В радиоволнах эфира
Ретро - Радио |
Нашему поколению досталось жить в удивительное время. На глазах людей, проживших достаточно долгое время, произошло множество событий в научном и техническом мире, изменивших коренным образом нашу жизнь. Некоторые открытия врывались в жизнь людей неожиданно, вызывая тревогу, ощущение беспомощности. Так было, когда мир узнал об изобретении и испытании ядерного оружия. И до сих пор у нас после Чернобыля вызывает опасение даже мирное использование атома.
С восторгом вся планета узнала о полете нашего первого спутника, а затем нашего первого космонавта Юрия Гагарина. А сейчас сообщения об очередном полете в космос идут в ряду обычных.
Многие открытия и достижения свершались в закрытых лабораториях, и мир о них узнавал или в критической ситуации, или же при триумфальной демонстрации.
Но есть область технического прогресса, в которой развитие шло открыто и совершалось на наших глазах, вроде бы и незаметно, но вполне ощутимо материально. Я говорю об открытиях в области радиотехники.
Кому из нас не приходилось в детстве крутить ручки радиоприемника, чтобы услышать музыку? И мало кто знает, какой путь должно было пройти открытие нашим русским ученым Александром Степановичем Поповым в 1895 году способа регистрировать электромагнитные волны. И именно открытия русских ученых М.А. Бонч-Бруевича, П.А. Острякова, В.П. Вологдина и других, вложивших огромный вклад в развитие теории радиотехники, дали возможность начать еще в 1921 году радиовещание в России, а затем создать качественные и надежные конструкции радиоприемников.
К сожалению, сейчас только на фотографиях можно увидеть первые ламповые приемники довоенных лет. Большущие ящики и две-три ручки настройки. Но стоило радиосвязи и радиовещанию заявить о себе, и они начали свой стремительный бег в будущее. Радио вошло во все сферы жизни. В быту оно заявило о себе множеством различных марок радиоприемников.
Я в своей жизни имел счастье видеть многие ламповые бытовые приемники. Попробую немного рассказать о них. Необходимое еще сказать и о том, что одновременно с проблемами передачи и приема радиосигналов решалась проблема записи и воспроизведения звуков.
Итак. Все радиоприемники в те далекие пятидесятые-шестидесятые годы продавались в магазинах «Культтовары» или в соответствующих отделах универмагов. Полки с приемниками в несколько ярусов. При взгляде на них в восторге разбегались наши детские глазенки. Каких только приемников не было тогда в продаже! Достаточно сказать, что в справочнике схем бытовой радиоаппаратуры, выпускаемой в период с 1946 по 1965 год, я насчитал 141 схему ламповых радиоприемников разных модификаций, питаемых от сети!
Не все приемники имели питание от промышленной сети, как кому-то представляется. Первые приемники имели питание от анодных батарей напряжением 80- 100 вольт, и накальных – напряжением 3-5 вольт. Такие батареи подключались к приемнику «Родина». Батареи были большие и тяжелые. А срок действия не очень большой. И промышленность шагнула вперед, создав в приемнике свой собственный блок питания от сети 220 вольт, но сохранив питание и от батареи. Таких приемников с универсальным питанием было порядка 17 модификаций.
Первые модели послевоенных приемников вызывали уважение своей солидностью. Деревянные лакированные корпуса, крупные ручки настройки, мощные звуковые динамики. Первые приемники имели переключатели диапазонов галетного типа. Необходимо было крутить ручку. Таким был радиоприемник «Балтика-52» 1952 года выпуска. С отличными техническими характеристиками, позволявшими осуществлять качественный прием и воспроизведение сигналов. Выпускался он Рижским радиозаводом. Следует отметить, что радиозавод в Риге всегда отличался высоким качеством изготовления радиоаппаратуры, активным внедрением передовых технологий.
Очень оригинальной по конструкции была радиола «Аврора». Радиола – это радиоприемник с
вмонтированным в корпус электропроигрывающим устройством (ЭПУ). «Аврора» имела не совсем обычную форму корпуса. Небольшой глубины вертикальный корпус с передней панелью, драпированной тканью, внизу выступал под наклоном вперед. Четыре ручки настройки находились в углублениях по бокам корпуса, по две с каждой стороны. Обрамление нижней наклонной части было из коричневого карболита. (карболит- материал, из которого изготавливали раньше розетки и вилки черного цвета). А в этом обрамлении находилась подвижная панель со шкалой. Также в карболитовом корпусе. Слева и справа на панели находились съемные держатели для лампочек подсветки шкалы. Очень удобно и доступно! И настройка полосы пропускания приемника осуществлялась путем механического перемещения колебательных контуров относительно друг друга.
