волна» объединяет радиолюбителей-ветеранов Украины и ближнего зарубежья преклонного и близкого к нему возраста по интересу «любительская радиосвязь». Это специфический контингент физических лиц, ощущающих себя на завершающих стадиях пожизненного радиолюбительства в состоянии ухода на заслуженный отдых, старейшин любительского радио. И не случайно в составе нескольких сотен его настоящих и ушедших членов мы видим таких ярких и авторитетных личностей, как Я.Лаповок, В.Леденев, Н.Казанский, М.Бассина, В.Шимко, А.Кучеренко, Д.Троицкий, Г.Шульгин, В.Топлер и других. Поражает уникальная простота Устава (всего 9 пунктов), управления, отсутствие громоздких процедур и внутренних структур, обязательных членских взносов. Тем не менее, работа регулярно проводится - дни активности, тесты, дипломы, «круглые столы» в эфире, опросы, и т.д..

Радиоклуб «Волна» трудно отнести к классическим общественным объединениям, ибо многие правовые каноны здесь опущены за ненадобностью. Это естественная общность людей по типу виртуальной семьи, объединившихся на закате жизни по интересу к любительскому радио без претензий на «прорывы», рекорды, исключительность. Никакой обязаловки, бюрократизации, давления, но чувство локтя, уважения, внимания, скромности, ответственности, свободы, нахождения в своей желанной комфортной среде… Полная противоположность ЛРУ и амбициозным клубам.

Будучи однозначным поклонником правового государства и демократии, понимаю ситуацию, как отсутствие в правовом поле юридического статуса подобных общностей, как «белое пятно» в социологии, юридической науке и практике. И пока оно будет освоено, целесообразно использовать все явные преимущества клуба «Волна» при реформировании ЛРУ, местных и региональных радиоклубов. Имеются в виду упрощение и прозрачность основополагающих документов, структуры и управления, процедур, использование электронного и почтового голосования всех членов по жизненно важным проблемам, упразднение привязки членства к членским взносам путем замены последних на сервисные услуги и т.п. Возможно ли все это? Безусловно, ибо то, что не запрещено, то разрешено.

В заключение остается поздравить всех членов радиоклуба «Волна» с наступающим славным юбилеем, пожелать им процветания и дальнейшего движения вперед во благо ветеранов украинского радиолюбительства. Одновременно также хочу пожелать ЛРУ, коллективным членом которого (пока еще) остается клуб «Волна», успешного реформирования и преодоления досадных помех и барьеров на историческом пути. Пусть живет и крепнет в веках наше замечательное радиолюбительство!