А теперь самый главный сюрприз. Когда надо было проигрывать пластинки, панель со шкалой поднималась вверх и фиксировалась. За панелью, в нише находилось проигрывающее устройство. За ручку оно выдвигалось вперед. Диск был покрыт ярким зеленым сукном. Но самой интересной по конструкции была головка звукоснимателя. Это был массивный узел с катушками на металлических сердечниках, между которыми находился якорь. На другом конце якоря была трубочка, в которую при помощи маленького винта закреплялась простая патефонная игла! Головка была самая примитивная, электромагнитная. Это позже уже стали использовать пьезоэлектрические преобразователи и корундовые иглы. Этот приемник мне пришлось восстанавливать в1995 году. Но, к сожалению, он не сохранился.
А несколько лет назад мне совершенно случайно попался в руки "мертвый" радиоприемник "АРЗ-51", который соседи по даче использовали в качестве подставки под цветы во дворе. Весь в металлическом корпусе прямоугольной формы. На передней панели шкала полукругом. Элементы управления вцоколе корпуса. И не был предусмотрен динамик. На панели гнезда для наушников. Пару месяцев я просушивал его, так как дождик его усердно поливал несколько сезонов. Очень боялся, что будет межвитковое замыкание в трансформаторе. Затем поменял все радиолампы на более свежие, какие у меня были в запасе. Но при первом включении приемник молчал. Пришлось с прибором проверить все цепи питания. Обрыв был в дросселе фильтра питания. Подобрал подходящий по габаритам, нашел место для установки, впаял. И вот снова включение. Появился шум в наушниках,переключаю диапазон. Кручу настройку. И сразу же попадаю на первую программу радиовещания. И я еще раз порадовался реанимации такой раритетной техники.
В первых приемниках монтаж радиодеталей был навесной, осуществлялся точечной сваркой, потому что детали были крупные, и пропаять места соединений было трудно. Переходной моделью, в которой переключение диапазонов выполнялось уже клавишами, а монтаж был выполнен навесной с точечной сваркой, был радиоприемник «Волна». Небольшого размера. В округлом, полностью карболитовом корпусе. Всего три клавиши – «ВКЛ», «ДВ», «СВ». Главным недостатком всех первых моделей приемников было отсутствие в них магнитных антенн. Хороший прием был только при наличии длинной наружной антенны и заземления.
Заслуживает особого внимания еще одна оригинальная конструкция. Переносная радиола «Казань-57». Корпус и размеры остались от патефона. Приемник был с фиксированной настройкой семи волн. А делалось это так. Снимался диск проигрывателя, включалась кнопкой выбранная порядковая волна, тонкой отверткой через шлиц на панели настраивался контур на нужную волну. Далее процедура повторялась для других волн. Диск на место. А потом только щелкай клавишами. Головка звукоснимателя была уже пьезоэлектрической.
Интересной была конструкция радиоприемника «Звезда-54». Корпус был металлический, с драпированной изнутри решеточкой в виде горизонтальных полосок, разделенной вертикальной широкой полосой. На этой полосе вертикально крепились ручки настройки приемника. Корпус был овальной неправильной формы. Это было похоже на трапецию с закругленными углами, и поставленную на малое основание на подставку. Окрашен был приемник в зеленый или красный перламутр.
Видел я у своего друга детства еще один оригинальный приемник. В классическом прямоугольном корпусе вертикальная шкала размещалась в центре передней панели, представляя собой узкую полоску с цифрами за стеклом. Переключение диапазонов выполнялось ручкой внизу шкалы. Переключатель шкалы был барабанного типа. Еще ниже была большая ручка для настройки. При настройке по шкале бегало колечко красного цвета. А по бокам первой ручки размещались ручки громкости и тембра. Передняя панель драпирована красивой тканью. Полагаю, что это был приемник тоже с Рижского радиозавода. Название не помню. Потому что был слишком мал.
А потом пошли массовые серии приемников с малогабаритными деталями, печатными платами, магнитной антенной. Это были не просто приемники, а радиолы с множеством названий и классической функциональной схемой и клавишной компоновкой переключателя диапазонов. Из их числа запомнилась радиола «Рассвет» с встроенными часами, которые могли включать приемник в установленное время. Новинкой стала среди приемников радиола «Гамма» с цветомузыкальным сопровождением на полуматовом экране передней панели. Это была первая попытка совместить звук и цвет.
Хорошими характеристиками отличалась радиола «Латвия», её родители купили в 1961 году, и эту технику я впоследствии изучил до последней детали. Радиола имела вращающуюся ферритовую магнитную антенну, положение которой можно было изменять.
Но самым лучшей радиолой считалась модель высшего класса - «Фестиваль». При классической компоновке основных элементов настройки – т.е. сдвоенных ручек по краям стеклянной шкалы внизу корпуса, ручек регулировки тембра ВЧ-НЧ, перед клавишами внизу располагалась еще одна продолговатая клавиша-качалка плавной механической настройки. При нажатии на один из концов клавиши включался маленький моторчик и вращал механизм настройки. Риска плавно перемещалась по шкале.
Более поздние модели радиол имели дополнительные элементы настройки звучания. Так. На радиоле «Беларусь» в левом верхнем углу передней панели был клавишный переключатель «ОРКЕСТР», «ДЖАЗ», «РЕЧЬ». И усилитель был мощный двухтактный, было еще два низкочастотных и три высокочастотных динамика.
А вот проигрыватели на всех радиолах были примерно одинаковы, третьего класса.
Одно время были популярны радиокомбайны, совмещавшие в одном корпусе приемник, проигрыватель, магнитофон и мощные динамики. Все они были объемные по габаритам и стояли на ножках, как отдельный элемент интерьера комнаты.
С переходом на новую элементную базу, то есть на транзисторы и микросхемы, облик приемников опять изменился. Все эти комплексы, музыкальные центры стали многоблочными. Каждый блок был функциональным. Отдельно приемник, отдельно проигрыватель, отдельно мощный усилитель. Отдельно звуковые колонки с улучшенными характеристиками. Все это было выполнено в малых габаритах. И как таковой радиоприемник тихонько прекратил свое существование.
Но рассказывая о стационарной бытовой радиотехнике, было бы несправедливым умолчать о переносной радиоаппаратуре. А у нее тоже интересная и обширная история. Первой конструкцией для приема радиосигнала вне дома, на природе был детекторный приемник. Пластмассовая коробка, в ней гнезда для подключения антенны, земли, детектора на вилке и головных телефонов. Все. Вращая потихоньку ручку конденсатора переменной емкости, можно было найти мощную станцию и слушать передачи на наушники.
Но это было самое начало истории переносных приемников. Сразу же, с появлением транзисторов в 60-х годах появились и вполне приемлемые по техническим характеристикам переносные транзисторные приемники. Их в народе называли просто «транзистор». В художественном фильме «Три плюс два» у героев был приемник «Турист». С большой круглой шкалой. В ярком цветном овальной формы корпусе. Похожим по внешнему виду был приемник «Атмосфера», с гибкой капроновой ручкой. Потом дизайн у «Атмосферы» изменился. Корпус стал прямоугольным и шкала узкой полоской в верхней части лицевой панели. Одновременно появились приемники меньшего размера – «Селга» и «Гауя» Рижского радиозавода, «Сокол», «Старт-2» и множество других названий. «Селга» был одним из наиболее популярных приемников у молодежи. Выпускались даже малогабаритные приемники, типа «Микро» с микротелефоном -капсюлем для уха.
А для тех, у кого было достаточно денег, были уже в продаже многодиапазонные переносные приемники, оборудованные выдвижной антенной. Одним из самых первых, престижных и популярных был приемник «Спидола» и как модификация «ВЭФ Спидола-10». Шестидиапазонный, с выдвижной антенной, в корпусе черного цвета овальной формы и светло – желтой лицевой панелью. Ручки настройки, спрятанные в корпус, были также черного цвета. Такой классический дизайн сохранялся довольно долгое время. А переключатель диапазонов был барабанного типа. За узеньким стеклом просматривалась шкала только выбранного диапазона. Более поздние модели «Спидолы» имели широкую многодиапазонную шкалу и корпус прямоугольной формы черного цвета с никелированной отделкой. Но в любом варианте этот приемник считался одним из лучших. У меня тоже был подобного типа приемник, легче весом, но тоже с хорошими техническими характеристиками. Мой «Меридиан» и до сих пор прекрасно работает.
Вскоре производство больших многодиапазонных приемников с улучшенными характеристиками стало таким массовым, что уже было трудно уследить за тенденциями их развития. Многие имели блок для приема стереосигналов. В то время приобрел себе такой приемник -"Ленинград-006 стерео" Хорошая аппаратура.Работает отлично до сих пор.
Малой серией выпускалась даже переносная радиола, в которой имелось проигрывающее устройство, а головка звукоснимателя пряталась под ручкой.
С развалом СССР все остановилось. Рынок быстро наполнился импортной техникой вытеснившей остатки отечественной. А с переходом на цифровое вещание началась микроминиатюризация. Маленькие тюнеры, размером с зажигалку позволяют принимать высококачественный сигнал практически без помех. Хотя сохранились в большом ассортименте и переносные габаритные комбайны, совместившие функции приемника, кассетного магнитофона, проигрывателя CD дисков.
Я намеренно не стал останавливаться на автомобильных приемниках и различных проигрывающих устройствах. Потому что эта тема настолько широка, что требует отдельного изложения. Единственное, что я хотел бы отметить, так сильно возросший интерес к проигрывающим устройствам грампластинок. Специалисты считают, что звучание с пластинки через проигрыватель лучше по качеству звучания, диапазону воспроизводимых звуковых частот. И сейчас уже есть в продаже проигрыватели, которые стоят больших денег.
О радиоприеме можно говорить бесконечно много. Свой маленький экскурс в мир приемников я совершил для тех, кому интересна история развития радиоприема в быту. Мне пришлось частично обратиться к некоторым техническим терминам, но, думаю, они не затруднят чтения.
Беляков Алексей Андреевич
http://www.proza.ru/2013/06/26/1833